Георгий Лучников , «Украина.ру» – ukraina.ru 21.11.2019, 11:29
© пресс-служба президента Украины
Георгий Лучников
Президент Украины Владимир Зеленский опоздал на встречу украинских катеров и буксира в Очакове из-за поломки самолета. При этом возникла заминка с предоставлением другого борта. При всей обыденности ситуации, она полна символизма - президент, еще будучи кандидатом, хотел отказаться от самолетов. А теперь отечественный самолет с ним не взлетел
В среду, 20 ноября, президент Украины Владимир Зеленский опоздал на встречу вернувшихся из России украинских военных судов: двух катеров и одного буксира. Причиной опоздания Зеленского стали проблемы с первым бортом.
«Самолет не завелся, полетели другим», — пояснила в комментарии « Украинской правде[1] » пресс-секретарь президента Юлия Мендель.
По ее словам, президент должен был вылететь из Чугуева, однако из-за поломки самолета ему пришлось срочно направиться в аэропорт Харькова, откуда он вылетел в Николаевскую область другим президентским бортом.
Таким образом поломка подпортила триумфальный день Зеленского: 20 ноября он открыл восстановленный мост в Станице Луганской, а после этого планировал встретить вернувшиеся из РФ корабли.
Украинское издание Depo.ua[2] со ссылкой на информированный источник в системе органов безопасности Украины сообщило, что такая поломка произошла впервые почти за 20 лет.
Как сообщило другое украинское издание — « Новое время[3] » — лететь в Очаков Зеленский должен был на одном из самолетов «Ан». В итоге в Харьков пришлось отправлять самолет компании Airbus.
Произошедшее с Зеленским довольно ярко иллюстрирует ситуацию, в которой оказалась сегодня украинская авиация.
«Крылья» украинского президента
Парк государственного авиационного предприятия «Украина», который обеспечивает перелеты высших должностных лиц государства, состоит из трех самолетов и одного вертолета.
В президентскую флотилию сегодня входят такие борта, как Airbus A319-115, регистрационный номер UR-ABA выпуска 2007 год, Ан-148-100В, регистрационный номер UR-UKR, выпуска в 2011 года, Ан-74ТК-300Д, регистрационный номер UR-AWB, выпуска в 2001 года и вертолет Ми-8МТВ-1, регистрационный номер UR-PAB выпуска в 2002 года.
Один из бортов — Ан-74ТК-300Д имеет довольно занятную историю. Его выпустили при президенте Леониде Кучме. Когда самолет включили в президентский отряд, он получил регистрационный номер UR-LDK. Последние три буквы были инициалами Кучмы. При следующем президенте — Викторе Ющенко — его регистрационный номер поменяли на инициалы нового главы государства UR-YVA. А вот при президенте Викторе Януковиче самолет получил нынешнюю — нейтральную регистрацию UR-AWB.
Этим самолетом президент пользуется реже всего. Украинские СМИ подозревали[4], что именно этот борт отправляли в июне за десятью детьми семьи Сусляков в Тбилиси. Их мать — украинскую гражданку Юлию Сусляк — грузинские правоохранители обвинили в торговле несовершеннолетними.
Гораздо чаще Зеленский пользуется двумя другими самолетами. Так, продукцию европейского концерна Airbus украинский президент предпочитает во время зарубежных визитов. Именно на этом самолете Зеленский отправился 4 июня 2019 года в свой первый зарубежный визит в Брюссель. Ранее о роскоши этого авиалайнера ходили слухи, и в итоге пресс-службе Януковича пришлось публиковать фотографии, опровергающие эту информацию. Предшественник Зеленского — пятый президент Украины Петр Порошенко не стеснялся использовать этот борт не только в дальних, но и во внутренних украинских рейсах. Так, он использовал его для полета из Киева в Винницу.
А вот Ан-148 был своеобразной рабочей лошадкой. Его активно использовали украинские президенты. Тот же Порошенко использовал его для своих поездок по стране, заметно участившихся к концу его президентского срока. На этом же борту Зеленский спустя девять дней после инаугурации отправился во Львов, чтобы посетить шахту «Лесная», где произошла авария и погибли горняки.
Кроме того, именно этот самолет отметился в двух знаковых обменах пленными. Именно на нем прибыла на Украину в мае 2016 года Надежда Савченко. И именно этот президентский Ан-148 доставил в сентябре 2019 года на родину украинцев, среди которых были и военные моряки, корабли которых Зеленский планировал встретить в Очакове.
© пресс-служба президента Украины
Судя по всему, именно эта «Аннушка» и подвела Зеленского. Символизма не получилось: на самолете, на котором прилетели моряки, украинский президент не смог прилететь на встречу с судами этих же моряков. Это происшествие нанесло урон и имиджу украинской авиации, и имиджу президента.
Имиджевый просчет
Накануне голосования во втором туре президентских выборов тогда еще кандидат Зеленский в интервью журналистам РБК-Украина сделал резонансное заявление о будущем президентского отряда главы государства.
«Три [самолета]? Продать. Ну конечно, продать к чертовой матери!» — ответил он журналистам. Зеленский: Такого как я – вы не видели. ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ РБК-УКРАИНА - YouTube – 17 апр. 2019 г.
Зеленский отметил, что он хотел бы летать рейсовыми самолетами.
«Я бы хотел, правда. Я бы хотел. Ну хоть два борта можно было б продать? А зачем им три? А кто на них летает?» — указал он.
Но работа президентом внесла коррективы в намерения Зеленского. Спустя сто дней после инаугурации он уже передумал отказываться от самолетов.
«Один маленький [самолет] там не работает (речь об Ан-74. — Ред.), я его даже не видел. Есть еще два самолета. Один маленький, наш Ан. (Ан-148. — Ред.). Я летаю на нем с группой быстрого реагирования по Украине. И есть один самолет большего размера (А319. — Ред.). Он для международных встреч», — рассказал Зеленский. 100 днів президента Володимира Зеленського - YouTube – 31 авг. 2019 г.
Так он оправдывался за невыполнение одного из своих предвыборных обещаний.
Поломка 20 ноября тоже навредила имиджу президента. Так, издание Depo.ua[2] распространило информацию, согласно которой Зеленский, «нервозно выражая опасения относительно своей безопасности, отказался лететь военным самолетом». В итоге с изданием связалась пресс-служба президента Украины, и то было вынуждено дать опровержение.
«Пресс-служба Офиса президента опровергает информацию о том, что президент отказался вылететь военным самолетом, который якобы был предложен. Сразу после того, как было установлено, что президентский борт неисправен, Владимир Зеленский и члены его команды отправились в Харьков, откуда уже должны были вылететь в Николаев», — сообщила пресс-служба президента.
Однако было поздно. Информация об отказе Зеленского от военного борта успела разойтись по украинским СМИ.
Украина хочет конкурентов
Тем временем имиджевый урон понес не только Зеленский, но и украинское авиастроение в целом. У «Антонова» и так в последнее время дела не очень. В ноябре СМИ сообщило о продаже МВД Перу самолета Ан-178. Однако радость от выигрыша в тендере была омрачена тем фактом, что это первая продажа за четыре года. Ранее «Антонов» поставил самолет заказчику в 2015 году. При этом 23 октября президент Бразилии Жаир Болсонару сообщил, что Украина выражала заинтересованность в покупке бразильских конкурентов самолетов «Антонова».
«Украина хочет военную авиацию из Бразилии. Украинский президент заинтересован в покупке самолетов Super Tucano. Министр иностранных дел Эрнесто Араужо рассмотрел возможность приобретения украинцами военно-транспортной машины Embraer КС-390 бразильского производства», — написал Болсонару в Twitter.
Ucrânia quer aviões militares do
|