Владимир Тучков , «Свободная пресса» – svpressa.ru 17.11.2019, 12:15
Заставит ли Вашингтон отказаться арабов от покупки российского истребителя
Владимир Тучков
На фото: Су-35 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Газета The Wall Street Journal опубликовала скандальную информацию о том, что США угрожают Египту санкциями, если Каир не откажется от закупок российских многоцелевых истребителей Су-35. Издание ссылается на письмо госсекретаря США Майка Помпео и главы Пентагона Марка Эспера, направленное министру обороны Египта Мухаммеду Заки.
Вполне понятно, что это санкционированная Белым домом утечка, поскольку такие письма имеют гриф «совершенно секретно». То есть данная информационная спецоперация[1] преследует цели донести угрозу до всех, кто может в обозримом будущем стать партнером Москвы в области военно-технического сотрудничества: и с вами мы поступим точно так же!
В то же самое время запугать Каир не так уж и просто. У США с Египтом реализуется целый ряд совместных программ, закрытие которых болезненно отразится и на экономике Штатов. Так, в Египте уже несколько лет по лицензии выпускаются американские танки «Абрамс», что приносит США очень серьезные прибыли.
Тут есть и еще один довольно мутный момент. А собирается ли Египет покупать российские истребители? Весной этого года появились сообщения о том, что Каир собирается приобрести «десятки» Су-35 на сумму в 2 млрд. долларов. Однако никаких официальных заявлений не было ни с одной из сторон. Поговорили и забыли.
Но после недавнего визита министра обороны Сергея Шойгув Каир тема опять всплыла. Хоть ничего конкретного об истребителе и не было сказано. Министр ограничился высказыванием общего характера: «В очередной раз хотел бы подтвердить, что в качестве одной из приоритетных задач нашего двустороннего военного и военно-технического сотрудничества российская сторона ставит повышение обороноспособности Египта». Тем не менее, возникли предположения, и вполне обоснованные, что в ходе переговоров была затронута тема продажи российских истребителей.
Собственно, она не могла не быть затронута, если проанализировать состояние ВВС Египта.
Здешний истребительный парк является иллюстрацией послевоенных взаимоотношений страны с двумя сверхдержавами — СССР и США. В период «социалистического пути развития» Каир обзавелся целым рядом советских истребителей. В Египте, например, до сих пор летают МиГ-21. Но в 1975 году вектор развития повернули на 180 градусов. Поэтому в ВВС используются такие раритеты как F-4 и F-5, которые американцы активно использовали во время Вьетнамской войны. Затем пошли более современные американские истребители F-16. Появились и французские «Миражи».
В новом веке Египет отказался от стратегии «вооружения по политическим принципам». На равных закупает и натовскую, и российскую авиационную технику. Дорожка у Рособоронпрома в эту страну проторена. В позапрошлом году был заключен контракт на поставки 50-и истребителей МиГ-29М и МиГ-29М2. И поставки уже идут. Кстати, Россия продает свою продукцию и для ВМС Египта — это вертолеты Ка-52К «Катран» для вертолетоносцев «Мистраль».
Что же касается наземной истребительной авиации, то Египет недавно предпринял попытку ее омоложения. Поскольку оно необходимо — почти 90% парка истребителей (220 самолетов) составляют F-16, которые, несмотря на периодические модернизации, все-таки относятся к прошлому веку. Было закуплено 11 французских «Рафалей». Но этим дело, похоже, ограничилось, поскольку компания-производитель Dassault Aviation известна не только своими самолетами, но и чрезмерной их стоимостью. Наиболее отчетливо это проявилось во время индийского тендера на закупку истребителей. Непомерная сумма, выплаченная за 36 «Рафалей» (по 200 млн. долларов за штуку) спровоцировала обвинения индийского правительства в коррупции.
Американские F-35 дешевле — порядка 150 млн. с обслуживанием. Однако при грамотном подходе к комплектации истребительной авиации Египту эти самолеты не слишком подходят. На то есть целый ряд причин.
Во-первых, в связи с ажиотажным спросом на этот самолет, реклама которого существенно превосходит реальные его характеристики, Каиру придется ждать исполнения контракта около десяти лет. Вначале будут «отоварены» те страны-инвесторы, которые вложили крупные суммы в разработку и разворачивание производства. Затем самолеты начнут получать те, кто заказал их заблаговременно, и кого поставили в очередь. Последними в очереди окажутся те страны, которых сейчас Вашингтон при помощи угроз заставляет отказываться от российских истребителей.
Во-вторых, F-35 — это, по сути, кот в мешке. Покупателей «кормят» паспортными характеристиками, в то время как реальные держат в секрете. При этом уже почти 10 лет конструкторы и программисты поднимают уровень боевой готовности самолета. По несколько процентов в год. И все никак не могут поднять. Сложилась странная ситуация, когда качество самолета оценивается с точки зрения не знания, а веры в него.
В то же время Су-35 подтвердил не только свои летные характеристики, но и боевые качества. Несколько лет подряд эти самолеты наносили в Сирии удары по позициям террористов, а также сопровождали вылетающие на задание фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34. Так что любое здравомыслящее командование ВВС способно отдать предпочтение российскому истребителю.
В-третьих, конструкторы компании «Локхид Мартин» в погоне за максимальной незаметностью самолета пошли на очень существенные компромиссы. В частности, они распространились на конструкцию фюзеляжа (с низким аэродинамическим качеством) и на внутренние отсеки. Получилось, что самолет, способный поднимать в воздух, в общем-то, серьезную полезную нагрузку, может размещать во внутреннем отсеке (а внешних подвесок нет) только 4 ракеты. И это при том, что он называется истребителем-бомбардировщиком.
Получается ни два, ни полтора. Массированные удары по наземным целям F-35 наносить не может и из-за незначительного объема боеприпасов «воздух-поверхность». В то же время он не слишком состоятелен в качестве истребителя, обладая низкими летными качествами.
Правда, американские теоретики заявляют, что для самолетов пятого поколения высокая маневренность — это атавизм. Что для них важен принцип «первый увидел — первый выстрелил». Однако это может работать в ситуациях, которые в воздушном бою могут встречаться, можно сказать, лишь гипотетически. То есть, когда два истребителя идут строго навстречу друг другу на одной высоте. Тут, во фронтальной проекции, у F-35, действительно, минимальная заметность для РЛС. В реальных же групповых боях истребители противника видны с различных ракурсов, и с таких, где F-35 не намного незаметнее, чем истребители предыдущего поколения.
В-четвертых, при рациональной комплектации парка истребительной авиации необходимо наличие тяжелых истребителей, к которым относится Су-35. Причем оптимальное соотношение легких и тяжелых истребителей — 2:1. Именно тяжелые многоцелевые истребители используются для нанесения массированных ударов, именно они способны встречать налеты авиации противника на дальних подступах.
Так вот, США, требующие, чтобы Египет не смог и мечтать о российских истребителях Су-35, не в состоянии предложить эквивалентную замену этому самолету. Тяжелые истребители F-15 уже давно не производятся. Завод компании «Боинг» в Сент-Луисе только модернизируют уже имеющиеся машины.
Еще один истребитель данной категории — F-22 — не только уже не производится, но и никогда не продавался за пределами США. Штаты могут предложить только F-35. Но это, как было сказано выше, кот в мешке с доставкой через 10 лет.
Так что выбор Каира очевиден. Конечно, если Вашингтон своими угрозами не нагонят на арабов жути. Владимир Тучков
Оригинал svpressa.ru/war21/article/249199/ 17.11.2019, 12:15
|