Оригинал «Expert Online» – expert.ru 16.06.2016
Самый мощный в мире ледокол «Арктика» спущен на воду 16 июня 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, сообшают «Вести.ру». Его длина — 173,3 метра, ширина — 34 метра. Экипаж атомохода насчитывает 75 человек, водоизмещение составляет 33,5 тысячи тонн.
Новый головной – вдесятеро мощнее первого
"Арктика" – головной корабль проекта 22220, первый в серии атомных ледоколов, необходимых для нового этапа освоения Арктики. Он был заложен два с половиной года назад. Проект атомохода разработан в 2009 году в ЦКБ "Айсберг" по контракту с "Атомфлотом". Теперь кораблю предстоит пройти оснащение оборудованием и возведение надстроек.
Местом работы "Арктики" является СМП – Северный морской путь. Корабль может пробивать ходом, без раскачки трехметровый лед. "Арктика" будет проводить суда, перевозящие углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря – на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
У ледокола так называемая "двухосадочная" конструкция, что позволяет использовать его и в океане, и в устьях полярных рек. Он оснащен двухреакторной энергетической установкой, с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт.
Уже строится другой корабль этого проекта, и готовится к постройке еще один, то есть действительно дан старт серии: 26 мая 2015 года заложен ледокол "Сибирь", а осенью 2016 года по проекту 22220 планируется заложить атомоход "Урал".
Следует также отметить, что 10 июня 2016 года в Петербурге на воду был спущен военный атомоход "Илья Муромец". Это произошло на Адмиралтейских верфях, там же, где 60 лет назад сошел со стапелей первый в мире атомный ледокол – "Ленин". Интерсно сравнить: мощность его энергетической установки составляла 32,4 МВт. У "Арктики" – почти в 10 раз больше. При этом размеры судов приблизительно одинаковые, но экипаж на "Ленине" был примерно вдвое многочисленнее.
Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, напомнила принявшая участие в церемонии спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
Всего гражданский атомный флот РФ, согласно данным РИА Новости , насчитывает 11 судов, включая, кроме ледоколов, плавучие технические базы, спецтанкер для жидких радиоактивных отходов и судно санобработки и дозиметрии. А еще три законсервированы, включая "Ленина", превращенного в корабль-музей.
Наш ответ Чемберленам современности
Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода . По словам Кириенко, "Арктика" открывает "принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач". Выходящее за сугубо экономические рамки значение мирного ледокола подчеркнул и полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметив, что Россия строит новые корабли и "Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности", цитирует слова участников спуска на воду РИА Новости .
Ранее, в начале июня медиа-центр Атомэнергомаша сообшал, что в ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) успешно прошли гидравлические испытания корпуса второго парогенерирующего блока (ПГБ) реакторной установки «РИТМ-200» – предназначенного для спущенного сегодня на воду головного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Арктика».
Гидроиспытания корпуса ледокольного реактора проходили путем внутреннего набора конденсата, на который подавалось давление 270 атмосфер, рассказали атомщики. После снижения давления до 220 атмосфер, специалисты обследовали корпус на наличие деформаций и течей. Результаты подтвердили прочность и надежность конструкции. В настоящее время на предприятии идет подготовка к контрольной сборке корпуса второго ПГБ РУ «РИТМ-200» с внутрикорпусными устройствами.
В состав «ядерного сердца» атомного ледокола входят два парогенерирующих блока, имеющие тепловую мощность 175 МВт каждый. За счет уникальной интегральной компоновки оборудования современная установка почти в два раза легче и компактнее прежних. Срок службы энергетической установки нового типа составляет 40 лет.
|