ardelfi.livejournal.com 10.02.2018 20:44
Внезапно постиг дефицит времени, а несколько событий заслуживают внимания.
1. Красивейшая техническая картина нарисовалась для индекса Доу Джонса после недавнего сюрприза. Времена и даты конечно неизвестны, но ценовые уровни вполне определились. График месячный, и этой конструкции уже десять лет.
2. Тихо и малозаметно развиваются события с незаменимыми металлами. На этот раз внимания заслуживает кобальт, который является назаменимым компонентом литий-ионных аккумуляторов с большой плотностью хранения энергии, например для транспорта. Проблема с кобальтом не в его резервах и запасах, а в методе его добычи: это в основном побочный продукт производства меди или никеля, и ради увеличения производства кобальта никто не станет копать новую или расширять существующую медную или никелевую шахту. Поэтому сколько есть, столько и есть, а значит при росте промышленного потребления кому-то начинает не хватать. У кого рост, тому и не хватает, и этими нищими кобальтом оказались автопроизводители, готовящие масштабный переход на электротягу. Их первые попытки обеспечить свои потребности были неудачными: считая себя очень дорогими (хоть и новыми) клиентами, они попытались диктовать условия и цены производителям кобальта, и были неожиданно быстро посланы ими на астероиды в тёмные глубины.
Теперь подход изменился, и вот BMW заявляет что уже готовы прямые контракты с шахтёрами по литию и кобальту на десять лет. Чтобы понять ситуацию и цену вопроса, достаточно процитировать BMW: «наши потребности в материалах для автомобильных аккумуляторов увеличатся в 10 раз к 2025, и нас очень удивило насколько быстро растёт спрос». Нетрудно догадаться что врядли какие-либо крупные автопроизводители решили отказаться от своей доли рынка, поэтому сравнимый рост можно ожидать в целом по промышленности. А где все эти люди планируют покупать кобальт в таких количествах? А где его купят те кому не хватит? Неважно где – его просто нет в таких количествах, и не появится. В 2016 мировое производство было порядка 123кт, а автопрому к 2030 потребуется более 450кт, и масштабы инвестиций автопроизводителей в электротягу колоссальные – это десятки гигабаксов для крупной компании, которых в мире весьма много (в Китае особенно).
И что в таких крайне запущенных случаях происходит? Финансовые потоки направляются в расширение добычи, точнее в убедительные обещания и ожидания расширения добычи, в первую очередь в новые месторождения. Пытаться спекулировать на цене кобальта наверно ещё не поздно, но эта тактика будет подвержена всем негативным рискам из пункта 1, а также всем позитивным рискам из пункта 2, поэтому мёда с дёгтем получится примерно пополам – взболтано, но не перемешано. А вот в штучные и поимённо известные (мне известна лишь одна) молодые и маленькие добывающие компании с кобальтом (в будущем) смысл есть. Эта модель работает каждый раз: так было с ураном, железом, лантаноидами и всеми прочими временно-дефицитными металлами. При работе рост цены металла (промышленного) достигает порядка 10 раз, а спекулятивный рост стоимости молодых и маленьких добывающих компаний достигает от 10 до 10к раз, причём риск практически полностью позитивный: их стоимость и так на околонулевом уровне, и может уйти в ноль лишь при эпическом провале руководства на более поздних этапах, поэтому "на все деньги" их покупать нельзя, но на 10% денег очень даже можно – строго вовремя, и на околонулевом уровне. В моменты сугубой печали на фондовых рынках, которые в принципе никак не должны влиять на такого рода компании, их цена вообще устремляется к околонулевой, однако никакой вины компании в этом нет – это фонтанирующие (вниз) эмоции. Вот тогда их нужно брать, когда их никто не любит и все боятся, как гранаты без кольца. В 2008 такие были на тему железной руды – хорошие компании с годными шахтами или месторождениями в 2009 выросли с кризисных низов в ~10 раз. Поэтому пожелаем быстрого успеха парням в пункте 1 – нам нужен забор из больших красных палок и покрытое вырванными волосами днище с убедительной вмятиной.
3. Интересная новость примерно на ту же тему просочилась из Японии. Относительно недавно к обычным полупроводниковым материалам широкого применения добавились карбид кремния и нитрид галлия. Они очень полезны в силовой электронике, высокочастотной электронике, и особенно в силовой высокочастотной электронике – из них делают транзисторы и диоды для всего этого. И вот к ним добавляется третий – оксид галлия, о чём новости из Японии и сообщила. Ничем новым в контексте требуемых материалов это не должно грозить, но есть один маленький пустячок: из оксида галлия получается сделать лишь половину транзистора. Вторая половина транзистора получается из оксида иридия. И вот тут полезно вспомнить что годовое производство иридия, который получается в количестве единиц тонн (при добавке со складов может получиться до десятка в год) в результате длиннющего и сложного процесса разделения металлов платиновой группы.
Что бывает когда склады пустеют, а уже неудовлетворённый спрос сохраняется, известно – это было в недавнем прошлом с рутением и родием, цена временно увеличивается на порядок. С учётом ничтожности количества и доли иридия в стоимости транзистора, в такой ситуации не будет ничего удивительного. Сейчас стоимость иридия очень далека от низов, но события из пункта 1 могут это быстро исправить. Поэтому пожелаем парням творческих успехов!
|