pavel-shipilin.livejournal.com 04.07.2017 07:00
Сегодня Владимир Путин проведет переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, который со вчерашнего дня находится в Москве во главе большой делегации. По итогам официального визита планируется подписание четырех десятков двусторонних соглашений на сумму более 10 млрд долларов.
Но разворот России на Восток — это не только экономика, но и большая политика.
Несколько дней назад Россия приостановила уплату членских взносов в Совет Европы, тем самым, по сути, начав процесс выхода из этой организации. Как следствие, мы, видимо, со временем закончим сотрудничество с ПАСЕ, ОБСЕ и ЕСПЧ. И хотя МИД объяснил[1] этот шаг вынужденным, связанным с лишением права голоса нашей парламентской делегации, думаю, это отговорки. Проблема куда серьезнее: мы вообще будем постепенно прекращать взаимодействие с Европой, оставив несколько выгодных экономических проектов вроде «Северного потока».
Я думаю, эти два события — укрепление партнерских отношений с Китаем и выход из евроструктур связаны. Мы потеряли интерес к Старому Свету, передавшему свой суверенитет за океан.
Уже очевидно, что центр принятия экономических и даже политических решений, а также вопросов коллективной безопасности смещается в Азию. Будущее за ШОС, а не за Советом Европы.
Путин второй раз в этом году встречается с Си Цзинпином. В мае они плодотворно пообщались в Пекине на форуме «Один пояс, один путь». Кроме того, президент РФ и председатель КНР планируют встретиться на других международных мероприятиях — саммите G20 в Гамбурге 7 – 8 июля и на саммите БРИКС в китайском Сямэне в сентябре.
Сравните с интенсивностью встреч с европейскими лидерами, и для вас тоже многое прояснится.
По итогам визита Владимир Путин и Си Цзинпин примут два совместных заявления — о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и, что, на мой взгляд, даже важнее, о текущей ситуации в мире и важных международных проблемах. Наши позиции по глобальным и региональным вопросам во многом схожи, пора их публично обозначить и зафиксировать.
Россия, похоже, осознала себя евроазиатской державой. Глупо не получать выгоду от своего географического положения.
____________________
Разворот на Восток становится интенсивнее, в статье для интернет-газеты «Утро» расписал процесс подробнее.
Россия "сделала ручкой" Совету Европы
utro.ru/articles/2017/07/03/1332364.shtml
03.07.2017, 17:47
Прекратив выплату членских взносов в Совет Европы, мы вроде бы признали поражение в короткой по историческом меркам схватке с США за Старый Свет. Чего, впрочем, следовало ожидать — в то время как Россия после исчезновения СССР с любопытством подростка, впервые попавшего на взрослую вечеринку, оглядывалась по сторонам и робко улыбалась незнакомцам, опытные американцы под шумок строили стену между ядерной державой и экономически развитыми странами. И, наконец, построили.
Однако так выглядит ситуация лишь на первый взгляд, при поверхностном мировосприятии. В действительности глобальные процессы — экономические, политические, военные гораздо глубже и серьезнее. После событий на Украине и в Сирии Россия вступила в новую для себя фазу развития — начался период самоидентификации государства как географического центра Евразии, моста между древними цивилизациями Востока и Запада. Если смотреть на ситуацию стратегически, то, что происходит сегодня на европейском субконтиненте, выглядит мелко и не может повлечь за собой катастрофических последствий, как было раньше.
В этом смысле постепенный выход из сравнительно небольшого регионального проекта — Совета Европы с одновременным усилением Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входят такие мощные и перспективные экономики, как Китай и Индия, представляется логичным и последовательным. Россия просто воспользовались ситуацией, чтобы не терять время и деньги на участие в партнерстве, которое перестало быть центром силы, потому что ничего не решает. Да и экономически куда слабее азиатских игроков.
Поворот на Восток, начавшийся в 2011 – 2012 гг. и ставший интенсивнее после киевского Майдана и реакции Запада на «крымскую весну», уже приносит плоды, которые пока, возможно, не так заметны. Однако Сибирь и Дальний Восток скоро нельзя будет назвать глухой провинцией, которая всегда требовалась нам лишь как глубокий тыл в противостоянии с Западом и кладовая полезных ископаемых. Здесь действует полтора десятка территорий опережающего развития со льготным режимом налогообложения, идут инвестиции, строятся заводы. Сопряжение китайской концепции «Один пояс, один путь» с Евразийским экономическим союзом позволит радикально улучшить инфраструктуру, а значит, и связь с европейским центром России.
Те, кто участвует в переговорах с Поднебесной, интенсивно ведущимся уже несколько лет, отмечают положительную динамику. Китайцы для нас как экономические партнеры до известной степени были сложны. Но и мы казались китайцам загадочными. Однако постепенно переговорщики гораздо лучше узнали друг друга, напряжение ослабло, совместная работа стала гораздо эффективнее, чем при первых контактах, когда ни о чем договориться почти не удавалось.
Разумеется, поворот на Восток вовсе не означает «спиной к Западу» — совместные проекты вроде «Северного потока» будут по-прежнему действовать. Да и культурные связи с Европой вряд ли прекратятся. Но экономически и даже политически юго-восток и юг Азии представляют несомненный интерес.
У всех на глазах практически утратила актуальность концепция коллективной безопасности от Лиссабона до Владивостока, а вместе с ней объективно снизилось значение и роль ОБСЕ. Сегодня уместнее говорить о включении в общую систему безопасности всего евроазиатского материка и даже дальше, в Японию и Индонезию. В этом важном вопросе без России не обойтись, что хорошо понимают и в Китае, и в Индии.
Привлекательность нового интеграционного проекта в том, что его участники не требуют и никогда не потребуют от партнеров цивилизационного выбора, а тем более универсализма. Здесь и поныне действует Вестфальская система международных отношений, предполагающая суверенитет государств и невмешательство в их внутренние дела. Европа же объявила об отходе от этих базовых принципов мирного сосуществования, но дальше утопических идей дело не пошло.
Сам Евросоюз стал примером того, как благородные цели сталкиваются с жестким протекционизмом, стоит на горизонте появиться тучам того или иного кризиса. В 2009 году ведущие европейские страны чуть было опять не замкнулись в собственных границах, чтобы без тяжелых гирь взятых на себя международных обязательств решать проблему экономического кризиса, страны Восточной Европы не намерены нести общее бремя приюта для беженцев, а Великобритания вообще сделала всем ручкой.
Азиатские страны (за исключением разве что Японии) в силу разных исторических и политических обстоятельств никогда не претендовали на роль примера для подражания. А если и говорят о собственной исключительности, то сугубо для воспитания патриотизма в подрастающем поколении. Это уважение к суверенитету, к обычаям и самобытности каждого государства превращает интеграцию с ними в привлекательный и весьма перспективный проект, который уже вовсю реализуется.
Выход из Совета Европы — это не обида, не ответ на мелкий троллинг русофобов из ПАСЕ, а продуманная стратегия дальнейшего развития страны. Если посмотреть на карту, некогда могучий Старый Свет выглядит по сравнению с Россией, Китаем, Индией, Пакистаном, Ираном маленькой периферией огромного материка. Во что он и превратится через несколько десятилетий.
|