Дмитрий Скворцов , СТРАНА.ua – strana.ua 30.12.2019, 21:18
В ночь на 27 декабря на улицы городов Черногории вышли десятки тысяч граждан, заблокировав главные дороги.
Раннее утро в г. Беране
Только в столице – Подгорице две тысячи верующих вышли на крестный ход. В три часа ночи их остановил полицейский заслон на центральном городском мосту, где и продолжилось молитвенное стояние.
На мосту Блажи Йовановича. Подгорица
В знаменитых курортных Будве и в Герцег-Нови стихийный порыв поддержали городские власти. В тоже время полицейские избили благословлявшего протестующих епископа Мефодия – настоятеля монастыря Рождества Богородицы в Цетинье, одного из самых посещаемых в Черногории.
Причиной волнений стал принятый парламентом страны закон "О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин". Власти не скрывают, что направлен данный акт против Сербской православной церкви – единственной канонической структуры, действующей на территории Черногории.
В чём суть антицерковного закона
Согласно принятому акту, православные храмы, монастыри и другие религиозные объекты, построенные до 1 декабря 1918 года, могут быть переведены в государственную собственность. Это произойдёт в том случае, если религиозная община не докажет право собственности на объект. "Обоснование" для этого законодатели отыскали в актах времён Княжества и Королевства Черногории (1852 – 1916 годов). По ним государство в тот период было обязано материально поддерживать религиозные объекты.
А чтобы максимально упростить и ускорить национализацию, споры в отношении церковного имущества будет решать не суд, а госуправление по недвижимости.
Кроме того, автоматически продлена конфискация церковного имущества, которое было отобрано у Сербской церкви во времена коммунистической Югославии.
Противники закона выдвигают следующие контрдоводы.
- Подавляющее большинство из семи сотен православных храмов Черногории к указанному периоду были давно уже (с IV в. н.э.) построены церковью. И даже во второй половине XIX в., в случае дополнительной помощи государства, строились они в основном на средства той же Сербской церкви и её верующими.
- Юридического учета религиозных объектов до XIX в. не велось либо документы о праве собственности в прошлых веках не сохранилось.
- Значительное число храмов не имеет вообще никакого отношения к Княжеству и Королевству Черногории, поскольку с 1852 по 1916 гг. находились на территории других государств (например, весь регион Которского залива вплоть до Будвы).
- Обширные (по Черногорским меркам) территории севернее г. Мойковац вошли в состав страны только в 1913 г., то есть всего за 3 года до фактического конца существования Королевства Черногории.
Однако аргументы эти не имеют действия по той главной причине, что принятие закона – акт политической воли. "Наша задача – возрождение Черногорской православной церкви", – заявил[1] президент Черногории Мило Джуканович. Сам он, при этом – убеждённый атеист (бывший член ЦК компартии Югославии, потомственный коммунист, а потому, естественно, даже не крещённый).
"Черногорская православная церковь" (ЧПС), это непризнанная мировым православием самопровозглашённая структура – аналог "Украинской православной церкви – Киевского патриархата" (УПЦ-КП). История "ЧПЦ" также начинается в 90-х. Возглавляет ее Мираш Дедеич. Его в своё время отчислили из Московской духовной академии.
Не будучи принятым в клир Сербской церкви, Дедеич перешел в Константинопольский патриархат, но вскоре и там был запрещён в служении. В эти годы жена обвинила его в измене и расторгла брак. Неженатый статус открыл Дедеичу дорогу в "епископат" т.н. "Болгарской патриархии" – ещё одном непризнанном образовании, ныне упразднённой.
На 2015 год в ЧПС насчитывалось 25 священников (практически все по разным причинам были уволены из Сербской церкви). Но ещё в 2007 году данная структура заявила, что "начинает борьбу за возвращение всех религиозных объектов, которыми пользуется Сербская православная церковь в Черногории, построенных до 1920 г. или финансированных из бюджета Черногории после этой даты".
Что стало детонатором бунта
Парламентское большинство во главе со спикером отклонило абсолютно все 117 изменений в закон, внесенных оппозицией.
Не прошла даже поправка, в которой предлагалось[2] руководствоваться Конституцией Черногории и ратифицированными международными договорами. Заседание транслировалось на сайте Скупщины, и с каждой отклонённой поправкой ситуация в обществе (а более 80% черногорцев относят себя к Сербской православной церкви[3]) накалялась. Взрыв негодования случился, после того как спикер скупщины Иван Брайович отказался перенести заседание на следующий день, видимо опасаясь, что днём массовость протестов будет на порядок выше. Протест депутатов – противников закона был туту же нейтрализован: несколько десятков "людей в штатском" арестовали всех 18 депутатов оппозиционной коалиции "Демократический фронт" и пятерых административных сотрудников парламента.
Следует сказать, что перед этим кто-то бросил в зал пробитый баллончик со слезоточивым газом.
Лидер черногорского движения "Анти-НАТО" Игор Демьянович считает[2], что это была провокация спецслужб: "В здании скупщины весь день провел Зоран Лазович — многолетий серый кардинал службы безопасности. Как сообщает белградская газета "Информер"[4], Лазович в коридоре парламента отвесил оплеуху главе правительства Душко Марковичу, "огорченный", как говорят, тем, что Маркович пошел на переговоры с Митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием".
Известный черногорский юрист Зоран Чворович считает[5], что в конфликте задействована не только служба безопасности, но и "джукановичевская мафия, которая контролирует торговлю наркотиками и недвижимостью". И, вероятно, "их рук дело" – покушение на популярнейшего черногорского оппозиционера Миодрага Давидовича, рассматриваемого как вероятного лидера протестов. Дело в том, что в преддверии рассмотрения Закона, церковь созвала 21 декабря т.н. церковно-народный собор. Несмотря на проливной дождь, его пришлось проводить на площади перед собором – верующих собралось до 20 тысяч[1].
Заранее было известно, что на соборе выступит церковный благотворитель и предприниматель Давидович. Но 11 декабря он был ранен снайпером.
"Исполнители покушения на Давидовича и ныне не привлечены к ответственности, а почти полное отсутствие следов, сожженное оружие и автомобиль, на котором они скрылись, указывают на серьезную организацию", – считает[1] Игор Демьянович.
Прецедент для Украины?
Через 10 месяцев в Черногории должны пройти парламентские выборы и антицерковный закон не может не ударить по рейтингу партии власти. Тогда зачем он понадобился Джукановичу? Ответ, видимо следует искать в визите месяц назад в Черногорию уполномоченного Госдепа США по вопросам международной религиозной свободы Сэма Браунбэка.
Речь идёт о том самом Браунбэке, который в прошлом году посетил Фанар за четыре дня до того, как Варфоломей принял к рассмотрению прошение Порошенко и Верховной рады об "автокефалии церкви Украины". Тот же Браунбэк затем лично заверил Порошенко[6] и тогдашнего спикера Парубия, что США будут рады помочь в имплементации решения о создании "единой поместной церкви".
И именно после визита Браунбэка в Черногорию Закон "О свободе вероисповедания"появился в повестке парламента[1], стремительно пройдя все комитеты. Хотя первые общественные слушания по законопроекту проходили еще в 2015 году, в июне этого года законопроект был отозван.
Стратегически, ослабление Сербской православной церкви выгодно как США (ведь СПЦ поддерживает Русскую православную церковь в её противостоянии Вселенскому патриархату), так и Джукановичу, который старается максимально разорвать связи Черногории с Сербией (многие черногорские прихожане СПЦ продолжают считать себя сербами, а не отдельной черногорской нацией). Следовательно, Сербская церковь в Черногории рассматривается им как естественно сложившийся агент влияния "Сербского мира". Но срочность, скорее всего в том, что именно сейчас – на фоне углубления отношений Белграда с Москвой, Сербия все более заявляет себя самостоятельным игроком на Балканах.
Что же касается реальности признания ЧПС Фанаром, это возможно в любой момент. Например, если участники намеченного на февраль межправославного совещания под председательством Иерусалимского патриарха[7] окончательно станут на сторону Москвы в вопросе непризнания ПЦУ.
Да, Варфоломей в последние пару лет сделал несколько заявлений[8] в поддержку единства Сербской церкви, но вплоть до 2017 года такие же заявления делал он и в поддержку УПЦ (МП). Это не помешало ему уже в 2018 году заявить о неканоничности пребывания УПЦ (МП) на территории Украины.
И если модель признания ПЦУ может быть вполне использована для признания ЧПЦ, то опыт имплементации черногорского Закона "О свободе вероисповедания" может быть вполне задействован украинской властью после окончательного вступления в действие украинского закона "О свободе совести и религиозных организациях (чей центр управления находится в стране, признанной парламентом Украины страной-агрессором[9])". Сейчас действие закона фактически приостановлено решением Верховного суда, но эта ситуация в любой момент может измениться.
К слову, в Москве проводят аналогии ситуации в Украине и в Черногории.
"Сербская церковь, комментируя принятие этого закона, отметила, что он принят для того, чтобы отдать их храмы черногорским раскольникам, – заявил[10] секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей МП о. Игорь Якимчук. – Сейчас у них ("ЧПЦ", – Д.С.) практически нет поддержки народа. К ним никто не ходит. А вот если отобрать храмы у канонической церкви и передать раскольникам, то кто-нибудь, может, в эти храмы по привычке и придет. Эта ситуация очень напоминает то, что произошло на Украине".
Но в Черногории не все считают, что это первоочередная задача власти.
"Джуканович не намеревается просто взять и насильственно захватить святыни, чтобы передать т.н. Черногорской православной церкви", – считает профессор Чворович. По его мнению, закон – это рычаг давления на Черногорскую митрополию Сербской церкви, "чтобы довести её до состояния полной неуверенности – правовой и финансовой беззащитности и, в то же самое время, – до состояния зависимости от милости отдельных представителей государственной власти".
Острожский монастырь в Черногории. Фото: Bilko2
"Епархии Сербской церкви в Черногории будут формально лишены права собственности на самые важные храмы, самые большие святыни, так же, как и на самые большие источники дохода, так как Сербская Церковь будет в соответствии с Законом облагаться налогом. Кроме того, будут продолжаться преследования священников и монахов, которые не являются уроженцами Черногории", – заключает юрист.
И уже до принятия Закона из Черногории было выдворено в Сербию[11] около пятидесяти служителей СПЦ.
Тем временем, в Черногории при приходах уже организовываются силы самообороны. И насколько далеко зайдет противостояние пока никто сказать не может.
Дмитрий Скворцов
Источник strana.ua/articles/analysis/242117-relihioznaja-vojna-v-chernohorii-prichiny-protestov-i-kak-otrazitsja-na-ukraine.html 30.12.2019, 21:18
Ссылки
|