Александр Чаленко , «Украина.ру» – ukraina.ru 12.01.2023, 14:53
Борис Гребенщиков снова попал в скандал в связи с СВО. В интервью израильскому "9 каналу" он назвал российских граждан, поддерживающих СВО, "психически больными фашистами"
При этом певец подтвердил, что собрал для Украины 12 млн евро в этом году во время концерта около Бранденбургских ворот в Берлине. Раньше он эту информацию отрицал.
В связи с этим скандальным заявлением Гребенщикова хочется обратить внимание на следующие вещи.
Среди части рок-музыкантов России существует совершенно карикатурное, на мой взгляд, поветрие: подражать во всем своим англо-саксонским коллегам как старшим товарищам и создателям канона поведения рок-музыканта.
У тех – Sex, Drugs and Rock-n-Roll, и мы тоже будем наркоту употреблять плюс алкоголь, причем до тех пор, пока это нас не убьет, как убило в свое время Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса. Тут работает установка: надо свою жизнь закончить не больным стариком в хосписе, а молодым – причем от передоза. Этого требует стиль жизни настоящего рок-музыканта. И некоторые из русских музыкантов так и завершили свой жизненный путь.
Джон Леннон возвратил королеве Елизавете II свою награду – орден Британской Империи (Order of the British Empire), которым он и другие члены квартета Beatles были награждены в 1965 году за большой вклад в развитие британской музыки.
Напомню, английский музыкант протестовал против поддержки британским правительством американской агрессии во Вьетнаме.
Раз Леннон возвратил награду, значит, и мы возвратим свои награды правительству, если они у нас есть, и если подвернется нужный повод. Поэтому Константин Кинчев и вернул Ельцину свою медаль "Защитника Свободной России" в знак протеста против убийства журналиста "Московского комсомольца" Дмитрия Холодова. Вопрос: а при чем тут Ельцин? Он что, поддержал убийство Холодова как британское правительство – войну во Вьетнаме? Нет. Тут просто важно было воспользоваться моментном, чтобы выглядеть как Леннон. Отсюда и карикатурность этого жеста у Кинчева.
Карикатурен и неискренен в своем антивоенном протесте и Гребенщиков. Ему хочется быть пацифистом как великий битл, но… Если ты такой пацифист, то почему ты, выступая сейчас против "агрессии России" на Украине, не выступал против агрессии Украины против Донбасса в 2014 году, почему не осуждал сожжение одесситов 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов?
Да потому что "агрессия" "агрессии" рознь. Есть, условно говоря, по понятиям этих людей, правильная "агрессия", которую совершают "свои", на которую можно и не обращать внимания, а есть неправильная, та, которую совершает, как они утверждают, российское государство.
Гребенщиков видит себя частью Запада – рок-н-ролл – это ж западное явление. Украинская агрессия поддержана Западом, значит ее совершили "свои". Их не осуждаем, потому что осудить Украину – это осудить и Запад.
Россия же – не часть Запада. Раз Запад ее осуждает, то я на стороне Запада.
У Гребенщикова, который продолжал концертировать, как ни в чем не бывало, по городам и весям Украины после четырнадцатого года, как-то спросили: а почему вы ни разу не выступали в Крыму и в Донецке с Луганском, хотя выступаете в Киеве и Львове? Тот в ответ просто соврал: а меня никто туда не приглашал, а так бы я с удовольствием бы выступил.
И сам Гребенщиков, и все мы прекрасно понимаем, что это ложь. Он бы не поехал туда, даже если бы его и пригласили.
Кстати, помню, в ФБ я риторически задавал этот вопрос Гребенщикову в своем посте. Мне даже Олег Царев, живущий в Ялте, тогда написал, что в случае приезда музыканта в Крым готов обеспечить ему проживание и питание на абсолютно безвозмездной основе. Если бы Гребенщиков узнал о таком жесте доброй воли Царева, он бы им не воспользовался, потому что в так называемая российская "либеральная среда", в которой он вращается, его бы за это осудила. Концерт в Крыму или Донецке – это ж солидаризация с "путинской агрессией". Его однозначно бы прокляли свои.
Причем одними проклятиями для Гребенщикова это всё не закончилось. У него и у его семьи британская виза, он живет большую часть года в Лондоне. У него есть естественные опасения: как только он начнет осуждать агрессию Украины даже вместе с осуждением "агрессии России" или давать концерты в Симферополе или Луганске, это может стать причиной аннулирования ему британской визы.
А осуждать "агрессию России" он не боится. Пока. Потому что знает, что ему все сойдет с рук. Концерты ему не запретят, в тюрьму не посадят, собственность и счета в банке не конфискуют и не закроют. Российская власть в отличие от западной – вегетарианская, даже сейчас. Никакого Гребенщикова она преследовать не будет.
Кстати, о российской власти в связи с Гребенщиковым. Кто знаком с его биографией, тот знает, что в 2003 году он получил от Путина орден "За заслуги перед Отечеством IVстепени". Вопрос: а почему он эту награду не возвратил до сих пор Путину, хотя все последние 9 лет был против "агрессии России", а в последний год – и против СВО, даже собрал 12 млн. евро для Украины?
Ответ на этот вопрос очевиден: потому что все "либералы" и западные товарищи, большинство из которых не знают или не помнят об этом награждении, с удивлением поинтересуются у Бориса Борисыча: как же так, почему вы же такой известный "пацифист" взяли эту награду у Путина несмотря на его "агрессию" против Чечни?
Гребенщиков стыдится этого факта в своей биографии двадцатилетней давности, поэтому и не возвращает пафосно свою награду "агрессору" Путину. Тут ему Леннону подражать не хочется.
А ведь дальше либеральные круги могут припомнить Гребенщикову его дружбу с путинцем Владиславом Сурковым, по просьбе которого он устраивал встречи президента с российскими рок-музыкантами...
Награда от Путина во время Второй Чеченской, которую Запад осудил, и дружба с Сурковым, который был почти 5 лет куратором от Кремля "оккупированного Донбасса", дадут правильный повод западной общественности усомниться в его искренности.
Гребенщиков рвет всё то, что связывает его с "психически больными фашистами", а это подавляющее число русских людей, которые поддерживает воссоединение русской Родины. Домой, в Питер, он уже вряд ли возвратится. Останется доживать свой век в Лондоне.
Вряд ли он умрет и от тоски по России, ведь западные рок-музыканты, которым он подражает, никогда еще не умирали от тоски по ней.
Как потерянного для страны талантливого музыканта, Гребенщикова, конечно, жаль. А как предавшего Родину человека – нисколько. Так что, по нулям, Борис Борисович!
Александр Чаленко
Алексей Калугин
Послушать новый альбом БГ со страшным названием «Песни Бардов» я все же решится. Магия имени сыграло свою роль. Подумалось, ну, а вдруг великому музыкальному гуру удастся сделать невозможно и превратить воду в вино?..
Увы, чуда не сучилось. Даже в исполнении БГ бардовские песни не засияли новыми гранями. Хотя БГ и старался выбрать те из них, что созвучны сегодняшнему дню. В общем, диск — абсолютный ноль, не стоящий время на его прослушивание.
Никогда бы прежде не подумал, что когда-нибудь скажу такое о работе БГ. Но, тем не менее…
Лидер рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, спешно покинувший Россию после начала спецоперации на Украине, теперь вынужден исполнять чужие песни. Об этом сообщил журналист Дмитрий Косырев.
Дмитрий Косырев , «РИА Новости» – ria.ru 08.01.2023, 08:00 (08.01.2023, 18:00)
Покинувшей Россию оппозиции остается петь чужие песни
Перед нами только что вышедший альбом Бориса Гребенщикова "Песни бардов" — и разговор вовсе не о том, что его создатель оказался на темной стороне, а поэтому и хороших песен уже не напишет, и сильных альбомов не выпустит: да нет же, все возможно. Вот же Иван Бунин лучшие свои вещи сделал вдали от Родины. И — да, говорить и писать о том, что создают люди с той стороны, можно и нужно, как при Бунине, так и сегодня, если предмет того стоит.
И еще разговор не о том, что Гребенщиков захотел уязвить нас, оставшихся с Родиной, строками бардов советской эпохи о том, как гремят сапоги, как прощаются поэты все с той же Родиной и так далее. То есть он, может, именно этого и захотел (какой же человек в его положении упустит шанс еще и еще раз что-то такое сказать). Вот только диск интересен совсем не этим.
А интересен он тем, что так ведь нельзя… То есть все можно: кто же запретит любому человеку тихонько петь под гитару чужие песни — двадцать четыре штуки. Но контраст получился поразительный и грустный: скорбный полушепот на сегодняшнем диске — и грандиозная энергия тех же самых песен в эпоху бардов. Визбора, Клячкина, Кукина и еще буквально тысяч известных и неизвестных авторов, которые вместе обозначили великую эпоху в жизни советского государства.
Как снова услышать и почувствовать ту эпоху целиком, за один присест? Да просто: есть, например, записи завершавших ее Татьяны и Сергея Никитиных. Они, если вдуматься, на ее излете сделали то же самое — пели не только и не столько свои песни, сколько брали великое множество поэзии и музыки примерно тех же самых бардов, что и у Гребенщикова. И каждый их концерт вспоминается как грандиозный, многоцветный и многозвучный праздник, хотя инструмент вроде бы тоже только один (на двоих) — та же гитара. Никитины — блестящий финальный салют тому великому времени, времени бардов.
Кстати, песни из классического никитинского репертуара у Гребенщикова на диске тоже есть. "Псков" Клячкина, например. Он очень тихий и задумчивый, этот его Псков. Но только представьте, что было бы, если бы Никитины превратили его своим исполнением в нечто, как бы присыпанное пеплом времени… Или несколько песен Окуджавы на диске Гребенщикова: вот когда понимаешь, что у самого Булата его вроде бы тихий голос под гитару, оказывается, воспринимается иногда как полный оркестр: напор, мощь, сила.
В бриллиантовом XX веке нашей культуры есть две очень похожие эпохи, два взрыва энергии, которой стране хватило на долгие годы. Это период чуть до и после 1910 года, за что-то униженный прозвищем Серебряный век (не золотой!), когда страна вдруг расцвела множеством новых и молодых литературных и прочих талантов. И 60-70-е, эпицентр творчества вот этих самых бардов, которые то ли создали, то ли отразили удивительное самоощущение тогдашнего советского человека.
Это песни с кораблями, уходящими к далеким берегам (вместе с бабушкой пирата), волшебными городами, безумно смешными строчками, в них дальние дороги и походные костры — очень светлый и радостный, почти сказочный мир. Что же перед нами — какие-то циклы жизни нации или совпадение? И ведь были люди, которые вписались в эти циклы дважды. Александр Грин, например, был вполне знаменит после того же условного 1910-го, абсолютно не понят новой властью и публикой после 1917-го, когда он писал свои лучшие вещи, забыт и вдруг — посмертно — вернулся, став одним из символов 60-70-х.
Это сегодня очень модно — ностальгировать по СССР. Модно и как-то просто. Сложнее понять, а что же это было за время, одно ли оно было, или их несколько. Поскольку сегодня и музыка не обойдется без политики, то по поводу бардов уже зазвучали известно откуда доносящиеся голоса — что барды не покладая рук боролись со сталинизмом.
Кто-то, конечно, и боролся, но тут было нечто куда более интересное. Целое поколение молодых людей, которые сообща оттеснили в сторону бездарную советскую идеологию и создали свою, при этом отлично обходясь без официальной поддержки со стороны тусклого идеологического аппарата. А что это была за идеология или, скажем, новый стиль эпохи? Там было товарищество и порядочность — с бесконечными спорами о том, что это такое. И еще восторг от собственных достижений — в физике, геологии, инженерном деле, во всех сферах. И жадный интерес ко всему огромному миру. И радость от возвращения всего разнообразия искусств, которое до того пытались фильтровать и регулировать.
Так вот, тут есть вопрос. Что это тоже СССР — спору нет. Но был ли это все еще советский строй или уже не совсем? Сколько их было, этих советских строев? И еще: понятно, что идеология эпохи бардов создавалась многомиллионной молодой элитой технической и прочей интеллигенции, но так ли уж довольны были другие слои населения? Или повторился опыт десталинизации середины 50-х, которой, вообще-то, были рады далеко не все? Может быть, и в самом деле была социальная опора у фантома, насаждавшегося тогдашними официальными идеологами, если говорить о музыке: все эти баяны и оркестры из балалаек, вызывавшие зубную боль у бардов с гитарами?
Еще более сложный разговор — что произошло дальше, в конце 70-х и в 80-е, откуда родом Гребенщиков и несколько прочих (растерявшихся ныне) поэтов и музыкантов. В любом случае хоронить себя вместе с ушедшей эпохой довольно простительное возрастное явление — по той простой причине, что мало кто осуществляет все свои замыслы. Вот и Никитины как-то говорили: мы думали, что разум и культура победят, а пришел — добавим — век полуграмотных жертв интернета. Но если идешь на войну, то лучше хорошо себе представлять, как выглядит не только победа, а и поражение. Особенно если твоя победа может означать поражение других людей.
Люди 80-х, гребенщиковское поколение, — это те, которые не просто думали, что победа еще более прекрасного века возможна, а что они — именно они, с их талантами — уже победили.
То есть хотели, чтобы мы — все мы, целая страна, были такими и этакими, но мы оказались немножко другими: послушали их песни или стихи и сделали все-таки свою эпоху — ну ведь бывает. Но в ответ в ярости хлопать дверью и покидать страну — это уже как-то чересчур. А повторять песни позапрошлой эпохи так, будто они никогда не лучились счастливыми красками, повторим, не запретишь. Но эпоха стоила большего.
Борис Гребенщиков: Сидя на Красивом Холме я зачем-то пою пустоту о том что смысла нет и пора на тот свет
Москва, 1930, 27.12.21
Обещанный день
sedomarin
Это самая лучшая песня из всех которые я слышала в своей жизни и это лучшая музыкальная группа России,
Их путь – это история нашего века и история становления Личности с большой буквы. Восхищаюсь бесконечно и расту с каждой новой песней Гребенщикова.
4 (голосов)
|