ПравдаИнформ: Напечатать статью

Так быть или не быть российской военной базе в ЦАР?

Дата: 28.10.2019 18:46

Александр Запольскис , «ИА REX» – iarex.ru 27 октября 2019 22:00

Громкий успех сочинского саммита[1] Россия-Африка вполне ожидаемо вызвал вал не только обсуждения его смыслов и результатов, но и привел к ряду неоднозначных сообщений, касающихся дальнейших перспектив развития процесса.

Самым ярким из них по праву служит заявление президента ЦАР[2] Фостена-Арканжа Туадера об изучении возможности создания на территории страны постоянной российской военной базы. Пресса немедленно взвилась – русские закрепляются в Центральной Африке! Куда, зачем, как посмели!

Хотя официальный Кремль пыл журналистов и несколько остудил – военно-техническое сотрудничество с Банги[3] действительно обсуждалось, но тема базы в переговорах не фигурировала[4], сам вопрос на повестке дня остался. Просто по причине его самоочевидности.

Особенно после того, как на церемонию отмечания второй годовщины своего избрания на президентский пост Фостен-Арканж Туадера прибыл в сопровождении подозрительно белой охраны в камуфляже без знаков различия. Как вскоре выяснилось[5] – российской.

До того задачу обеспечения его личной безопасности решали руандийский части из остатков миротворческих сил ООН. А тут их как рукой сняло, причем, не только из личной охраны, но и из патрулей в столице страны – Банги. Также белые советники с русским акцентом появились в армейских частях страны.

Впрочем, вопрос действительно гораздо шире границ одного отдельно взятого африканского государства. Строго говоря, он состоит из трех больших частей и одной многовековой тенденции. Последняя заключается в прямой закономерности между появлением где-то больших иностранных инвестиций и приходом туда иностранных войск по обеспечению их защиты.

Основываясь на ней западные и некоторые отечественные либеральные СМИ пытаются проводить параллели с колониализмом. Формально определенные основания для подобных выводов действительно есть. После преодоления последствий внутреннего кризиса вследствие распада СССР и вызванного им тотального сокращения нашего присутствия в Африке, в начале нулевых мы туда постепенно стали возвращаться.

Сначала в Тропическую Африку[6] (так в обиходе принято называть регион, лежащий между Сахарой и ЮАР) потянулись российские горнодобывающие компании. В первую очередь привлекаемые залежами Анголы (алмазы) и Гвинеи (бокситы). Со временем география начала расширяться и приобретать двустороннюю направленность.

В африканские страны пошла российская химическая продукция, прежде всего сельскохозяйственные удобрения, и постепенно растущий перечень других товаров. Как потребительских, так и необходимых в инфраструктурном строительстве. К примеру, сегодня Росатом ведет там[7] 30 различных проектов в 12 странах и имеет пакет твердых заказов на общую сумму в 14 млрд долларов.

Не удивительно, что по мере расширения масштабов российского экономического присутствия начали приобретать актуальность и чисто политические вопросы. Первый из них касался исторически сложившихся зон влияния на Континенте. Если не вдаваться в детали, после распада мировой колониальной системы, формально африканские государства обрели юридическую независимость, но фактически остались в границах зон влияния и экономических интересов метрополий.

Так к северу от Сахары контроль над территориями принадлежал в основном британцам и за ними – французам. Южнее Сахары продолжал властвовать Париж, хотя местами важную роль сохраняли Бельгия, Нидерланды и даже Германия, хотя последняя и весьма минорно. В определенной степени их пытались подвинуть США, также заинтересованные в расширении своей экономической и политической гегемонии. После 2007-2010 года в борьбу за Африку вступил Китай.

Теоретически у порванной в лоскуты одной северной страны-бензоколонки в конкурентной борьбе не должно было оставаться никаких шансов, но дьявол, как всегда, крылся в деталях. Прежде всего, в специфике предлагаемой конкурентами политико-экономической модели взаимных отношений.

Франция и Британия, несмотря на современный внешний ребрендинг, по факту продолжали традиционную политическую линию, наглядно продемонстрированную в ЦАР. По возможности не вмешиваться в любые внутренние проблемы, используя местные события лишь для укрепления абсолютности своей власти над месторождениями.

Те же французские десантники фактически никак не помогали властям в предотвращении гражданской войны в стране, сосредоточившись исключительно на охране французских концессий на урановых рудниках и алмазных копях. Также они себя ведут в Габоне и Мали, которые считаются ключевой французской операционной базой в регионе.

Американцы, тоже традиционно, ведут себя иначе[8]. Стремясь подвинуть союзников (и одновременно конкурентов!) Вашингтон делает ставку на максимальную дестабилизацию региона с его предельным дроблением на маленькие слабые и потому очень дешево зависимые территории, власть над которыми можно осуществлять немногочисленными силами спецназа. А то и вовсе прибегая к услугам частных военных компаний, чтобы снимать ответственность за последствия с официальных США, заинтересованных, прежде всего, в получении под свой безраздельный контроль африканских нефтяных месторождений, что и определяет географию американского вмешательства в Африку.

Поначалу Китай в этом смысле казался удобной панацеей. Он делал ставку на выстраивание личных связей с властями и не сопровождал предоставляемые инвестиции никакими политическими условиями. Но вскоре оказалось, что и ему за дешевые деньги надо платить. Причем, много и дорого.

Пекин просто выкачивает ресурсы всеми способами, стремясь минимизировать издержки процесса и формируя как можно более широкую базу должников, обязанных платить по кредитам много и, что куда важнее, очень долго. То есть речь идет о формировании финансового источника на предстоящие 50-70 лет.

Что потом будет с местными властями – не важно. Китайцы не без оснований полагают себя способными успешно договориться с любыми политиками, кто придет к власти потом.

На этом фоне российская модель отношений оказывается уникальной. За примитивным слоганом "решать африканские проблемы, прежде всего, с учетом интересов самих африканцев" по факту стоит та же стратегия, которую Москва с успехом, хоть и не без сложностей, реализует на Ближнем Востоке.

В ее основе лежит сохранение и даже укрепление государственности партнеров, помощь в достижении компромиссов между ними по их (это важно!) спорным вопросам, и расширение торговых и экономических связей за счет стимулирования роста местных экономик. В том числе, инфраструктурного.

Как оказалось на практике, это не просто работает, российская модель пользуется быстро растущей популярностью, чем и объясняется успех нашей дипломатии, сумевшей всего за десятилетие отыграть последствия постсоветского провала и добиться популярности даже большей, чем в Африке имел Советский Союз на пике своего могущества.

И это создает целый букет проблем. Придя на Черный Континент, что называется, чисто за деньгами, Россия фактически попала в геополитический вакуум. Африканцы хотят с нами дружить по большей степени от отчаяния и даже местами в пику Европе, Америке и Китаю, а не потому, что их привлекает наша стратегия развития. Ее-то на деле как раз и нет. Имеются только принципы, которым, как показали ближневосточные события, Москва сохраняет приверженность всегда, а не как прочие большие боссы – до тех пор, пока это приносит большую сиюминутную выгоду.

Но дружба эта сопряжена с необходимостью местные проблемы решать, а сделать это без четкого стратегического понимания наших собственных долгосрочных интересов на Континенте, путей и методов их достижения, а также концепции купирования ответной реакции со стороны конкурентов, невозможно. А без этого ни о каких постоянных военных базах в Африке не может идти речи вовсе[9].

К тому же Центральноафриканская республика - далеко не единственный и совсем не бесспорный вариант[6] по их расположению. К тому же географически еще и не самый удобный. В очередь уже выстраиваются Мозамбик, Судан, Эфиопия и ряд других стран. В ряде случаев подобный вопрос, правда, не слишком акцентированно, подымают даже власти Сомали.

Но без собственного четкого понимания на уровне глобальной стратегии о составе и характере, прежде всего, российских интересов, а также степени их реальной достижимости в текущих и складывающихся перспективных внешних политических и экономических условиях, переходить к столь кардинальным шагам слишком преждевременно. Сначала фундамент и только потом стены с крышей.

В том числе ввиду крайней запутанности, сильной принципиальной затянутости и очень большой многогранности внутренних африканских конфликтов, как между отдельными государствами региона, так и между политическими и этническими группами внутри самих отдельных государств.

Решать их только в рамках нашего субъективного понимания о единственно правильном, за наш счет и нашими силами, как показывает наш пример Афганистана, глупо, затратно, и в итоге всегда ведет к поражению. Влезать в чужие трения ради сиюминутного решения собственной локальной задачи еще глупее и тоже фатально, пример тому итоги уже американского вторжения в тот же Афганистан.

Так что сначала необходимо стабилизировать обстановку, сформировать фундамент (экономический, политический, идеологический и даже просто медийный, с положительным образом России среди местного населения и его правящих элит) и только потом переходить к вопросу о постоянных базах.

Пока же, как показывает опыт нашей помощи президенту ЦАР, мы вполне эффективно можем обходиться временными пунктами дислокации, вроде учебных центров. Расширение поставок российских вооружений[10] все равно потребует организации процесса его освоения на местах. Стало быть, какие-то учебные центры все равно понадобятся. Как минимум.

Александр Запольскис

iarex.ru/articles/71861.html
27 октября 2019 22:00




Ссылки

[1]

В желтой жаркой Африке снова будут русские - Александр Запольскис - ИА REGNUM

regnum.ru/news/economy/2758944.html

[2]

Фостен-Арканж Туадера: ЦАР изучает вопрос об открытии военной базы России - РИА Новости, 25.10.2019
25.10.2019, 14:09

ria.ru/20191025/1560222196.html

[3]

Центральноафриканская Республика — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Центральноафриканская_Республика

[4]

В Кремле прокомментировали прошедшие переговоры Путина и главы ЦАР - РИА Новости, 25.10.2019
25.10.2019, 14:28

ria.ru/20191025/1560223001.html

[5]

Россия без боя занимает Африку - РИА Новости, 01.06.2018
01.06.2018, 08:00

ria.ru/20180601/1521817838.html

[6]

Русский флаг над Африкой. Вернутся ли российские военные базы в тропические страны? » Военное обозрение
23.01.2018, 15:00

topwar.ru/134342-russkiy-flag-nad-afrikoy-vernutsya-li-rossiyskie-voennye-bazy-v-tropicheskie-strany.html

[7]

Эксперт оценил перспективы «Росатома» в Африке | Новости
20.10.2018, 16:27

riafan.ru/1112116-ekspert-ocenil-perspektivy-rosatoma-v-afrike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news

[8]

Борьба за влияние в Африке | Геополитика®
01.2014

geopolitics.ru/2014/01/borba-za-vliyanie-v-afrike/

[9]

Эксперты скептически отнеслись к идее создания российской базы в ЦАР - РИА Новости, 25.10.2019
25.10.2019, 16:06

ria.ru/20191025/1560228669.html

[10]

Военные эксперты обрисовали перспективы новых военных контрактов РФ со странами Африки

tehnowar.ru/118438-Voennye-eksperty-obrisovali-perspektivy-novyh-voennyh-kontraktov-RF-so-stranami-Afriki.html

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru