Американское кино о России, при его внимательном рассмотрении, оказывается далеко не таким антироссийским, как может показаться на первый взгляд
Если вы хотите эффективно воздействовать на общественное сознание, вам следует учитывать не то, что вы лично считаете нужным сказать по тому или иному поводу, но лишь то, как это будет воспринято вашей аудиторией. Если с этих позиций рассматривать американские интерпретации российской темы, как в киноискусстве, так и вообще — в медиа-сфере, то не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд.
Мы привыкли, и это вполне естественно, оценивать указанную продукцию с позиций нашей собственной системы ценностей и мировосприятия. Под таким углом зрения практически любое западное упражнение на русскую тему представляется нам злонамеренным или неадекватным.
Примерно так это выглядит в бесчисленном количестве «разоблачительных» видеороликов серии «Россия в кривом зеркале Голливуда». Вот, например, один из них. Его автор жестко и, что характерно — вполне комфортно для нашего стандартного мышления, критикует американское кино за его неправдивое и злопыхательское изображение России и русских: «Топ 10 самых бредовых фильмов о русских».[1]
С точки зрения самой неразборчивой части нашей массовой аудитории, автор данного ролика наверняка попал в десятку. Но весь фокус в том, что продукция Голливуда предназначена главным образом, отнюдь не для русских глаз и ушей. Но прежде всего – для населения самих США и прочего идеологически «окормляемого» той же Америкой мира. У обитателей которого совершенно иные предпочтения, точки отсчета и жизненный опыт. И вот, если учесть это немаловажное обстоятельство, то ситуация с объективной оценкой той же голливудской продукции перестает быть столь однозначной, как это представляется авторам иных поверхностно-обличительных роликов.
В той же упомянутой нами антиголливудской киноподборке приводятся, в качестве примеров махрового американского злопыхательства в отношении России, два широко известных кинопроизведения — «Армагеддон» и «Красная жара».
В первом антироссийская тема вроде бы вполне очевидна. Одинокий и слегка одичавший обитатель полуразвалившейся русской космической станции полковник Лев Андропов. Небритый, в карикатурном ватнике и солдатской шапке-ушанке с непременной красной звездой, он действительно выглядит как персонаж американских комиксов на тему «советского мордора». Именно так он и воспринимается нашей аудиторией, которой, понятное дело, не по душе, такое издевательское отношение к нашим героям-космонавтам. И, вероятно, самой недалекой частью аудитории американской.
А теперь давайте отвлечемся от этого внешнего антуража, который вероятно использован авторами картины именно потому, что удачно стыкуется с массовым восприятием американцами русской темы. И обратим внимание только на факты из сюжетной основы самого блокбастера. Которые наверняка, поскольку поданы очень наглядно, не прошли мимо внимания и американской аудитории.
Во-первых, в этом фильме американские астронавты, отправившиеся в космос спасать Землю от гигантского астероида, обратились за помощью не к какому–нибудь европейскому космическому агентству и даже не к Китаю, но именно к России. Очевидно, как к единственной стране мира, которая на тот момент обладала орбитальной космической станцией. То есть таким оборудованием и технологиями, которых не было даже у самих США! А теперь скажите мне на милость – где в этом факте истории, добросовестно представленном в данной картине, «злобная антироссийская пропаганда» и вообще негативное отношение к России? И если такие вещи явно специально подчеркиваются в американском кино (ведь они могли легко изъять эту сюжетную линию), то вряд ли стоит его за это упрекать.
Что же касается аварийного состояния самой орбитальной станции, что можно конечно, при желании, интерпретировать это как американскую издёвку над русскими. Но это опять же – как посмотреть. Ведь к тому времени Советский Союз, построивший эту уникальную станцию, уже развалился, о чем массовый американский кинозритель не мог не знать. И, следовательно, должен был понимать, что всему виной не пресловутые «допотопные русские технологии», а элементарный развал страны и наступившая в результате полная задница с выполнением наших космических программ.
Так что «Армагеддон» парадоксальным образом подводит американскую аудиторию к мысли о трагедии развала СССР и ответственности виновников этой исторической катастрофы. И вы знаете, лично я, в этом посыле, при всем желании, не могу обнаружить ничего особенно злопыхательского в отношении нашего Отечества. Потому что думаю примерно так же. И отношусь к могильщикам СССР с предельно глубоким отвращением.
И да, напомните мне, пожалуйста, не мы ли сами, в конечном счете, утопили в океане орбитальную станцию «Мир», сославшись на её крайнюю изношенность и ветхость? То есть сделали ровно то же самое, о чем было сказано в «Армагеддоне». И где же здесь антироссийская пропаганда? Может быть, в данном случае, более уместно поблагодарить авторов фильма за адекватную трактовку исторической ситуации? В чём нам порой трудно признаться даже самим себе.
Что же касается самого русского космонавта Андропова, то он, несмотря на свой нарочито гротескный внешний вид, по фильму настоящий герой. Многократно спасавший от верной гибели американских недотеп, которые то никак не могли завести свой вездеход, то и вовсе едва не погибли из-за отказа двигателей своего «шаттла». Американцы любят героев и особенно тех из них, кто спасает жизни их соотечественников. И то, что таким героем в фильме оказался именно русский космонавт, тянет на большой знак плюс Голливуду.
И, кстати говоря, в данном случае «Армагеддон» фильм скорее антиамериканский, нежели антироссийский. Поскольку явным образом иронизирует над болезненной привычкой американцев к раболепному следованию инструкциям даже в тех случаях, когда требуется решительность и быстрота действий. Которую и проявил Лев Андропов, приводя в чувство ударами своего молотка напрочь замерзшие блоки американского «шаттла».
И вообще разве не мы сами это придумали? А американцы просто творчески применили? Ведь еще в семидесятых годах в Советском Союзе ходил анекдот, в котором наши космонавты с помощью «такой-то матери» ремонтировали свой космический корабль? Но тогда какие претензии к Голливуду?
Что касается помянутой выше «Красной жары», то, не вдаваясь в детали этого уже давнего киносюжета, могу сказать только вот что. Уже сам по себе тот факт, что роль советского милиционера сыграл любимец всей Америки Арнольд Шварценеггер, полностью исключало вероятность того, что его герой мог быть отрицательным персонажем. И этим, по сути, все сказано. Тем более, что оный московский гость, при всей известной и опять же необходимой массовому американскому зрителю, как бутылка «Кока-колы» после гамбургера, карикатурности изображения русской темы, во многих случая явно переигрывал даже с точки зрения голливудских стандартов, своего местного незадачливого коллегу. Так что карикатура карикатурой, но если «зрить в корень», то баланс и здесь в нашу пользу.
И это не говоря уже про нашумевший по всему миру американский супермегаблокбастер о планетарной катастрофе «2012 год». Где без русской темы тоже не обошлось. Причем не обошлось это еще мягко сказано! Потому что русский олигарх оказался настолько «весомым, грубым и зримым» персонажем, что с легкостью затмил номинально главных, но явно более «гладкошерстных» американских героев.
А то, как в означенном фильме рельефно, афористично и ярко подан этот русский характер, можно без всякого преувеличения считать большой заслугой авторов данного фильма перед Россией. Не побоюсь этого слова – русская тема в этом фильме без труда даст сто очков форы большинству струганных на коленке произведений нынешнего российского эрзац-Голливуда. С его вполне кукольными «адмиралами колчаками» и невразумительными инопланетянами в Чертаново.
Лично я не могу припомнить в российском кинематографе последних лет ничего подобного маленькому эпизоду этого фильма, в котором мощь и величие России были бы представлены с такой гениальной и убеждающей любого зрителя простотой. Бегущие от катастрофы герои картины обнаруживают в аэропорту гигантский транспортный самолет, очень напоминающий советский «Антонов». И когда, подавленные размерами этой машины, американцы восклицают «Какой огромный самолет!», наш олигарх с явным выражением величественного презрения представителя сверхдержавы к местным пигмеям отвечает: «Но он же русский!».
Вы знаете, если мы и это будем считать антироссийской пропагандой, то я двумя руками за то, чтобы наш кинематограф хотя бы догнал Голливуд на данном поприще.
В другом эпизоде той же картины этот «русский медведь», бывший боксер из Мурманска, объясняет американцам свое жизненное кредо. Которое в его устах звучит как собирательное отношение к жизни всех русских: «Если кто-нибудь захочет тебя победить, ему придется сначала тебя убить!».
По этому поводу могу сказать только одно — дай Бог, чтобы все русские всегда соответствовали тому эталону, который был сформулирован в их отношении в этом голливудском кино.
Кроме того, этот олигарх из России не ограничился только изложением теории вопроса и в решающую минуту, ни секунды не задумываясь, пожертвовал собственной жизнью ради спасения своих детей. Такая вот «антироссийская пропаганда»!
Остается только напомнить, что американская кинопродукция, в которую вкраплены такие вот знаковые откровения о России и русских, имеет в сотни, если не в тысячи раз, более широкую мировую аудиторию, чем нынешняя российская. И, соответственно, эти русские зарисовки Голливуда накладывают неизгладимый отпечаток на характер восприятия России практически всем миром.
Надо ли говорить, что мощь и величие – вовсе не те категории, которых нам следует стесняться. Пускай нас боятся, лишь бы уважали. И если Голливуд успешно «прокачивает» данную тему, то я не вижу причин его за это критиковать.
И это касается не только кинематографа. Те же неизменные на протяжении многих десятилетий американские упражнения на тему «российской военной угрозы», с художественной росписью «суперужасных» российских видов вооружений, работают не только на стабильное голосование в конгрессе США за увеличение военных расходов. Они же формируют в массовом американском сознании вполне естественный и весьма солидно подкрепленный фактами неодолимый страх перед военным могуществом России. Который, в свою очередь, не может не оказывать отрезвляющего влияния на всё американское общество, в смысле степени его моральной готовности дразнить русского медведя.
Так что пропаганда это медаль, как минимум, с двумя сторонами. Особенно, если, по совету Козьмы Пруткова, «зрить в корень». И не позволять первым же впечатлениям навязывать себе окончательные выводы. Невредно помнить, что адресатом этой пропаганды является совершенно другая аудитория, которая преломляет увиденное и услышанной через совершенно иные систему ценностей и жизненный опыт. И если посмотреть на ту же американскую массовую пропаганду под этим углом зрения, то далеко не факт, что она столь уж безнадежно негативна по отношению к нам.
Больше того! Думаю, что не все так просто и с менталитетом самих авторов неоднозначных произведений на русскую тему. Не случайно в том же Голливуде работают такие режиссеры, как Оливер Стоун, снявший весьма неглупый фильм о Владимире Путине. И другие его коллеги, которым мягко говоря, не очень по душе то, что творят в мире нынешние США. И которые далеко не так примитивны, чтобы следовать черно-белым канонам в изображении «друзей и врагов» Америки. В том числе и России.
фильм 2012 - Ан-225 - YouTube – 12 янв. 2010 г.
Юрий Селиванов, специально для News Front
news-front.info/2018/08/26/yurij-selivanov-takie-lyudi-v-gollivude/ 26.08.2018, 14:31
|