Ирина Алкснис , Деловая газета «Взгляд» – vz.ru 24.05.2017 20:50
Истерика творческой интеллигенции, разразившаяся по поводу обысков в «Гоголь-центре», показательна как реакция самозащиты со стороны группы, считающей себя неприкосновенной. Это особенно заметно, если подробнее изучить те эпизоды хищения государственных средств, которыми занимается следствие.
За последние годы кто только не становился объектом разработки правоохранительных органов в России – губернаторы[1], федеральные министры[2], руководство Спецстроя[3] чуть ли не в полном составе и даже, страшно сказать, Шакро Молодой[4]. А еще были генералы полиции, Следственного комитета и ФСБ.
Однако редко когда следственные действия вызывали столь бурную реакцию[5], больше напоминающую истерику, со стороны некоторых представителей российского общества. Истерика вот уже второй день наблюдается в связи с приходом правоохранителей в московский театр «Гоголь-центр» и ряд других культурных учреждений. Притом что дело-то вполне банальное и даже, можно сказать, привычное – появились вопросы к расходованию[6] выделенных бюджетных средств. По существу, ровно то, за что в итоге разогнали Спецстрой[7], разве что масштаб поменьше.
Причина бурной реакции вполне очевидна. В фокус внимания правоохранителей попал художественный руководитель театра и один из самых известных современных российских режиссеров Кирилл Серебренников. Пафос возмущения прогрессивной общественности укладывается во фразу: «Руки прочь от Творца!».
Это, в свою очередь, вызвало не меньшую, а, пожалуй, даже большую волну негодования у другой части российского общества, которая возмутилась претензией творческой интеллигенции на неприкосновенность.
Однако не стоит считать, что в этом артистическое сообщество России отличается от своих собратьев на остальной планете.
Вот уже сорок лет (ровно сорок – с 1977 года) прогрессивная творческая общественность всего мира то гневно обличает, то слезно просит Соединенные Штаты Америки ослабить хватку в отношении великого кинорежиссера современности Романа Полански. Однако американская Фемида неумолима и твердо стоит на позиции, что талант и всемирное признание не является поводом (и тем более причиной) для освобождения от ответственности перед законом.
Например, на протяжении последних лет организация регулярно получала госконтракты, которые заключал с ней государственный «Гоголь-центр». Таким образом театр, которым руководит Кирилл Серебренников, отдавал подряды с бюджетным финансированием структуре, художественным руководителем и учредителем которой является тот же Кирилл Серебренников. Даже на поверхностный взгляд это выглядит как минимум конфликтом интересов (слово «коррупция» пока говорить рано).
Защитники режиссера настаивают, что Серебренников полностью погружен в свое искусство, сосредоточен исключительно на творческой стороне работы и вообще не касается финансовых вопросов. Более того, уже имеют место прозрачные намеки, что, если и были какие-то махинации, то они совершались людьми, которые прикрывались именем известного режиссера, будучи уверенными, что это само по себе является гарантией их неприкосновенности.
Возможно, это действительно так.
Это тем более возможно, поскольку учредитель в АНО вполне может быть фигурой номинальной, не посвященной в деятельность структуры. Так что совсем неслучайно главный интерес следствия в данный момент вызывают бывший генеральный директор и главный бухгалтер организации[8].
Мораль же этой истории сводится к двум пунктам.
Во-первых, представители творческого сообщества, претендующие на неприкосновенность и впадающие в истерику на ровном месте, вызывают в общественном мнении куда больше неприязни, нежели просто воры казенных денег или склонные к обвинительному уклону правоохранители.
А во-вторых – и в главных – дайте следствию (а затем, возможно, и суду) делать свою работу.
Ссылки
|