Перевод «ИноСМИ.RU» – 27.07.2018, 02:58 (27.07.2018, 16:19)
popularmechanics.com/space/rockets/a22515248/russia-super-rocket-energia/
Popular Mechanics, США, 24.07.2018, 16:59
Анатолий Зак ,Anatoly Zak,
Ракетно-космическая система `Энергия` | © РИА Новости, Александр Моклецов
Ее первый и последний полет состоялся почти 30 лет назад, однако ракета «Энергия» может стать краеугольным камнем будущих российских космических амбиций.
15 ноября 1988 года советский ракетоплан «Буран» поднялся в небо, и вместе с космическими челноками НАСА он составил новую категорию многоразовых космических аппаратов. Однако СССР находился в то время на грани развала, и поэтому первый полет оказался последним для этого орбитального корабля.
Будущее также выглядело мрачным для ракеты «Энергия», с помощью которой на орбиту был отправлен ракетоплан «Буран». Однако вот что может теперь произойти: считавшееся вполне определенным завершение проекта может превратиться в его начало после продолжавшегося 30 лет перерыва. В то время как космоплан «Буран» продолжает оставаться достоянием истории, произведенное в XXI веке обновление означает, что «Энергия» может стать основой для новой российской сверхтяжелой ракеты.
Своего рода возрождение
Россия хочет получить новую ракету. Несколько месяцев назад Роскосмос, российское космическое агентство, начало изучение трех проектов, в том числе злополучной «Энергии», которое продлится один год. Если новая сверхтяжелая ракета станет реальностью, она войдет в класс самых больших аппаратов тяжелее воздуха, известных человечеству, и составит компанию знаменитой ракете «Сатурн 5» (Saturn V).
На недавнем совещании в Кремле с участием капитанов космической промышленности российский президент Владимир Путин назвал этот проект в числе трех главных приоритетов национальной космической программы. «Подчеркну, что все ранее намеченные сроки его (ракетного комплекса сверхтяжелого класса) разработки должны быть выдержаны. Начало летных испытаний, как и планировали, должно состояться в 2028 году», — сказал Путин публично, хотя, в целом, это было закрытое совещание.
Сверхтяжелый класс начинается с ракет, способных доставить 50 или 60 тонн груза на низкую околоземную орбиту (для более высоких орбит или для межпланетных полетов этот показатель пропорционально снижается). Однако в течение шести десятилетий исследования космического пространства для сверхтяжелых ракет не нашлось никакого применение, если не считать запуск обитаемых космических кораблей на Луну, а также вывод на околоземную орбиту космических челноков. Эти колоссальные ракеты оказались просто слишком дорогими, слишком сложными и негибкими для более практичного использования, в том числе для активно развивающихся сегодня запусков спутников в научных, деловых и военных целях.
Однако это не остановило работы по созданию нового поколения мегаракет, предназначенных для полетов космонавтов за пределы земной орбиты. НАСА работает над созданием своей гигантской Космической пусковой системы (Space Launch System). Тяжелая ракета Falcon Heavy компании SpaceX в феврале нынешнего года совершила свой впечатляющий первый полет. И у Китая имеются планы по созданию собственной сверхтяжелой ракеты, которая будет конкурировать с легендарной ракетой «Сатурн 5».
История неудач и разочарований
СССР в течение холодной войны дважды пытался создать сверхтяжелую ракету. 100-метровая лунная ракета Н-1 должна была соперничать с американской программой «Аполлон». В 1974 году после четырех неудачных запусков работы над проектом Н-1 были прекращены.
Советскому Союзу потребовалось еще десять лет работы для создания ракеты «Энергия», которая совершила два удачных полета в 1987 году и в 1988 году. Эта 60-метровая ракета была признана многими специалистами самой современной и самой мощной ракетой нашего времени.
Путин пытается найти способ для того, чтобы Россия вновь заняла свое место на международной арене
Однако после развала СССР в 1991 году ракета «Энергия» была помещена в ангары на космодроме Байконур, где она благополучно ржавела. Многочисленные рабочие и инженеры вынуждены были забыть о ее существовании, а ключевые технологии — такие как сверхсложные водородные двигатели — оказались невостребованными в промышленности.
В течение почти двух десятилетий, когда Россия с трудом пыталась утвердиться и найти свое место в мире, не могло бать серьезных разговоров о возрождении «Энергии». Однако рост цен на нефть и восстановление экономики позволили России укрепить свои позиции на мировой арене. Появление тяжелой ракеты нового поколения предоставляет России привлекательный шанс.
Возможное возвращение советского космического гиганта
В предлагаемом варианте ракета «Энергия» будет способна поднять 80 тонн груза на низкую околоземную орбиту или доставить 20 тонн на орбиту вокруг Луны. В то время как первоначальная «Энергия» была способна выводить на околоземную орбиту прикрепленный к ней сбоку космоплан, новая ракета спроектирована для того, чтобы выводить расположенные в носовом конусе грузы на ведущие к Луне траектории.
Получив одобрение от Кремля, Роскосмос в апреле подписал контракт с производителями ракетной техники, который позволяет проводить работы по ее проектированию до конца 2019 года. Две меньшие по размеру и более легкие ракеты составляют конкуренцию «Энергии» на предварительном этапе.
Если победит концепция «Энергии», то тогда потребуется вновь построить кислородные двигатели РД-0120. Три таких двигателя будут разгонять основной отсек этой ракеты диаметром 7,7 метра — это такой же размер, как и у первоначальной «Энергии».
Четыре работающих на керосине подвесных ускорителя первой ступени РД-171, унаследованных непосредственно от «Энергии», помогут ее новой версии в течение первых двух минут полета.
Пока российская сверхтяжелая ракета находится на начальном этапе проектирования и планирования. Однако Роскосмос намерен принять участие в руководимой НАСА программе по созданию космической станции на лунной орбите, и, возможно, именно эта ракета может стать тем мегааппаратом, который поможет человечеству создать свою базу за пределами земной орбиты.
Комментарии
***
Сатурн 5 прославился в первую очередь не размерами, а своей невероятной способностью исчезнуть сразу после прекращения лунной программы и больше никогда не вернуться. Удивительная в этом смысле ракета.
7 интересных фактов о «замечательной» ракете Сатурн-5:
— Ракета прошла, по данным НАСА, всего два беспилотных полётных испытания, причём итоговое второе испытание (4 апреля 1968) было неуспешным.
— После неудачного второго испытания других беспилотных испытаний не проводилось, и следующий полёт ракеты (декабрь 1968) был пилотируемым, то есть с экипажем.
— В том же самом 1968 НАСА решила вручить уведомления о «временном увольнении» СЕМИСТАМ! ракетчикам в Хантсвилле – центре разработки лунной ракеты.
— Всего через 2 года был освобождён от занимаемой должности директор ракетно-космического Центра им. Маршалла, главный конструктор ракеты Сатурн-5, Вернер фон Браун. Освобождение состоялось во время «блистательной» эпопеи полётов Аполлонов, совершаемых именно на ракете Сатурн-5.
— После завершения программы Аполлон и разового запуска станции Скайлэб великое достижение американской ракетной техники – лунная ракета Сатурн-5 никогда более не использовалось ни целиком, ни по частям в виде двигателей. И это, несмотря на то, что, по сведениям НАСА, у неё после завершения указанных программ ещё оставались ТРИ! такие ракеты.
— С учётом тех 20 лет, на которые Сатурн-5 якобы обогнал советскую Энергию, американцы должны быть далеко впереди нас в части создания соответствующих сверхмощных двигателей. А они покупают российские. Так существовали ли в действительности двигатели F-1?
— Все 10 пилотируемых полётов ракеты Сатурн-5 были осуществлены экипажами, составленными ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из ГРАЖДАН США. Никто из граждан других стран не работал в космосе на тех супертяжёлых объектах, которые, по данным НАСА, мог выводить в космическое пространство Сатурн-5. Поэтому декларируемая НАСА способность Сатурна-5 выводить на орбиту такие сверхтяжёлые объекты осталась неподтверждённой со стороны иностранных специалистов.
Самый лучший факт который мне приходилось прочесть: "американцы сортиры космические ещё не научились делать, а Вы про какой-то там их полет на Луну меня спрашиваете".
Из книги А.Попова «Американцы на Луне». Глава «Ракета: испытания провалились – полетим на Луну». Приведу отрывок:
Разработка «Сатурна-5» началась в 1962 году. В мае 1966 года на испытаниях в Сент-Луисе взорвалась и разлетелась на куски вторая ступень ракеты. Первый беспилотный полёт «Сатурна-5» планировался на январь 1967 года, но бесконечная череда поломок и отказов отодвигала этот срок всё дальше и дальше… Старт, наконец, состоялся 9 ноября 1967 года. Первое беспилотное испытание прошло, по сообщениям НАСА, успешно. Но второе, заключительное беспилотное испытания ракеты, которое прошло 4 апреля 1968 года под названием «Аполлон-6», провалилось. Вот что об этом пишет Я.Голованов:
«Буквально с первых секунд полёта «Аполлон-6» засыпал командный пункт тревожными сигналами о всевозможных отказах. Из пяти двигателей первой ступени работали только три, двигатель третьей ступени вовсе не включился, а затем она «неожиданно распалась на части». Обе главные задачи испытаний не были выполнены: ракета работала плохо… "Лунная программа страны натолкнулась на новую трудность", – комментировала «Вашингтон пост». "Откровенно говоря, мы не знаем, в чём дело", – разводил руками директор программы «Сатурн-5» Артур Рудольф. Итак, судя по этому описанию – полный провал.
Напомним, что согласно Я.Голованову, его книга написана в те далёкие годы по «горячим» следам событий. Он посещал Хьюстон, встречался с американскими специалистами и астронавтами. И, как отмечено во введении, ветеран советской космонавтики, академик РАН Б.Е.Черток охарактеризовал Я.Голованова, как объективного профессионального журналиста и писателя, наиболее близкого к кругам ракетно-космического, сообщества.
На современном сайте НАСА информация об испытаниях 4 апреля 1968 года подаётся более сдержанно:
Во время работы первой ступени – осцилляции и резкие скачки показаний;
Через 2 минуты по всей конструкции возникли вибрации, превышающие допустимые пределы;
Во время работы второй ступени выключились два двигателя из пяти. Оставшиеся двигатели работали несинхронно и выключились в разное время;
Во время работы третьей ступени двигатель работал на 29 с. дольше, чем надо, в результате чего была сформирована резко эллиптическая орбита вместо необходимой круговой;
Повторное включение двигателя для перехода на начальный участок траектории полёта к Луне не удалось;
Скорость входа корабля в атмосферу не соответствовала той, что имеет место при возвращении корабля из окрестности Луны, а место посадки отстояло от намеченного на 90 км.
Заключение: »Apollo 6, therefore, was officially judged as not a success« – «Испытания «Аполлона-6», таким образом, официально признаны неуспешными».
Но прошло всего 19 дней и НАСА принимает совершенно неожиданное решение. Вот что пишет об этом Я.Голованов:
"К моменту первого полёта астронавтов на «Аполлоне» ни корабль, ни его носитель не были отработаны в должной мере. Два пуска «Сатурна-5», из которых один был неудачным, не могли никого убедить в надёжности данной ракеты. Все были уверены, что состоится третий испытательный полёт, но 23 апреля руководители программы после совещания в Хантсвилле рекомендовали провести следующий полёт «Сатурна-5» с участием людей. Эти рекомендации обсуждены с членами сенатской комиссии по аэронавтике и исследованиям космоса и приняты к исполнению". Информация об этом совещании подтверждается на сайте НАСА.
В общем, летите, ребята, к Луне, а по дороге испытайте и непременно успешно всё, что до вас не получилось. Прежде всего, испытайте модифицированную ракету-носитель «Сатурн V». Её «не модифицированный» вариант провалился на испытаниях 4 апреля. Он будет модифицирован, но на беспилотные испытания времени уже нет, русские нажимают. Так что в добрый путь! Может быть, вам и повезёт.
Если это – не авантюра, тогда что называть авантюрой? Именно так и оценили это решение НАСА сторонние специалисты.
Говоря о предстоящем полёте А-8, известный английский астроном, профессор Б.Ловелл (илл.2) сказал: "Мысль об этом полёте угнетает меня. Это чертовски глупо".
А когда Н.П.Каманин узнал об этом решении НАСА, его изумление отразилось в дневнике:
"США намерены уже в декабре осуществить облет Луны кораблем «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту. Я считаю это чистейшей авантюрой: американцы не имеют опыта возвращения кораблей на Землю со второй космической скоростью, да и ракета «Сатурн-5» еще недостаточно надежна (было выполнено всего два пуска, один из которых оказался неудачным). Вероятность печального исхода такого полета очень велика… Америка в четыре раза ближе к позору и проклятиям за поспешность и необдуманность «рывка к Луне», чем к славе и торжеству".
а) профессор Б.Ловелл (Англия): "Это чертовски глупо";
б) начальник Центра подготовки советских космонавтов, генерал Н.П.Каманин: "Я считаю это чистейшей авантюрой"
в) академик, главный конструктор В.П.Мишин "был глубоко убежден, что этого не может случиться"
До самого последнего момента отказывался верить в успех назначенного полёта А-8 и преемник С.П.Королёва, главный конструктор, академик В.П.Мишин.
Вот что говорит В.Губарев о реакции Мишина:
«Он не верил в то, что американцы уйдут с околоземной орбиты, уйдут к Луне. Он был глубоко убежден, что этого не может случиться. И вдруг приходит сообщение – включился двигатель маршевый и "Аполлон-8 пошёл к Луне… Василий Павлович встал, посмотрел на экран, а там всё хорошо показывают. Пошёл, дверью хлопнул».
«Скайлэб» – блестящий эпилог «Аполлона»
Зачем же понадобилась спешка с запуском и всё, что за ней последовало? Неужели только потому, что, как пишет С. Александров, лунная программа заканчивается, и надо что-то делать, куда-то спешить? Авторы видят причину этой спешки в другом. Они пишут, что и после завершения полётов «Аполлонов» у части советских специалистов всё-таки оставались сомнения в реальности высадок американцев на Луне. Такие сомнения поощряли продолжение лунной гонки со стороны СССР, а это грозило разоблачением мистификации. Уже только пилотируемый облёт Луны (без посадки) мог бы показать, что на Луне нет никаких платформ от американских лунных модулей. Даже посылка автоматического спутника для обследования лунной поверхности была бы опасна по той же причине. Поэтому необходимо было подтолкнуть СССР свернуть свою лунную программу по всем направлениям. Этой цели и служил срочный запуск якобы тяжёлого «Скайлэба». Он «добил» последние сомнения относительно существования у США настоящей лунной ракеты. Через три месяца после успеха «Скайлэба» СССР закрыл работы по программе пилотируемых полётов к Луне и на Луну, а несколько позже прекратил и посылку туда автоматических аппаратов. «Скайлэб», по существу явился эпилогом программы «Аполлон», эпилогом блестящим и по смелости замысла, и по искусству исполнения. И, может быть, не случайно то, что одним из директоров программы «Скайлэб» был полковник Фрэнк Борман, командир «Аполлона – 8», столько сделавший для успеха всей лунной мистификации. Он был актёром №1 в акте №1 («Аполлон-8») этого спектакля, он прекрасно провёл политическую разведку перед полётом «Аполлона-11» (гл. 20), он готовил и блестящий эпилог для всей программы «Аполлон».
***
за 15 лет проект «Энергия-Буран» слопал ТРИ годовых бюджета СССР.
лишь одна посадочная полоса, которую шлифовали специально разработанными грузовиками – шлифовальщиками целых 1,5 года, стоила как 10 Шереметьево.
|