Сергей Аксенов , «Свободная пресса» – svpressa.ru 05.07.2019, 08:00
Глава кабмина рискует «получить табакеркой по голове», если ущемит интересы топ-менеджеров госкорпораций
Сергей Аксенов
Фото: Екатерина Штукина/ТАСС
Материал комментируют:
Александр Сафонов, Алексей Сахнин
За невыполнение майского указа президента топ-менеджеров российских госкорпораций пообещали лишать премий. Это предусмотрено соответствующим постановлением правительства, пишут «Ведомости». Миллионерам на должностях придется теперь жить скромнее. Или нет?
По данным[1] издания, теперь при оценке эффективности руководителей будет учитываться рост инвестиций. Отношение инвестиций к денежному потоку и амортизационным отчислениям — один из показателей новых KPI (ключевых показателях эффективности), разработанных кабинетом министров.
Что заставило правительство пойти на ограничение аппетитов топ-менеджмента госкорпораций пока не совсем понятно. До сих пор этот класс — по сути чиновников, находился в привилегированном положении. Возможно, все дело в позиции аппаратного противника Дмитрия Медведева — Алексея Кудрина.
«Счетная палата возьмет под контроль этот процесс. Это условие, чтобы госсектор давал больше для развития», — заявил[2] главный российский аудитор. Вряд ли премьер-министр хочет дать Кудрину возможность отыграться за его увольнение из правительства. Приходится наводить порядок.
А разбираться есть с чем. Общий размер премиальных 73 высших менеджеров «Сбербанка», «Газпрома», «Роснефти» и «Аэрофлота» в 2018 году составил[3] 14,3 млрд. рублей. Это в 1,5 раза больше, чем годовой доход Твери. Почти по 200 млн. рублей на каждого. Неплохой «приработок».
Интересно, что в рейтинге[4] Forbs «Самые щедрые компании России» эти госкорпорации по размеру премиальных выплат опережают большинство частных компаний, пропустив вперед лишь «Норильский никель». Российское государство — крупнейший капиталист?
Такое положение не удивляет, учитывая, что главным «адвокатом» российских топ-менеджеров является президент РФ. Владимир Путин неоднократно говорил, что огромные выплаты топ-менеджерам просто необходимы, иначе они просто уволятся и уедут за рубеж.
При этом есть сомнения в том, что, например, глава «Газпрома» Алексей Миллер или «Роснефти» Игорь Сечин так уж востребованы за границей. Многие считают, что их талант в основном в том, что они знакомые российского президента, а вот на глобальном рынке труда их шансы трудоустроиться невелики. По крайней мере, на такие же деньги.
Несмотря на попытку правительства как-то повлиять на оплату труда топ-менеджеров, новые вакансии по-прежнему обещают государственным управленцам заоблачные выплаты. Так, по данным телеграм-канала «Незыгарь», руководитель Российского экологического оператора будет получать 2,4 млн. рублей в месяц. То есть в 60 раз больше средней зарплаты по стране.
При этом зарплата главы государственной нефтяной компании Норвегии «Статойл» — 890 тысяч евро в год, при средней зарплате в Норвегии — 53 тысячи евро в год. Соотношение зарплат 17:1. А вот во Франции зарплата всех руководителей госкомпаний вообще ограничена суммой 450 тысяч евро в год или 37,5 тысячи евро в месяц. Много, но в разы меньше, чем в России.
Как политический жест инициатива правительства вполне понятна. Мол, смотрите, мы все-таки пытаемся вам, народу, угодить — урезаем чрезмерные выплаты в госсекторе. Но сработают ли «рекомендации» кабинета министров на деле?
По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, разрыв в оплате труда руководителей и рядовых работников, безусловно, необходимо уменьшать.
— В принципе, если менеджер обеспечивает высокую эффективность компании, приносит высокие дивиденды, как государству, так и миноритарным акционерам, капитализация компании растет, то тогда, конечно, труд менеджера должен хорошо оплачиваться. В противном случае возникают разного рода коррупционные моменты. Сложно, зная психологию человека, заставить его действовать в соответствии с заповедями божьими.
С другой стороны, менеджеры не должны сами себе назначать денежные компенсации. Необходимо вводить KPI, четко выстроить систему показателей. Если прибыль не растет, капитализация не растет, то, естественно, должны снижаться и бонусы, получаемые руководством компаний.
Но при этом надо учесть обстоятельство, которое в свое время похоронило одну из американских компаний. Поскольку выплата бонусов была там привязана к капитализации, менеджмент активно раздувал этот показатель, занимаясь манипуляцией рынка ценных бумаг. В конечном итоге оказалось, что король голый и компания прекратила свое существование.
— И какие, по-вашему, показатели желательно включить в систему оценки эффективности менеджмента?
— Одним из критериев должно быть повышение заработной платы работников. Причем нужно устанавливать минимальный порог. Вообще, в этой части разумно применять западную схему, где разрыв между зарплатами руководителей и работников меньше, чем у нас.
— Есть еще пример СССР…
— В советской системе было много выдающихся руководителей заводов, которые добивались больших успехов. Тех же предприятий ВПК, которые создавали абсолютно конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Тот же космос и многое другое. Хотя в отсутствии рыночных отношений бывало, что качество некоторых товаров страдало.
Разрывы в оплате труда в те времена действительно были небольшие. Существовали четыре градации оплаты труда руководителей: предприятий союзного значения — там была повышенная ставка, республиканского, областного и районного.
Естественно, никакого разрыва в оплате труда в сотни или тысячи раз там быть не могло. Максимум руководитель мог получать в пять раз больше средней зарплаты. Например, в министерствах, которые тоже были своего рода корпорациями, министр получал на уровне генеральных директоров — в районе 800 рублей, а ведущий специалист — 400 рублей. Почувствуйте разницу.
— В постановлении правительства сказано, что оно «рекомендует». Не кажется ли вам, что с таким мягким, осторожным даже подходом добиться результата от менеджмента госкорпораций будет невозможно?
— Надо понимать: несмотря на то, что РФ является собственником госкорпораций, осуществление права собственности происходит через процедуру, которая прописана в уставах акционерных обществ. Правительство напрямую управлять не может. Оно как собственник дает соответствующие директивы через посредников — членов совета директоров.
Член совета директоров во время исполнения своих обязанностей голосует либо за, либо против решений, предлагаемых на утверждение исполнительным директором. Потом с них спрашивают, как они голосовали. И если возникает диссонанс, в будущем возможны какие-то кадровые решения.
К тому же в разных случаях государство владеет разными долями. Это могут быть 90% или 50% плюс одна акция или 49%. Для всех случаев эта вежливая форма — «рекомендуем» — и используется.
Координатор «Левого фронта», к. и. н. Алексей Сахнин не верит в эффективность предложенной правительством меры.
— На Западе наблюдается по сути та же самая картина, что и в России. Она открылась после 2008 года и последующих событий. Тогда ошибки, совершенные крупнейшими финансовыми спекулянтами, закончились экономическим кризисом. Этот кризис поставил на грань банкротства крупнейшие банки и страховые компании в США, государство было вынуждено влить в них огромное количество денег для их спасения. То есть заплатили долги за счет налогоплательщиков. В Европе произошло то же самое.
При этом топ-менеджмент уже через год продолжил выплачивать себе ничем неоправданные суммы. Масштаб этих премий, соотношение доходов менеджеров и граждан, примерно такое же, как у нас.
Причем, эта модель мало отличается от частного бизнеса, который у нас такая же паразитарная структура, живущая на госконтрактах, либо на сырьевых ресурсах. И то и другое — это классическая схема, описанная еще Карлом Марксом, когда общественный характер производства сопровождается частным характером присвоения. И это частное присвоение сосредоточено в какой-то исключительно малой, но жирной олигархии. Их, может, сотни человек на всю нашу огромную страну.
— Но в сравнительной недавней истории на Западе были и другие примеры. Например, на днях умер Ли Якокка, автор легендарной книги «Карьера менеджера». Когда-то он, спасая корпорацию «Крайслер», на годы установил себе символическую зарплату в 1 доллар. Это ли не пример скромности…
— Я как обыватель склонен подозревать, что у таких людей всегда есть какие-то другие схемы вознаграждения. Дело не сводится к публичным премиальным. Есть масса других возможностей. Есть «золотые парашюты», есть ситуации, когда один контракт, по сути, оплачивается другим контрактом, следующей «синекурой». Есть и вовсе невероятный ресурс — знакомства, доступ к первым лицам госкомпаний и т. п.
— Можно ли это преодолеть?
— Мы видим, что правительство пытается ограничить это дело… В данном случае, я не считаю зазорным сочувствовать правительству. Если они решат задачу хотя бы на 15%, это наполнит бюджет, даст какие-то деньги людям, скажется в конечном итоге и на мне самом, поэтому ветер им в паруса. Другое дело, что есть сомнения, что это получится.
Вспомним пример из русской истории. Павел I пытался ограничить крепостное право до того, как оно себя изжило — ввел трехдневную барщину. И получил табакеркой по голове. Потому что нельзя отрезать свою социальную базу. Ни один политический режим этого сделать не может. А социальной базой текущего режима является именно этот топ-менеджмент.
Поэтому я не верю, что у них получится добиться своего эффективно. Либо будут найдены способы обхода этого постановления правительства, либо увеличится коррупционная система перераспределения благ, о которой нам периодически рассказывает человек, которого нельзя называть (очевидно, Навальный — авт.). Это сообщающиеся сосуды и они будут переливаться один в другой.
Эта власть не справилась с проблемой за 18−19 лет. Напротив, проблема только усугубилась. Почему они думают, что справятся теперь? Сергей Аксенов
Оригинал svpressa.ru/economy/article/237265/ 05.07.2019, 08:00
Ссылки
|