ПравдаИнформ: Напечатать статью

Золотой коридор в Афганистан разорит узбекскую экономику

Дата: 06.04.2021 02:12

Владимир ПРОХВАТИЛОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 06.04.2021

железная дорога Узбекистан а

<:CAPTION:>

Ведущий узбекский политолог директор Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёр Эргашев выступил[1] с резкой критикой проекта строительства трансафганского коридора от города Мазари-Шариф на севере Афганистана до пакистанского Пешавара.

Узбекистан представил проект в декабре 2018 года. Интересно, что данный проект – это реанимация[2] опубликованного в 1874 году в петербургском журнале «Нива» проекта Индо-Волжской железной дороги, разработанного инженером Степаном Барановским. Тот проект, писала «Нива», имел целью «доставить Средней Азии полное замирение… подчинить Среднюю Азию господству наших таможенных постановлений... содействовать развитию и процветанию русской промышленности и через то увеличению народного благосостояния в нашем государстве». Осуществить проект помешала властям Российской империи «неопределенность геополитического положения Афганистана».

Проект Индо-Волжской железной дороги, разработанный инженером Степаном Барановским

А нынешний проект трансафганского коридора подчинён логике американского варианта «Нового шёлкового пути» (НШП) в рамках геополитической концепции «Большой Центральной Азии» Фредерика Старра. Старр, как мы писали, предлагает оторвать пять среднеазиатских республик от России и Китая, подчинив их американскому влиянию.


До недавнего времени в Ташкенте рассматривали два варианта трансафганского коридора. Первый – от Мазари-Шарифа до Герата с выходом на железнодорожную сеть Ирана. Второй – от Мазари-Шарифа через Кабул до Пешавара и далее к пакистанским портам Гвадар и Карачи (если проще, иранский и пакистанский проекты).

трансафганские транспортные коридоры

Для США главным здесь является подрыв позиций России, Китая и Ирана. И в последние годы стало заметным стремление Ташкента к участию в лоббируемых Западом транспортных маршрутах, отмечает[3] российский востоковед Александр Князев.


Американская концепция «Нового шёлкового пути» предусматривает строительство газопровода TAPI[4] (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия), который должен проложить путь в Южную Азию туркменскому газу, и линии электропередач CASA-1000 для экспорта электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Что касается трансафганского железнодорожного коридора, то он должен связать контролируемый американцами Афганистан с республиками Центральной Азии и с портами на побережье Индийского океана. В случае успеха американцы решат стратегическую задачу: совершат транспортно-коммуникационный отрыв республик Центральной Азии от России и Китая.

Центрально-азиатское торгово-экономическое пространство

Ташкент уже отказался от противоречащего интересам США железнодорожного маршрута в Иран и выбрал второй вариант. 2 февраля в Ташкенте делегации Узбекистана, Афганистана и Пакистана подписали[5] дорожную карту проекта. Начаты геодезические, гидрогеологические и топографические исследования маршрута. К маю стороны рассчитывают подготовить ТЭО и выработать механизмы финансирования строительства.


Основным преимуществом пакистанского маршрута перед иранским директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Элдор Арипов считает[6] большую рентабельность грузоперевозок, но Бахтиёр Эргашев категорически не согласен с этим. Главной проблемой пакистанского маршрута он называет[1] как раз его дороговизну. Маршрут Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар «почти полностью проходит через горы, ущелья, что, несомненно, серьезно скажется на его стоимости – посчитаем количество тоннелей и мостов, которые нужно будет построить... Все оценки очень приблизительны».

По данным[7] Министерства инвестиций и внешней торговли Узбекистана, проект «вызвались финансировать Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЕБРР, Европейский инвестиционных банк, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Американская корпорация по финансированию международного развития (DFC)». Однако недавно выяснилось[1], что это не так: «основную финансовую нагрузку хотят возложить на Узбекистан и Пакистан». Что касается властей Афганистана, они отказываются финансировать прокладку «золотого маршрута».


Дорога до Пешавара пройдёт по территориям, контролируемым талибами (группировка запрещена в России), поэтому страховые суммы, которые придётся платить за перевозку, «сделают товар золотым», заявили опрошенные экспертами Центра Ma'no руководители экспедиторских компаний. И даже при огромных суммах страховки нет гарантии, что товар дойдёт до Пешавара. Эксперты шутят: «Даже если маршрут до Пешавара заработает, составы по нему должны идти в сопровождении бронепоездов».

схема железных дорог Узбекистана

Заведующая отделом комплексных транспортных проблем НИИ транспорта и коммуникаций Гульнара Бекмагамбетова отмечает[8] присутствие и других рисков: «Не стоит забывать, что один из традиционных районов производства опийных наркотиков сосредоточен на территории Афганистана, Пакистана и Ирана, в так называемом Золотом полумесяце (Иран – это преимущественно страна транзита, а Афганистан – основной центр производства). Соответственно, товары, транспортные средства, следующие из этих стран, могут быть отнесены государственными контролирующими органами к категории высокого риска, что влечет за собой ужесточение пограничного контроля, соответствующие задержки на границе».


Из Афганистана исходят две главные угрозы для Узбекистана: наркотрафик и экспорт исламского радикализма. Запрещённое в России Исламское движение Узбекистана (ИДУ)*, недавно исключённое Госдепом США из списка террористических организаций, использует Афганистан как свою базу.

«В обсуждаемом проекте (трансафганского коридора. – В.П.) Россия, а также Казахстан занимают уклончивую позицию, выражая готовность обсуждать, но не подтверждая готовность участвовать», – говорит[9] Александр Князев.

А для США железнодорожный коридор Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар – это прямой доступ в Центральную Азию из Афганистана, где находятся американские войска. Для переброски военной техники, боеприпасов, горючего железная дорога незаменима. «Это то, о чем в Пентагоне мечтали десятилетиями, – надежная транспортная магистраль вглубь Центральной Азии», – отмечает[10] российский политолог, эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров.

Экономика Узбекистана, безусловно, нуждается в безопасных, экономически выгодных транспортных коридорах к морским портам. Однако трансафганский коридор в запланированном варианте таковым не является.

Владимир ПРОХВАТИЛОВ




Ссылки

[1]

«Золотой» маршрут на Афганистан оставит Узбекистан в кредитах

ia-centr.ru/experts/aleksandra-perminova/zolotoy-marshrut-na-afganistan-ostavit-uzbekistan-v-kreditakh/

[2]

Проект Индоволжской железной дороги -
22.11.2020, 13:43

kungrad.com/history/doc/doroga/

[3]

Узбекистан стремится к теплым морям / Дипкурьер / Независимая газета
31.01.2021 16:49:00

ng.ru/courier/2021-01-31/11_335_sea.html

[4]

Перспективы ТАПИ выглядят туманно - Ритм Евразии

ritmeurasia.org/news--2020-09-09--perspektivy-tapi-vygljadjat-tumanno-50799

[5]

«Мазари-Шариф — Пешавар»: коридор в новое будущее Центральной и Южной Азии – Газета.uz
11.02.2021, 20:47

gazeta.uz/ru/2021/02/11/route/

[6]

«Мазари-Шариф — Пешавар»: коридор в новое будущее Центральной и Южной Азии – Газета.uz
11.02.2021, 20:47

gazeta.uz/ru/2021/02/11/route/

[7]

Узбекистан, Афганистан и Пакистан подготовят проект дороги Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар | 02.02.21 | finanz.ru
02.02.2021 13:09:51

finanz.ru/novosti/aktsii/uzbekistan-afganistan-i-pakistan-podgotovyat-proekt-dorogi-mazari-sharif-kabul-peshavar-1030031696

[8]

Новости: Коридор до востребования - Эксперт - Новости экономики и политики. Новости сегодня.
36.2008

expert.ru/kazakhstan/2008/36/transafganskiy_transportnyi_koridor/

[9]

Большую Центральную Азию опутает железнодорожный спрут | Вестник Кавказа

vestikavkaza.ru/analytics/Bolshuyu-TSentralnuyu-Aziyu-oputaet-zheleznodorozhnyy-sprut.html

[10]

Дмитрий Верхотуров

ru.sputnik.kz/authors/dmitry_verkhoturov/

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru