Василий Стоякин,Киев , Деловая газета «Взгляд» – vz.ru 10.02.2017 19:05
На сегодняшний день уже очевидно, что украинские власти не будут выполнять Минские соглашения в том виде, в каком они были заключены, и рассматривают несколько вариантов отказа от них. Среди них есть как те, что так или иначе закрепляют статус-кво, так и те, что грозят трагическими последствиями. Чего же ждать Донбассу от Киева в обозримой перспективе?
На стартовавшей 7 февраля сессии Верховная рада должна будет принять определенные решения, касающиеся урегулирования конфликта на юго-востоке страны. Во всяком случае депутаты об этом прямо заявили. При этом, скорее всего, позиция украинской стороны будет далека от того предварительного консенсуса, который был установлен между Москвой и Вашингтоном еще при Бараке Обаме (канцлер Германии Ангела Меркель стала «миротворцем» только после консультаций с США).
В России принято считать, что киевские власти пошли на мирные соглашения, известные как Минск-2, из-за поражений на фронте[1]. Но это не совсем так.
Да, поражения были, но также было очевидно, что боевые действия приобрели локальный характер. Несмотря на все успехи, ополченцы не дошли даже до границ Донецкой и Луганской областей, непосредственной угрозы для Киева не представляли и даже были для него в чем-то выгодны – гражданскую войну удалось перевести в формат межгосударственного конфликта с определенной линией фронта.
То, что Россия отказалась от военной операции по всей линии границы и первой выступила с инициативой мирных соглашений, согласившись выступить их гарантом, привело Киев к выводу, что Россия не может довести дело до конца, что Кремль боится реакции мирового сообщества, что санкции работают, а военной силы для захвата Украины у Москвы попросту нет. В таких условиях можно продолжать войну и одержать-таки победу, но не понятно, ценой каких потерь. А можно эмулировать переговоры при поддержке западных партнеров, тренировать армию, подворовывать на военных контрактах (это – важно) и ждать момента, когда Россия капитулирует под давлением санкций – тогда Донбасс можно будет вернуть, не исполняя требований Минска.
Сейчас даже Киеву понятно, что эти расчеты были иллюзорны и основывались на неадекватном представлении о возможностях и состоянии России. Президент Петр Порошенко косвенно признал это еще в октябре 2015 года, выступив с инициативой создания Центра изучения проблем России. Но принципиальный шаг был сделан, и теперь перед Киевом стоит вопрос, как бы так выполнить Минские соглашения так, чтобы их не выполнять?
Тут, правда, стоит подчеркнуть, что сами по себе Минские соглашения для Украины вполне выгодны, поскольку предполагают восстановление территориальной целостности ценой вполне умеренных уступок (например, в тексте соглашений не фигурируют названия «ЛНР» и «ДНР» – их сохранение является «недопустимой операцией»).
Позиция парламентской радикальной оппозиции («Батькивщины» Юлии Тимошенко, Радикальной партии Олега Ляшко и «Самопомощи» львовского мэра Андрея Садового) сводится по большому счету к двум пунктам.
Первый – объявить военное положение на территории Донецкой и Луганской областей (это возможно по украинскому закону о правовом режиме военного положения), что можно считать «мягким вариантом» объявления войны РФ. В случае, если появятся реальные шансы изменить повестку дня в ООН, эта идея из маргинальной может превратиться в официальную, и голоса в парламенте найдутся.
Второй – принять закон об оккупированных территориях, который бы пресек торговлю с ДНР/ЛНР через линию разграничения. По этому вопросу между властью и оппозицией происходит конфликт, который уже перешел в силовую фазу – оппозиция организовала блокирование железной дороги[2] из «зоны АТО» (кого они блокируют, не совсем понятно, поскольку уголь идет на украинские электростанции), а власть их за это критикует и даже разогнала блокировщиков, когда охранявшие их неприкосновенные депутаты отбыли на сессию.
Остальные фракции Рады (включая Оппозиционный блок) своей позиции по этой проблеме не высказали – ждут, когда влиятельные внешние игроки примут какое-то решение.
Нужно понимать, что Минские соглашения писались, исходя из предположения, что, реализуя их, киевский режим изменится таким образом, что станет приемлемым для населения Донбасса (по примеру Испании и Португалии). Собственно, такое мнение сохраняется и сейчас, в то же время очевидно, что Киев не может и не хочет двигаться в сторону демократизации. И даже формальное исполнение соглашений если и приведет к перерождению режима, то в сторону его радикализации, что будет иметь для Донбасса трагические последствия.
Ссылки
|