ПравдаИнформ: Напечатать статью

Автосервисы - идет игра на выбывание

Дата: 28.05.2016 11:37

Оригинал Алексей Грамматчиков , «Expert Online» – expert.ru 28.05.2016

В ближайший год число игроков на рынке авторемонтного бизнеса в России может сократиться более, чем вдвое. И это при том, что общие объемы автосервисных услуг в кризис не только не сокращаются, но наоборот – заметно растут.

Автосервисы: игра на выбывание

Более 50 тыс. компаний в России сейчас связаны с услугами по ремонту и обслуживания автомобилей. Об этом говорят данные недавнего исследования компании «Австостат». Из них 9% – это официальные дилеры, 33% – независимые станции технического обслуживания (СТО) и 58% – узкоспециализированные предприятия (автомойки, тюнинг-ателье, станции по кузовному ремонту, по ремонту электрики, двигателей и пр.).

Весь этот рынок в ближайшее время ждет серьезная трансформация: вероятно, что число игроков на нем может снизистя более, чем в два раза. «Недавно мы провели исследование, которое показало, что сейчас в России автосервисов больше в 2,5 раза, чем это нужно рынку. Поэтому те, кто не смогут подстроиться под нынешние условия выжить не смогут», – заявляет Николай Янковский, руководитель группы развития сети «Бош Авто Сервис» в России.

Авторемонтный бизнес в России сейчас оказался под воздействием двух ключевых факторов. Хорошие новости для этого сектора услуг заключаются в том, что даже при замедлении продаж новых автомобилей, автопарк в стране все же продолжает увеличиваться, причем внушительными темпами (даже при самом неблагоприятном раскладе в РФ будут продаваться как минимум один миллион автомобилей в год). И весь этот прибывающий автопарк нужно обслуживать. Одновременно многие из тех, кто собирался приобретать новый автомобиль, сейчас из-за финансовых трудностей откалыдывают покупку и продолжают ездить на своих старых машинах. А законы физики никто не отменял – любые транспортные средства требуют в процессе эксплуатации обслуживания и ремонта, особенно это касается стареющих машин.

Рост спроса на автосервисные услуги подтверждает и статистика: по данным аналитической компании «Автостат», если в 2012 г. объем этого рынка (без учета продажи запчастей) составлял в районе 300 млрд. руб., то в ушедшем году он превысил отметку в 500 млрд. руб. То есть за последние три года рынок увеличился более, чем в полтора раза, и в этом году даже не смотря на кризис, общий объем авторемонтных услуг, согласно прогнозам, будет продолжать расти: по итогам 2016 г. он увеличиться минимум на 15 – 20%.

Однако плохие новости для авторемотных станций заключаются в том, что в кризис с одной стороны у потребителя сильно усилилось желание экономить на обслуживании своей машины. А с другой – при растущем спросе на недорогие несложные услуги (типа замены масла с фильтрами) также растут запросы и на сложной квалифицированный ремонт прежде всего в связи с тем, что конструкция современных автомобилей усложняетя. Получается, на рынке выживет тот, кто сможет делать квалифицированную и качественную работу по доступным ценам.

Особенно сложная ситуация сейчас сложилась в отношении автосервисных услуг официалных дилеров, от которых сейчас наметился особенно значимый отток клиентов. «Те клиенты, которые в своем парке эксплуатируют новые транспортные средства и стремятся сохранить гарантию, вынуждены обслуживать свои автомобили у официальных дилеров, – говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор транспортного парка логистической компании «ПЭК». – Но когда у машин заканчивается гарантийный период, владельцы авто обращают свое внимание на независимые сервисы. На сегодняшний день они находятся в более выигрышном положении, чем официальные дилеры».

Первая причина более доступных цен на услуги неофициальных сервисов – это более выгодные предложения на запчасти. «Основное преимущество независимых сервисов – это возможность использования неоригинальных запчастей, – говорит Александр Дьяконов, директор по транспорту компаии FM Logistic. – Учитывая, что неоригинальные запчасти значительно дешевле и зачастую не уступают в качестве, независимый сервис становится наиболее интересен в условиях кризиса».

Использовать только оригинальные запчасти автодилерам велят автопроизводители, которые даже в условиях кризиса не спешат отменить эти правила. Ну а вторая причины дороговизны сервиса официальных дилеров – это сам подход к ремонту и обслуживанию автомобилей. «Возьмем простой пример с шиномонтажом. Никто даже не подумает с проколом колеса ехать в официальный сервис, который не ремонтирует проколы, а рекомендует заменить всю шину, – объясняет Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России. – Российский менталитет еще долго будет вести владельцев в «гаражный сервис», потому что «агрегатный» подход делает официальные сервисы менее привлекательными в цене».

Впрочем, не стоит однозначно заявлять, что в ближайшее время клиент автосервисов, побросав «официалов» ринется в своем большинстве в «теневые» гаражные мастерские, доля которых на российском авторемонтном рынке весьма велика: по оценкам «Автостата», объемы такого рода теневых услуг, а также работы самих автовладельцев по ремонту своих машин достигают уровня в порядка 140 млрд. руб., то есть соизмеримы с более четверти всего объема рынка автосервисных услуг. «Гаражи от дяди Васи» вряд ли будут пользоваться возрастающим спросом, повторимся, в связи с тем, что конструкция современных автомобилей усложняется, и они все больше требуют квалифицированного ремонта. Вероятнее всего на подъеме в ближайшее время окажутся крупные и средние независимые автосервисы, которые смогут предлагать клиентам высокопропфессиональный уровень услуг за доступную цену.

Не исключено, что в ближайшем будущем в авторемонтном бизнесе будет повышаться и значчимость нановых технологий. Например, многие прочат большое будущее новому телематическому оборудованию, которое будет в автоматическом режиме следить за автомобилем и предупреждать серьезные поломки. В этом случае с авторемонтной станции будут звонить клиенту и сообщать, что ему рекомендуется в ближайшее время заехать на автостанцию, так как электроника автомобиля сама сообщила о возможной скорой поломке, скажем, сцепления или коробки передач. Или же уже сейчас спросом начинают пользоваться новые веб-сайты и мобильные приложения, работающие по принципу аукциона между автосервисами. Здесь клиент может выставить запрос на проведение определенного типа ремонтных работ, и право их выполнить получит тот автосервис, который согласиться выполнить такой ремонт по более привлекательным расценкам.

Автосервис СТО

Автосервис СТО

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru