colonelcassad.livejournal.com 21.10.2017 11:21
Конституционный суд Молдавии фактически временно приостановил полномочия президента страны Додона.
Причина все та же – кризис вокруг назначения министра обороны, который не подконтролен президенту и зависит от прозападного правительства.
Временно исполнять обязанности президента Додона будет либо председатель парламента Андриан Канду, либо премьер-министр Павел Филип.
Согласно озвученному в пятницу постановлению Конституционного суда, отстранение Додона от должности продлится до момента назначения новым министром обороны Еуджена Стурзы и приведения его к присяге.
Решение было принято Конституционным судом по запросу правительства, которое обвинило президента в нарушении Конституции и провоцировании институционального кризиса и политической нестабильности.
«Сложилась ситуация, когда необходимо временное исполнение обязанностей президента не на какой-то период времени, а для определенной цели. Это назначение министра обороны. Республика Молдова парламентская страна, а президент не может провоцировать институциональные кризисы и политическую нестабильность», – говорится в запросе правительства, подписанном премьер-министром Павлом Филипом.
17 октября Конституционный суд постановил, что повторный отказ президента назначить министра следует толковать, как неспособность исполнения главой государства обязанности и влечет за собой временное отстранение от должности.[1]
Кризис вокруг этого поста отмечался еще во время попыток Додона помешать отправке молдавских войск на НАТОвские учения на Украине.
Данное решение суда демонстрирует аппаратную слабость Додона, который стреножен действующим законодательством, оставляющим прозападному правительству больше полномочий. В этом плане борьба России и НАТО за влияние в Молдавии создает своеобразный клинч, который может быть разрешен несколькими способами.
1. Одна из сторон побеждает административным путем, ограничивая возможности оппонентов путем судебных решений и существующих правовых процедур. Примерно так сейчас пытаются давить Додона, на деле показывая, что его позиции весьма уязвимы.
2. Организация конституционного кризиса с целью выхода на перевыборы для устранения двоевластия. Данный сценарий желателен Додону, но оппоненты на эту удочку не клюют, так как понимают, что на выборах про-додоновские силы имеют шансы склонить баланс сил в парламенте в свою пользу и организовать смену состава правительства, что приведет к поражению прозападных сил в Молдавии и уходу Молдавии в сферу влияния России.
3. Силовое разрешение кризиса, когда одна из сторон пытается силой отстранить от власти другую. Например, организация массовых протестов против парламента или президента под тем или иным предлогом, с целью свержения через улицу. Альтернативный вариант – силовой переворот с опорой на силовые структуры (МВД, армию, местное ГБ). На текущий момент силовики скорее ориентированы на правительство, а Додон имеет более сильные позиции на улице. По мере затягивания кризиса, вероятность варианта №3 как способа преодоления двоевластия, будет нарастать.
Весь этот кризис наглядно показывает всю остроту столкновения интересов России и Запада на территории республик бывшего СССР, где попытки РФ поддерживать пророссийские силы в бывших республиках, встречают очень жесткое и организованное сопротивление со стороны стратегических оппонентов. От разрешения кризиса вокруг Молдавии зависит не только судьба этой страны, но и Приднестровья.
|