ПравдаИнформ: Напечатать статью

Илон Маск приближается к позорному банкротству

Дата: 30.03.2018 10:44

Илон Маск, основатель, генеральный директор и ведущий дизайнер SpaceX. Архивное фото


Иван Данилов, автор блога Crimson Alter

Рейтинговое агентство Мудис решило нанести удар в спину Илону Маску и его компании Tesla Motors. Кредитный рейтинг Tesla Motors снижен до уровня B3 с негативным прогнозом, а индивидуальный рейтинг самого "свежего" выпуска ее облигаций, проданных инвесторам в августе прошлого года, был опущен[1] до уровня Caa1. Финансовые инструменты и компании с такими рейтингами на финансовом сленге называются "мусорными" ("junk"), что намекает на то, что их инвесторы должны обладать повышенной толерантностью к риску и пониженной брезгливостью. Не зря сам процесс инвестирования в такие компании и бумаги называется "нырком в мусорный бак" ("dumpster diving") и зачастую становится темой карикатур в деловых СМИ.

Аналитик агентства Мудис Брюс Кларк изложил причины понижения оценки компании Илона Маска: "Рейтинги Tesla отражают серьезные недостатки в плане скорости производства электромобилей марки Model 3, а также проблемы с ликвидностью из-за большого негативного денежного потока и приближающихся выплат по долгам". В переводе с "аналитического" языка на человеческий это звучит примерно так: "Tesla производит мало автомобилей, постоянно теряет деньги и скоро компании нужно будет платить по долгам, хотя средств на это нет".

Неудивительно, что на таком информационном фоне акции Tesla Motors упали за неделю почти на 15 процентов. Сегодня в США выходной и торги не ведутся, но следующая неделя тоже откроется падением, потому что уже после закрытия торгов компания объявила об отзыве[2] 120 тысяч (!) автомобилей из-за проблем с системой управления, которые могут подвергнуть физической опасности владельцев "Тесл".

Аналитики агентства Блумберг провели расчет скорости, с которой Tesla Motors теряет деньги. По их оценке, детище Илона Маска "сжигает" чуть больше 6500 долларов в минуту — и делает это 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году. Средства на ее счетах иссякнут к концу года, причем следует учитывать, что это заемные деньги, которые тоже придется каким-то образом возвращать. Для того чтобы хоть как-то исправить ситуацию, менеджмент перешел к использованию методов, которые чаще встречались в социалистических странах и вряд ли могут считаться нормальными для частной компании. Руководство Tesla Motors призывает[3] рабочих на своих фабриках ускорить производство автомобилей, чтобы "выполнить план на первый квартал 2018 года" и "показать ненавистникам компании, насколько они неправы". Шансы на то, что рабочие Илона Маска в едином порыве изменят ситуацию на производстве, представляются мизерными, в том числе и потому, что Tesla Motors очень плохо заботится о собственном персонале. Несмотря на имидж высокотехнологичной, "хипстерской", современной и социально-ответственной компании, работать на Маска — удовольствие сильно ниже среднего, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы рядовых сотрудников, которые публикуются в западных СМИ.

Автомобиль Tesla на орбите Земли и приземление ускорителей Falcon Heavy / © 2018 Associated Press

В статье, опубликованной в 2017 году в британской газете "Гардиан", описываются довольно-таки нечеловеческие условия труда на производстве электрокаров. Так называемая "фабрика будущего", которую с помпой открывал лично Маск, на деле оказалась ближе к производственным моделям XIX века, ярко описанным в произведениях Диккенса: сотни вызовов скорой помощи в год и сверхурочная работа, которую нужно выполнять, несмотря на усталость и травмы.

По данным "Гардиан"[4], на "фабрике будущего" в год происходят сотни инцидентов, связанных с безопасностью рабочих, — они, помимо травм на производстве, жалуются на "обмороки, тошноту, тремор, нарушения дыхания и боли в груди".

"Я видел, как люди просто валились в обморок, падали на пол, как блин на сковородку, и разбивали себе лица в кровь", — цитирует британское издание Джонатана Галеску, техника на заводе Tesla. "Они (менеджмент. — Прим. авт.) просто отправляли нас работать дальше, обходя упавшего, пока он все еще лежал на полу", — добавляет он. Вряд ли в этих условиях из рабочих Tesla Motors можно выжать дополнительную производительность или ожидать от них высокого качества труда. Что, впрочем, не помешает управляющим попробовать и дальше взывать к их "корпоративной гордости" и предполагаемой радости от участия в создании "машин, меняющих мир к лучшему".

Детище Илона Маска уже неоднократно приближалось к банкротству, но каждый раз какая-нибудь удачная пиар-акция, восторженные реляции в СМИ и новая "порция" инвесторов, желающих "приобщиться к гению и инвестировать в будущее", продлевали жизнь его компании. Возможно, и на этот раз его спасут, но пока ситуация выглядит крайне пессимистичной.

"Дела идут все хуже и хуже, с каждым днем", — сообщил агентству Блумберг Билл Зокс, руководитель департамента облигационных инвестиций фонда Diamond Hill Investment Group. "В этом вся суть того, что "Тесла" находится в негативном цикле, который продолжается сам по себе. Все обеспокоены", — добавил он.

Негативный настрой инвесторов разделяет Джек Флаэрти, управляющий портфелем немецкого фонда GAM Holding AG: "Все смотрят в бездну. Они ожидают, что ситуация выйдет из-под контроля. Компания однозначно находится на грани[5]".

Положение осложняется тем, что с корабля Илона Маска бегут его ближайшие соратники. За последние несколько месяцев из Tesla Motors ушли главный бухгалтер, директор по развитию бизнеса, финансовый директор и еще несколько высокопоставленных сотрудников. Обычно такое поведение — один из ключевых признаков того, что компания готова пойти ко дну и что у нее, вполне возможно, будут еще и проблемы[6] с законом из-за, мягко скажем, "креативного отношения к финансовой отчетности".

Благодаря усилиям определенного сегмента российских деловых СМИ и целой прослойки "модных лидеров общественного мнения" в России существует настоящий культ Илона Маска, автомобилей "Тесла" и всего, что с ними связано. Российские инвесторы в неформальном общении часто сетуют, что на российском фондовом рынке в основном присутствуют всякие скучные "Роснефти" и "Газпромы", а не гламурные компании, такие как Tesla Motors. В молодежной среде можно встретить жалобы на то, что в России нет таких же прекрасных, вдохновляющих и "высокотехнологичных" работодателей, как Илон Маск. Причем показательно, что, по большому счету, источник "вдохновляющего имиджа" — не какие-то реальные достижения, а именно пиар-акции или красивые ролики. Это печально. А еще очень печально, что эти же фанаты Маска критикуют российскую (крайне высокотехнологичную) оборонную промышленность просто из-за того, что ее презентационные ролики "не дотягивают" до уровня медийно-пиарной визуальной продукции Илона Маска.

С этим надо что-то делать. Когда-то СССР продали и предали за "300 сортов колбасы", но колбасу можно хотя бы съесть. А сейчас мы приближаемся к ситуации, когда часть общества готова ломать общественную систему за "красивые видосики", что просто поражает воображение. Несмотря на призывы любителей всего нового и западного, российскому государству вряд ли нужно пытаться "копировать Маска" и инвестировать деньги в появление его российских аналогов, но вот инвестировать деньги в то, чтобы научить общество отличать реальность от виртуальности и пиара, нужно было еще вчера. А сегодня это уже едва ли не ключевой вопрос долгосрочной национальной безопасности.

Электрический грузовик с функциями автопилота Tesla Semi / © РИА Новости / Tesla Motors

ria.ru/analytics/20180330/1517577199.html
30.03.2018, 08:58




Ссылки

[1]

Tesla Cut by Moody's on Production Issues, Liquidity Concerns - Bloomberg
27.03.2018

www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-27/tesla-cut-by-moody-s-on-production-issues-liquidity-concerns

[2]

Subscribe to read

www.ft.com/content/395f0024-33a8-11e8-b5bf-23cb17fd1498

[3]

Tesla Asks for Model 3 Factory Volunteers to Prove ‘Haters’ Wrong - Bloomberg
29.03.2018

www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-29/tesla-urges-workers-to-prove-haters-wrong-ramp-up-production

[4]

Tesla factory workers reveal pain, injury and stress: 'Everything feels like the future but us' | Technology | The Guardian
18.05.2017, 10:00 (07.02.2018, 12:23)

www.theguardian.com/technology/2017/may/18/tesla-workers-factory-conditions-elon-musk

[5]

Tesla Bonds Are in Free Fall - Bloomberg
28.03.2018

www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-28/tesla-bonds-down-to-86-cents-start-to-flash-warning-signals

[6]

www.forbes.com/sites/chuckjones/2017/02/25/teslas-cfo-abrupt-resignation-doesnt-pass-the-smell-test/#1584590d717d

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru