Никита Коваленко , Деловая газета «Взгляд» – vz.ru 25.04.2017 16:45
Соединенные Штаты продолжают подсчитывать сумму гигантских расходов, которые предстоит понести стране ради резкого увеличения состава военно-морского флота. Это будет самый крупный рост ВМС США со времен холодной войны. Ради чего он затевается, в целом понятно, но вот масштаб проблем, которые будут сопутствовать столь большому строительству, Трампу еще предстоит осознать.
Президент США Дональд Трамп намерен серьезно усилить американский флот, увеличив его численность на несколько десятков кораблей. Планы верховного главнокомандующего обойдутся Вашингтону в серьезную сумму[1] – в Конгрессе активно подсчитывают возможные расходы бюджета. И все это в ущерб финансированию НКО, помощи иностранным государствам и другим подобным проектам.
Такие тенденции говорят о том, что новый глава Белого дома намерен отойти от концепции «мягкой силы», так любимой его предшественником Бараком Обамой и другими демократами. Как истинный республиканец Трамп будет опираться в продвижении американских интересов по всему миру на силу реальную, то есть военную, что он уже продемонстрировал в Сирии[2] и Афганистане[3]. А главным оплотом военной мощи США традиционно являлся флот, как нельзя лучше предназначенный для обеспечения американского присутствия в любой точке мира.
Зачем Трампу столько кораблей?
Что же помимо приверженности республиканским идеям толкает Трампа на такие шаги? Вряд ли только простая импульсивность и желание обладать значительной военной мощью, как утверждают некоторые из его оппонентов внутри США.
«С одной стороны, смещение фокуса их интересов на область Азии, где имеется крупный и быстрорастущий китайский флот. С другой стороны, интересы оборонно-промышленного комплекса. Ну, и с третьей, американцы исторически морская держава, флот помогает им проводить активную глобальную политику в нескольких местах одновременно», – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
В современных условиях ВМС используются для решения широкого спектра задач. В частности, они задействуются в различных точках мира для борьбы с пиратством (например, в Сомали), наркотрафиком, контрабандой, в контртеррористических операциях, гуманитарных миссиях (даже в борьбе с лихорадкой Эбола в Африке). В Пентагоне выделяют 18 морских зон, где ради обеспечения национальных интересов США необходимо постоянное присутствие американских кораблей. Рост спроса на услуги флота провоцирует и увеличение его потребностей в дополнительных ресурсах.
«США собираются решать задачи глобального характера. Для этого им нужны силы и средства флота, которые способны были бы это сделать. В настоящий момент сил и средств, по их оценкам, недостаточно», – считает председатель Союза геополитиков Российской академии ракетных и артиллерийских наук, (РАРАН) доктор военных наук Константин Сивков.
Следует учитывать, что не все корабли могут одновременно выйти на боевое дежурство. В настоящее время из имеющихся в распоряжении Вашингтона 272–275 (по разным оценкам) кораблей на боевом посту находятся только около 35%. Это обосновано необходимостью регулярного технического обслуживания и ремонта (которые порой затягиваются по срокам), ротации и отдыха экипажа. Таким образом, для обеспечения присутствия только одного корабля в удаленном регионе мира необходимо в реальности не менее трех кораблей (и двух экипажей): один на боевом дежурстве, один на обслуживании (ремонте), один на переходе до места базирования или дежурства.
Еще одна причина – давно назревшая потребность в модернизации американского флота. Проблема эта касается не только самих кораблей. На текущий момент около 62% всех самолетов, базирующихся на американских авианосцах (F/A-18 Hornet и F/A-18E/F Super Hornet), не способны взлететь (например, требуют ремонта или уже находятся на техобслуживании). В нормальных условиях это число должно составлять не более 30%. Таким образом, если в ближайшее время США не займутся обновлением флота, его боеcпособность может значительно снизиться.
Но главные причины планов по увеличению флота все-таки внешние. И в первую очередь это противостояние с Китаем, считает Андрей Фролов. Антикитайский настрой Трампа – не простая паранойя. Расходы КНР на оборону неуклонно растут (более чем на 100 млрд долларов с 2010-го по 2016 год). При этом особый акцент КНР делает на ВМС. На вооружении китайских ВС стоит один авианосец, еще один вскоре будет достроен, а всего в ближайшие годы Пекин планирует довести их число до пяти. Активно идет строительство и подводных лодок, как ударных (сейчас их более 60), так и стратегических (на данный момент пять).
Особые опасения американцев вызывает первая в мире противокорабельная[4] баллистическая ракета DF-21D, уже получившая прозвище «убийца авианосцев» и находящаяся на последних стадиях испытаний. Кроме того, КНР успешно испытала свою первую межконтинентальную баллистическую ракету DF-41 с разделяющейся боеголовкой, которая может поражать цели на расстоянии до 15 тыс. км и вполне способна преодолеть американскую ПРО. Все это в перспективе позволит Китаю не только успешно противодействовать авианосным группам США и запереть подступы к своей территории, в том числе спорной (Тайвань, острова Южно-Китайского моря и т. д.), но и создавать проекцию силы на весь АТР, а также в другие точки мира, что абсолютно не устраивает Вашингтон.
Кроме того, для производства такого количества кораблей нужны огромные производственные мощности, которых и так не хватает (например, из-за этого не раз откладывались программы по модернизации и строительству подводных лодок). Чтобы переориентировать кораблестроительные предприятия под новые объемы выпуска продукции, понадобится много времени и значительные капиталовложения. Причем помимо увеличения мощностей и количества верфей необходимо нарастить выпуск продукции смежных предприятий, поставляющих различные детали для кораблей (винты, якоря, ядра атомных реакторов и др.), что является еще более сложной задачей.
Кроме того, стоит понимать, что в реальности довести количество кораблей до 350 – это не просто к текущим 275 прибавить 75. Ведь надо учитывать, что за 30 лет, на которые рассчитан план Трампа, многие старые корабли будут списаны. А значит, для достижения намеченной цели на самом деле понадобится построить примерно 329 кораблей. Иначе говоря, США необходимо будет строить примерно 12 кораблей в год (предыдущий план предполагал закупку восьми кораблей ежегодно).
Вдобавок на данный момент конкретного детального плана строительства нет, и как видит Трамп свою будущую «непобедимую армаду», известно только ему самому. Во многом определяющей в этом плане будет фигура нового министра военно-морских сил, которая пока также неясна. В то же время следует понимать, что президент США вряд ли откажется от своих грандиозных планов и будет изыскивать способы их продавить. И опорой в этом ему станут республиканцы. Трампу уже довелось опробовать применение военных мер в Сирии и Афганистане, и он явно не намерен останавливаться на достигнутом. А мощный флот будет отличным подспорьем для «игры мускулами» и демонстрации американской военной мощи в различных уголках мира, а также проведения политики сдерживания других стран, будь то КНДР, Иран, Китай или Россия.
Ссылки
|