Какие лидеры нас могут ожидать уже в ближайшей перспективе?
Автор Илья Пожидаев
22 мая 2017 года Саша Спилберг толкнула речь в Госдуме РФ.
Видео RT на русском: Саша Спилберг на заседании Госдумы РФ: Каждое моё видео — это мини-выборы
Видео Polit Russia: Правильный блогер: либерал-пастафарианец (Анна Сочина)
Видео Life News: Видеоблогер Саша Спилберг выступила в Госдуме
Если кто не в курсе, Саша Спилберг – это звезда Ютуба, имеет на своем канале почти пять миллионов подписчиков. Ей 19 лет, но она уже звезда, и всем своим жизненным успехам она на 100% обязана своему каналу на Ютубе. Столь внушительную аудиторию она заработала, весьма добротно снимая видеосюжеты – на темы макияжа, популярности, летсплеев, просмотров социальных сетей и прочего такого, что сегодня интересует многих современных людей. Месяц назад в гостях у Саши был министр культуры Владимир Мединский. А вот теперь 19-летняя Саша Спилберг прочитала краткую лекцию маститым, а зачастую и убеленным сединами, депутатам Госдумы.
Что же такого интересного могла поведать взрослым дядям и тетям 19-летняя по-кукольному симпатичная Саша Спилберг? Во-первых, она сказала, что совершенно ничего не понимает в политике, но очень хочет в ней участвовать – ввиду того, что у нее много подписчиков. Во-вторых, она призвала депутатов создавать видеоклипы на Ютубе и Вконтакте, потому что электорат нужно каждый день развлекать позитивными видео сюжетами. В-третьих, она сказала, что ее коллегу по виртуально-сетевой работе Руслана Соколовского не надо было судить, а надо было лечить. Вот в принципе и все, что сказала в Госдуме Саша Спилберг. Вот такой вот «содержательный» монолог получился. Произнесенный, надо еще раз подчеркнуть, в стенах высшего законодательного органа страны.
На самом деле содержательность в данном случае не имеет практически никакого значения. Она в общем-то даже вредна, поскольку столь существенная по численности аудитория, как показывает опыт социальных сетей, никогда не может быть привлечена чем-то смысловым и содержательным. Но демократия исходит не из принципа содержательности или смысловой нагрузки, а из принципа большинства, а посему неважно, понимает ли что-то Саша Спилберг или нет, – она умеет работать на аудиторию, а потому ей должны внимать прожженные карьеристы: им-то ведь не дано таких аудиторий на Ютубе и во Вконтакте собрать.
Вообще всем знакомым с виртуальной сетью под названием «Ютуб» известно, что в тренде популярности сегодня находятся либо малолетние видеоблогеры, либо видеоблогеры, успешно косящие под малолетних, – с соответствующей необходимой атрибутикой: тинейджерской причесочкой, пирсингом, какой-нибудь цветастой футболочкой или маечкой, с по-детски сияющими глазками и так далее. Разумеется, создать соответствующий антураж – тоже весьма непросто, особенно если видеоблогеру – под 30, а то и за 30, но, тем не менее, многие ценой значительных усилий в этом все же преуспевают.
Теперь – немного цифр. Канал Саши Спилберг, как было озвучено выше, имеет без малого 5-миллионную аудиторию. Но она даже еще далеко не лидер в сфере отечественного видеоблогинга. У нас есть Катя Клэп, у которой на Ютубе суммарно уже более семи миллионов подписчиков, есть у нас и Ивангай, у которого уже 11,5 миллионов подписчиков на его ютуб-канале. Но наша отечественная блогосфера по уровню своего развития меркнет в сравнении с западной. Рекордсменом Ютуба является шведский видеоблогер ПьюДиПай, у которого уже более 55 миллионов подписчиков, и стремительный рост его аудитории не прекращается на протяжении вот уже пяти лет.
И биография у всех этих видеоблогеров – хоть куда: кто-то никогда нигде не работал, кто-то продавал хот-доги, кто-то трудился курьером, добрую половину из числа мега ютуберов выгоняли с их низкоквалифицированных работ за профнепригодность, некоторых – и не раз.
Какую же тематику затрагивают успешнейшие видеоблогеры? Чем у них получается приковывать к себе внимание многомиллионных масс? Их видео – о том, что у них в сумочке, что будет, если залить себе в ноздрю клей, о том, как вытекает сопля, о том, как парню станцевать в лифчике перед камерой, о результатах похода в туалет – и прочее подобное в этом духе. Просмотры таких «шедевров» – запредельны: видосики такого плана, снятые в максимальной степени рьяно и от души, дают в среднем 12-15 миллионов просмотров – каждый такой видосик, а иногда – и гораздо больше. Для сравнения: новостные видеоматериалы, скажем, о войне на Донбассе – крайне редко переваливают за 120 тысяч просмотров.
Однако не следует спешить иронизировать по поводу видеоблогеров. Во-первых, новые звезды интернета весьма состоятельны, несмотря на свою молодость и инфантильность, – в частности, доход ПьюДиПая (некогда торговца хот-догами, а теперь – успешнейшего блогера всех времен и народов) доходит до 800 тысяч долларов ежемесячно, доходы наших ютубовских звезд варьируются от 320 тыс. до 1,5 млн. рублей. Во-вторых, информационно-культурное влияние видеоблогеров сегодня превосходит все мыслимые и немыслимые пределы. Вот применительно ко «во-вторых» – опять-таки немного до крайности любопытных цифр.
Какова на сегодняшний день суммарная ютуб-аудитория у крутейших СМИ планеты – CNN, BBC, CBS News, Fox News, Financial Times? Если механически суммировать аудитории их всех, то получится примерно семь миллионов. Напомним, что у ПьюДиПая – 55, а у наших топовых видеоблогеров – 5-11,5 миллионов – у каждого отдельно взятого. С информационной точки зрения, все мощнейшие информационные ресурсы планеты – клопы в сравнении с топовыми видеоблогерами.
Аудитории соответствующих каналов, а также количество просмотров, «лайков» и «репостов» соответствующих материалов – прямо и однозначно свидетельствуют о том, что нынешняя информационная среда захвачена ментальными малолетками. Бал теперь правят именно они, причем уже фактически безраздельно. Это касается не только нашей информационной среды, но и мировой, причем мировой – даже в большей степени. Видеоблогеры же формируют, якобы по своему собственному усмотрению, и повестку дня, интересные вопросы, острую проблематику и так далее. А коль скоро вопросы политики, экономики, религии, межкультурной коммуникации, миграционные вопросы и так далее и тому подобное – закономерно портят настроение и навевают тоску, то и актуализировать необходимо вопросы вытекшей сопли, шавермы с пивасиком, каких-то там какашек и так далее.
Вряд ли все эти дети – изначально чьи-то там агенты или проекты. Скорее всего, ребятки просто ловили кайф от новой виртуальной развлекухи, делали это с каждым годом все энергичнее и самозабвеннее – и в результате сами не заметили, как прославились. Но сейчас совершенно очевидно, что их каналы выгодно используются, в том числе, и в политических целях, потому что только на обеспечении торговли и политики эти ребятки и могут неплохо заработать. Никто из них не хочет обратно – торговать хот-догами и разносить газеты, – а потому придется напрячься, чтобы хобби оставалось высокодоходной работой.
Вот, в частности, у ПьюДиПая есть видео о том, как зарезать Трампа в реанимации; канал «Немагия» занимается прицельной дискредитацией конкретных людей (в том числе политических фигур) - по заказу; многие (да практически все) блогеры-миллионники как бы «по ходу» довольно стереотипно высказываются относительно многих политико-экономических вопросов. Оно и понятно: если есть площадка, куда ежедневно заходят многомиллионные толпы, – совершенно естественно, что найдутся желающие данное обстоятельство выгодно использовать в своих интересах – тем более, что, как уже было изложено выше, ребяткам-видеоблогерам в основной массе своей есть, что терять.
Весьма вероятно, что в дальнейшем видеоблогеры будут становиться официальными политиками, и речь Саши Спилберг в стенах органа федеральной государственной власти – пробный камень как раз именно в этом процессе. Сперва образуются видеоблогеры-депутаты, затем – видеоблогеры-министры, а потом появится и видеоблогер-президент – какой-нибудь прыщавый 13-летний уродец, жующий сопли и пускающий пузыри. Он будет развлекать электорат, набирать с этого просмотры, людям будет весело – и, что важнее всего, совсем не до политики. И правильно: быдло должно веселиться и не задумываться, а политика – удел избранных, которых, в отличие от видеоблогеров, не стоит лишний раз светить. Главное – чтобы видеоблогеры-политики были ручными, а для этого упор нужно все же делать на выходцев из числа курьеров, продавцов, операторов колл-центров и так далее. С точки зрения технологии массового управления, это было бы весьма удобно.
Никто не обратил внимания на то, что жанр фантастики в литературе уже фактически умер? Есть фэнтези, причем этот жанр становится все более успешным, а вот старой доброй фантастики уже фактически и нет. То есть трудятся, конечно, отдельно взятые авторы-фантасты, но в наши дни они в общем и целом на задворках, хотя еще относительно недавно фантасты были на гребне волны. А вот фэнтези – жанр, который сегодня способен принести лучшим своим авторам колоссальные прибыли и оглушительную известность. Почему так? А потому, что фэнтези – это инфантильный жанр сам по себе – и инфантилизацию как таковую возводит в Абсолют: главный герой – мальчик Гарри Поттер, он образ и символ абсолютного добра, наделен магическими сверхспособностями, побеждает в бою некое Абсолютное Зло. Применительно к нынешнему рынку блогосферы – это самое оно. В то же самое время, фантастика предусматривает огорошивание читателя какими-то гипотетическими техническими свершениями, а современный читатель уже настолько пресыщен всевозможными гаджетами, что его какой-либо технократизацией и огорошить уже невозможно.
Сейчас в социально-технической сфере практически невозможно что-либо нафантазировать, а уж тем более – придумать что-то такое неожиданное, свежее и по-настоящему интересное – что-то такое эдакое, что сильно удивило бы народонаселение. Теперь реально то, о чем и не помышляли фантасты прошлого. Например, диктатура детей из виртуального пространства. Не исключено, что у многих из них в очень скором времени будет, по крайней мере, формальный доступ к важнейшим стратегическим ресурсам, в том числе и к ядерным чемоданчикам. В битве за виртуально-информационное пространство они уже победили, причем разгромно и в кратчайший срок, вот теперь начинают пролезать в шоу-политику, а там и до реальной политики с соответствующими ресурсами – рукой подать (разумеется, строго под надзором заботливых хозяев). Так что шар Земной детям, может, даже и не придется отдавать – они сами его вот-вот возьмут. Остается только с ужасом ждать и наблюдать, что они с ним сделают.
Илья Пожидаев
khazin.ru – "ХАЗИН.РУ / Илья Пожидаев. Образ правителей будущего "
(24.05.2017 в 10:00)
|