Евгений Фатеев , Газета "Завтра" – zavtra.ru 25.10.2021, 03:44
В 90-е иностранцы учили нас жизни: мы тогда как-то сразу поглупели и разучились смотреть на себя со стороны
И я там был. В 90-е годы к нам постоянно приезжали всевозможные иностранцы, которые учили нас жить. Вообще уже тогда начали проводиться всевозможные семинары, конференции, симпозиумы, всякие-разные тусовки, презентации и другие светские сабантуи. Сейчас этой фигни совсем много, но тогда уже тоже они были. И очень часто на такого рода сходках можно было встретить какого-нибудь иностранца. Вообще наличие иностранца было эдаким знаком качества мероприятия. До сих пор не могу понять природу нашего давнишнего мления перед иностранцами. Ведь так было и в советские времена. И тогда у нас было какое-то особенное отношение к ним.
А в 90-е годы эти самые иностранцы чего-то такое вещали. Чаще всего на плохом русском или вообще не на русском. И несли они чаще всего всякую банальность, не скрывая своего собственного превосходства над наивными туземцами. А туземцы благодарно и заискивающе заглядывали в глаза белому господину. Разыгрывалась какая-то банальная, тупая колониальная история.
Самое удивительное – мы тогдашние считали это нормальным. Мы тогда пребывали в каком-то странном мороке, наваждении, прелести. Мы тогда как-то сразу поглупели и разучились смотреть на себя со стороны. Мы в упоении отключили у себя самих какие-то очень важные рецепторы и органы чувств. Самое жуткое – это утрата способности к распознаванию пошлости. Сегодня очень многие пытаются найти то средство, которое охранит их от бесконечных манипуляций в медийном поле. С помощью чего можно противостоять бесконечной и бесстыдной социнженерии, которую осуществляют тотально и повсеместно.
Мне иногда кажется, что одним из поводырей в этом медийном мраке может быть способность распознавать пошлость. Вкус, слух к пошлости – это то, что может уберечь от множества ошибок. Пошлость – это маркер всей этой мерзости. Посредством пошлости мерзость проговаривается.
Светочи интеллигенции, что-то лопочущие о свободе, но тут же призывающие убивать всех несогласных с ними – это пошло. Называние банальной лжи постправдой – это пошло. Обзывать простую и бесхитростную русофобию либерализмом – это пошло. Что-то такое находить в бездарном балагане contemporary art – это пошло. Считать интеллектуалами шендеровичей, сванидзе, познеров и прочую нечисть – это пошло. Называть откровенно стадное электоральное поведение умным голосованием – это безумно пошло. «Это другое» во всех его проявлениях – это гомерически пошло.
И преклонение перед иностранцами с Запада – это тоже безумно пошло. И глупо, и комично… Впрочем и нечто с противоположным знаком тоже. Как-то ровнее, спокойнее, прагматичнее нужно. Без истерик, очарований и прочего подобного нездорового.
Евгений Фатеев
Комментарии
Александр Ермошин
"В 90-е иностранцы учили нас"
— По тексту статьи всё так. Только вернее, пожалуй, что это МЫ лезли из кожи вон, учась у этих иностранцев. Собравшись как-то в узкий кружок, скопировали институт президентской власти. И эти 90 – е не были для нас новинкой. Точно так же в 1917 и аналогичным кружком попытались скопировать республиканский строц, выбросив 300-летнюю монархию. Тогда это получилось неудачно, даже трагически. Страна развалилась. Как выяснилось к 1990-му, для нас это не стало уроком.
Сергей Арустамов
Почему то автор ссылается только на постсоветский и советский период. Как Вам такой примерчик: "Бьет он нас на всех пунктах, этот Запад, – а гнил! И хоть бы мы действительно его презирали..., а то ведь это все фраза и ложь. Ругать-то мы его ругаем, а только его мнением и дорожим, то есть, в сущности, мнением парижских лоботрясов" (И. Тургенев. Роман "Дым". 1867г) А если глубже копнуть? К примеру, взять эпоху Петра I. Вопреки мнению автора, именно в советский период низкопоклонство официально запрещалось либо не одобрялось. Так, впервые были поставлены официальные преграды идеологическому и культурному пресмыканию перед Западом в рамках т.н. "компании по борьбе с космополитизмом", проводившейся в 1948-1953 годах.
Александр Суворов
При царе Запад не уважали.
А какие недостатки были у царя? О крестьянах он не должен был заботиться. О рабочих вроде тоже не должен был.
Александр Ермошин
Николай Второй считал себя "Хозяином Земли Русской". Хотя до Вильгельма ему было, конечно, далеко. Но и этого хватало, чтобы буржуи мечтали его свергнуть. А в отношении Запада наши цари и царицы вели себя очень по-разному. Но чаще всего просто не порядочно. К примеру, меняли союзников как перчатки. То с Пруссией против Франции, то с Францией против Германии с Пруссией. То же и сейчас, никак не определимся.
|