ПравдаИнформ: Напечатать статью

Что такое многополярный мир с точки зрения свободы Африки ?

Дата: 31.05.2023 17:02

Франклин Ньямси , «Катехон» – katehon.com 31.05.2023, 10:00

Франклин Ньямси, Камерун, 31

<:CAPTION:>

Пользуясь случаем, я бы хотел уделить минуту своего выступления здесь, в Москве, на международной конференции, посвященной построению глобальной многополярности, на выражение благодарности организаторам, ведь идея мира без гегемонии всем нам внушает огромную надежду. Я, уроженец Африки и гражданин Франции, с 2021 года подвергаюсь преследованиям во Франции, так как я внес свой вклад в побуждение африканских и западных народов восстать против французского неоколониализма, западного империализма, ближневосточного империализма и африканского деспотизма. Буквально на днях Министерство образования Франции на три месяца исключило меня из числа преподавателей за то, что вне своих занятий я критиковал неоколониалистскую политику Франции и Запада в Африке. Это наглядная демонстрация того, как опасно стало думать и высказываться против власти. А ведь мы живем в самом сердце общества, которое считалось родиной всеобщих свобод, и которое сегодня оказывается для меня таким же опасным, как когда-то Афины для Сократа.

Учитывая все это, выступление на этой международной конференции дает мне возможность призвать к объединению всех гражданских и духовных сил нашей планеты для защиты нашего права на образование, на свободу мысли, на свободу выражения своего мнения и на объединение каждого народа, каждой цивилизации, каждого человека в уважении к древнейшим традициям человеческого рода. Ведь защита этих гражданских и духовных прав человека, глубоко укорененных в сознании человеческой цивилизации, является непременным условием победы космических сил над апокалиптическими, которые все еще доминируют на нашей планете под знаком того, что французский философ Рене Генон абсолютно справедливо назвал "господством количества", настоящим культом золотого тельца, который символизирует торжество жадности, насилия, подлости и извращения всего и вся в качестве высших норм мирового порядка.

Когда я cлышу о многополярности, это понятие разбивается в моем сознании на две логически противоположные друг другу части. «Много» относится к тому, что является множественным, следовательно, рассеянным, обособленным, атомизированным. В то время как «полярность» предполагает как отдельные центры, так и бинарную оппозицию между этими центрами, полюсами. Действительно, греческое слово polos, в латинском polus, первоначально означало ось, конечность оси или центр вращения. Таким образом, понятие многополярности содержит потенциальное противоречие между разделяющей, противопоставляющей и рассеивающей множественностью, с одной стороны, и концентрирующим, стягивающим и объединяющим полюсом, с другой. Каким же тогда будет многополярный мир? Останется ли он вообще одним, единым миром, если он будет многополярным? В конце концов, будет ли он действительно многополярным, если он не будет допускать реального, потенциального или логического единства мира? Очевидно, сложность концепции «многополярного мира» заключается в ее двойном герменевтическом толковании: она одновременно стремится объединить и разделить, сосредоточить и различить. Таким образом, я считаю, что существует не одна возможная форма многополярности, а как минимум три: атомистическая многополярность, схизматическая многополярность, диалогическая или интерсубъективная многополярность. Фактически, это три модели многополярности, которые нам доступны на данный момент.

Атомистическая многополярность утверждает рассредоточение как теоретическую основу человеческой социальной реальности. Цивилизации Черной Африки, западная, восточная, американская, индийская, русская цивилизации и др. были бы уникальными (лат.sui generis). Человечество было бы совокупностью человеческих родов, неоднородных по своей сути, которые сформировались бы в результате спонтанного и множественного появления в определенной точке мира в определенный момент истории. В таком видении мира народы, цивилизации, нации и государства должны иметь в качестве своего абсолютного идеала самодостаточную автаркию, а вершиной человеческого опыта должен быть принцип «каждый сам за себя». Однако, очевидно, что такое видение человечества, основанное на иррациональности полигенизма, легко подпитывало бы уже трагично знакомые нам расистские, колониалистские, империалистские и этноцентристские настроения и взгляды, которые могли бы привести к полному безразличию к «Другим». Поэтому атомистическая многополярность не подходит ни для Африки, ни для любой современной цивилизации в мире, поскольку модель развития цивилизаций, при которой они полностью обособлены друг от друга, стала несостоятельной ввиду уже установившейся взаимосвязи обществ, пространств, идей, предприятий и людей.

Схизматическая многополярность постулирует принцип изначального разделения, разрыва человеческого единства как необратимой трагедии. Раскол между людьми стал бы самой настоящей исторической неизбежностью. Это отсылает нас к Томасу Гоббсу, который утверждал, что соперничество человеческих желаний в теории непреодолимо; к Канту, говорящему о необщительности человека, к известному африканскому мифу об Амоне-Ра, которому постоянно приходилось заставлять первых богов Огдоады следить за творением, поскольку самого Амона-Ра в этом городе не было, а также к мифу о непрекращающихся злодеяниях Сета и Апопа, олицетворяющих относительное и абсолютное зло. Таким образом, схизматическая многополярность приведет к тому, что мир будет предоставлен сам себе, обречен на вечный упадок, на бесконечную войну всех против всех, которая, особенно учитывая современные ядерные, экологические, пандемические и экономические угрозы и риски, приведет к коллективному самоубийству человеческого рода. Итак, раскол ничем не лучше, чем атомизация. Он ведет к торжеству хаоса. Даже несмотря на интересы Африки и Общее Благо человечества, эта модель обречена на провал,

Динамичная и диалогическая многополярность — это принцип единства в многообразии. Речь идет о построении мира, в котором ни одно государство не обладает монополией на международное право, торговые пути, денежные единицы, технические и биологические нормы, нормы социальной жизни, нормы сексуальности и идентичности, политические, моральные или духовные ценности, которые считаются универсальными. Когда смысл обретается в диалоге, когда стороны выслушивают друг друга и уважают суверенитет друг друга, мир действительно становится общим творением, богатым и сильным благодаря своему гармоничному разнообразию. Таким образом, ценностью всех людей становятся равноправные отношения, взаимное признание суверенитетов и уважение различий, которые хорошо обдуманы, аргументированы, обоснованы и обговорены в диалоге, в котором стороны уважают традиции каждого народа, каждой цивилизации, каждой нации и каждого государства. Построить такой мир – задача не из простых, но именно тогда у Африки появится шанс. Совершенно очевидно, что речь идет о том, чтобы современные африканские народы сознательно взяли на себя обязательства по построению мира, в котором будет возможна реализация программы освобождения Африки, которая состоит из четырех пунктов: полный вывод войск неоколониальных и империалистических держав с африканской земли; отмена иностранного валютного и экономического господства доллара, евро и франка КФА в Африке; прекращение незаконных режимов, являющихся результатом неоколониальной и империалистической гегемонии в Африке; возрождение всех африканских институтов на почве многовековой традиции Маат (Истина-Справедливость-Солидарность), которая представляет собой идеал поиска гармонии в трех ее ипостасях: гармония между человечеством и космосом, гармония между людьми и гармония в самих людях, реализованных как личности, осознающих свое духовное происхождение и призвание. Поэтому необходимо переосмыслить перспективы африканского ренессанса, заново обнаруженного, открытого и развитого благодаря работам Шейха Анта Диопа, Теофиля Обенга, Эбусси Булаги, Амаду Ампате Ба, Каулана Моренга, Калала Омотунде, Мбога Бассонга, Молефи Кете Асанте, Яна Ассмана, Жан-Марка Эла, Вумби Йока Мудимбе, Грегуара Бийого и других. Необходимо переосмыслить внутренние безопасность, экономику, политику, технические науки, эстетику и духовность Африки. Все это должно обновиться благодаря самокритическому подходу и сравнительному политическому антропологическому исследованию человеческих цивилизаций. Это может быть сделано с точки зрения революционной, традиционной, антирасистской, антиколониальной, антиимпериалистической и антидеспотической политики. Это наш путь познанной надежды.

В заключение хочу сказать, что свободная Африка привержена модели единства в многообразии (модель 3), поскольку только она позволит ей сохранить как свою многотысячелетнюю культурную самобытность, так и необходимые и плодотворные отношения со всеми другими культурами нашей планеты. Диалогическая и динамичная модель, которую мы продвигаем, позволит Африке присоединиться к нациям, которые следят за соблюдением Устава ООН, присоединится к БРИКС, к поиску негегемонистской мировой валютной системы и к поиску моделей международного сотрудничества, которые в первую очередь основаны на диалоге, согласии, переговорах, взаимовыгодном сотрудничестве, компромиссе и внимательном выслушивании разнообразных проявлений человеческой мысли.

Именно эта прекрасная перспектива коллективной международной работы и возвращения достоинства коренных африканских народов, столь презираемых на протяжении последних шести веков приверженцами «господства количества», и вдохновила меня на участие в этой конференции в Москве.

Спасибо за внимание.

Франклин Ньямси

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru