sergey-aksenov.livejournal.com 23.08.2016 15:23
Азия встречает путешественника из Южной Сибири в Узбекистан, уже через несколько часов после старта. Преодолев границу России и Казахстана, оказываешься в некогда русском Петропавловске. В ожидании поезда до Ташкента, есть возможность познакомиться с городом.
Построенная в XVIII веке, крепость Святого Петра была когда-то частью Ишимской оборонительной линии, теперь это «самый северный город Казахстана». На вокзале все надписи на казахском. Русский перевод есть, но не везде. О советском прошлом вспоминаешь при каждом «громком» объявлении о прибытии или отправлении поезда. Они представляются музыкальными аккордами известной песни «Наш паровоз вперед летит…». Чья-то идеологическая диверсия? Хорошо бы.
Город небольшой – около 200 тысяч жителей. По ощущениям нечто среднее между родным мне областным Владимиром и районным центром Ковровым. При этом «столица» Северо-Казахстанской области. Топографически напоминает Нью-Йорк, в котором я никогда не был. Весь разлинован строго параллельными и перпендикулярными улицами. Стрит-стрит-стрит, авеню-авеню-авеню. Никаких московских загогулин. Застройка почти вся «хрущевская», пятиэтажная. Зданий более ранних или поздних исторических эпох практически нет. С одной стороны город ограничен железнодорожной веткой, с другой рекой Ишим. Выше по течению он течет через Астану, ниже, уже в России, впадает в Иртыш.
Главная улица Петропавловска — Конституции Казахстана, тянется через весь город, от края до края.
Улица пешеходная, местный «Арбат», и здесь расположены все органы власти: все эти «маслихаты» и «акиматы». По ней Петропавловск можно пересечь минут за сорок. Если пройти дальше, в частный сектор, дойдешь до Ишима. Река фактически течет вне городской черты. Ни набережной, ни какого-то более-менее удобного подхода к воде нет. Если в Астане Ишим достаточно широк и презентабелен, то здесь, сотни километров ниже по течению, он выглядит затрапезной речушкой, заросшей камышом.
Рассвет над Петропавловском.
Общее впечатление от города — очень и очень провинция. Вторичность чувствуется повсюду. Вот, например, местная заправка.
Из той же серии, что и фальшивый Panasonik. С буквой «K» на конце.
Есть и свой ЦУМ. Как у больших.
Но вершина, конечно, местный «Мулен Руж».
Все как в Париже, только помельче. Российская провинция, впрочем, тоже дико вторична.
Экспансия всего казахского ощущается в Петропавловске довольно явно. Причем речь идет именно о государственной политике. Так, главный символ некогда русского города — герб выполнен в виде стилизованного скифского щита с использованием традиционного казахского орнамента.
Как вам название города?
Расположение религиозных сооружений также красноречиво. Если православная церковь находится на окраине города, в частном секторе, то центральная мечеть Кызылжар в самом его центре.
Правда, ни толп, ни даже отдельных прихожан здесь, не наблюдается. Пустота.
Такой же чести — стоять в самом центре города, помимо мечети удостоилась только римско-католическая кирха. Русские больше не хозяева на этой земле? Выходит, что так.
Государственная политика Казахстана деятельно поощряет этот антагонизм, расширяет трещину. Для этого используется тот же инструмент, что и на Украине — местный «голодомор». В каждом более-менее крупном городе установлен памятник его жертвам. Есть такой камень и в Петропавловске. В мемориале жертв политических репрессий.
Полтора миллиона казахов, пишут, погибло... Вот вам и готовая причина для будущих столкновений на национальной почве. Очень опасная тенденция, грозящая однажды взрывом. Я как-то писал об этом.
Ну, а пока идет строительство национального казахского государства «прикрыть» проблему призваны такие вот символы.
Пушкин и Абай, два крупнейших национальных поэта, вместе. Выглядит, конечно, топорно. Кого они хотят обмануть?
Это всё, кстати, на той же центральной улице Петропавловска. Здесь же была замечена еще одна удивительная композиция. Вот она.
Обыкновенная, глуповатая, казалось бы, уличная конструкция, на потеху обывателю, если бы не поясняющая табличка.
Байкерский клуб «Северный ветер»!! Уж не Хирурга ли креатура? «Северным ветром», кто не знает, называли поддержку России восставшим русским в период активных событий в Крыму и на Донбассе. Обратите внимание на дату — июнь 2014 года. Крым только что стал нашим.
Впрочем, возможно, это всего лишь видения сильно ушибленного политикой человека, по дороге в некогда советскую, тоже «нашу», Среднюю Азию.
Астана мон амур - Журнал Сергея Аксенова
sergey-aksenov.livejournal.com/192207.html
May 11th, 2015
Побывал в Астане. То есть в бывшем провинциальном Целинограде, а теперь столице независимого Казахстана. До этого был единожды проездом году этак в 2000-м. Помню, тетки тогда торговали на перроне домашними манты по 10 рублей за порцию, а менты их гоняли. Типа портили впечатление гостей столицы от столицы. При появлении мента солидные казахские матроны бросались врассыпную.
Тогда столицы как таковой еще не было. От вокзала на горизонте уже были видны одинокие небоскребы на стадии полуготовности, но не более того. Сейчас столичность чувствуется во всем. Везде государственные флаги. В детском саду, например.
Первое, что бросается в глаза – город пустой. Нет людей. Все широкое, свободное, улицы там, площади, а вот людей нет. Пусто.
На площади перед здешним Минфином ни души.
За фонтаном, впрочем, несколько веселых утренних гастарбайтеров в зеленых робах, побросав метлы, играли в футбол. Ну, то есть в Москве бы их приняли за гастарбайтеров:).
А так, никого. Разве что такие вот бронзовые батыры.
Центральная площадь города размером, не меньше Красной будет.
На площади памятник Абаю. Тому самому. Случись что, тот еще "оккупай" может получиться. Пожилая казашка объяснила широкие площади и улицы тем, что "город у нас молодой" и, мол, строится "на вырост".
Вообще-то, "молодой город" был основан в 1830 году как казачий форпост участником Бородинского сражения Федором Шубиным. Причем историки утверждают, что это была инициатива "с мест". Мол, местные жители торопились укрыться от разорительных набегов узбеков из Кокандского ханства под мощной дланью Российской империи. Укрылись.
На площади все важные госучреждения. Акимат и маслихат расположены в одном здании.
Первый – власть исполнительная, правительство региона, второй – законодательная, типа наших дум и заксобраний. Никакого разделения властей, таким образом, не наблюдается. Курилка то одна:).
А вот местный ЦИК.
Только что он зафиксировал 97-процентный результат поддержки Елбасы на президентских выборах. Елбасы – лидер нации. Этот титул Назарбаев принял несколько лет назад, когда, очевидно, почувствовал себя таковым.
Местные казахстанские либералы (есть и такие) злопыхают, что, мол, результат нечестный, слишком большой… А вот я думаю, что он не далек от реальности. Назарбаев дал трем основным составляющим населения Казахстана то, что они хотели. Русским, немцам и прочим неказахам – межнациональный мир, что стало совсем очевидным на фоне происходящего на Украине упадка.
Казахи, делившие Казахстан с русскими, получили все атрибуты независимой нации: госсимволы, программу развития языка и т. п., что, безусловно, повышает их самооценку.
Оралманы, этнические казахи, переселившиеся за последние 20 лет из сопредельных стран, опять же получили чувство принадлежности к своей нации и вдобавок неплохие бытовые условия. Если в Узбекистане, Монголии, китайском Синцзяне они были чаще всего нищим этническим меньшинством, то теперь они на Родине. Им помогает ИХ государство.
Все вместе эти три группы населения вполне дать Елбасы такую мощную поддержку.
Через дорогу от площади Коммунальное государственное казенное предприятие «Конгресс-Холл». До 1998 года он назывался Дворец целинников.
Репертуар "казенного предприятия" вполне сбалансирован: Бауыржан Нурымбетов и группа "Любэ"...
А вот так выглядит местный Минсельхоз.
Прямо напротив жалкая халупа посольства Украины с привязанной к забору георгиевской ленточкой. На фото не видно, но, поверьте, так и есть.
Именно здесь, в момент съемки, меня и выловил местный «дядя Степа». Высоченный казах-полицейский выскочил из-за угла. Снимаете? У них там камеры везде по периметру… Пришлось рассказать как потрясло здание их Минсельхоза – Как в Дубае! – а посольство, мол, нужно для сравнения. Мент расплылся в улыбке. Естественно, ни в каком Дубае я никогда не был.
Вообще, здешняя архитектура представляет собой этакую смесь стилей. Кажется, это называется эклектика. «А-ля Дубай» преобладает, но и ностальгия по советскому тоже прорывается.
Вот «МГУ».
А вот "Кутузовский проспект" в Москве.
В похожем доме там жил когда-то Леонид Брежнев. Дом №24 или, может быть №26, уже не помню. Тусил там как-то с товарищами, потомками советской номенклатуры.
Мост через Ишим, приток Иртыша.
Через него попадаешь в новый административный район Астаны. Все также пусто...
На районе стройка. Дальнее здание в виде китайской пагоды. Слева по фасаду надпись "Москва". Казахстан зажат между двумя великими державами...
Местные хипстеры живут не хуже московских.
Главная штаб-квартира местной нефтегазовой корпорации «КазМунайГаз». Это ее рабочие были расстреляны в Жанаозене.
Тогда, в 2011 году, во время беспорядков 15 человек погибли, были сожжены мэрия, офис компании и местная гостиница. В город была введена морская пехота и бронетехника. Назарбаеву не устают припоминать эту трагическую историю.
Поселился в хостеле на углу ул.Сарайшык и ул.Туркестан.
Туркестан – древний город на юге Казахстана. А также – страна тюрков, территория современных Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Плюс земли уйгуров в Китае. Практически весь 20 век Туркестан был русским, и я бы не сказал, что от этого было кому-то плохо. Многие в Средней Азии до сих пор вспоминают те благословенные времена.
Хорошо бы, созданный недавно ЕАЭС вырос однажды в нечто большее. В какой-нибудь Российский Союз. Всем будет только лучше. Ведь центр силы постепенно перемещается в Азию. Только для этого следует думать на опережение. Не реагировать, а самим формировать события, уже сейчас закладывать основы будущего.
Вот, к примеру, мечеть «Нур Астана» (Свет Астаны).
Первая крупная мечеть новой столицы была построена в свое время на средства Катара.Зачем это надо Катару – понятно. Ихние шейхи политически уступают своим могущественным соседям – саудитам. Однако им тоже хочется на что-нибудь повлиять. Поскольку кроме нефтедолларов у них ничего нет, то они выступают в виде спонсоров – покупают влияние. Чемпионат мира по футболу 2018 года из той же оперы.
Но вот России как раз не следовало пускать Катар в зону своих интересов. Мечеть мог построить Татарстан, например. А так, получается, что России здесь уже нет. Вот мраморная доска при входе.
Надпись на казахском и арабском языках. А где русский? Нету. Так теряется влияние.
Но сама мечеть хороша, конечно. Главный зал.
Изнутри купол напоминает гигантскую узбекскую пиалу, перевернутую верх дном.
Возможно, Назарбаев со временем сам понял, что поторопился отдать на откуп катарцам такую важную миссию, как строительство главной столичной мечети. В 2012 году здесь появилась еще одна гигантская мечеть – «Хазрет Султан». Вот она в окружении современных зданий.
Кадр сделан с моста Арыс. По другую сторону моста тоже разгул архитектурного футуризма.
Скорая помощь.
Перед мечетью парковка. Всё чин по чину.
Тут баланс влияния уже соблюден. Надпись дублируется на казахском, русском и английском языках: „Мечеть построена по инициативе первого президента Казахстана, лидера нации Нурсултана Назарбаева в 2012 году“.
Главный вход напоминает о Самарканде.
Лабиринт жизни и "прямой путь".
Тем временем на улице в двух шагах от храма проходит репетиция парада Победы.
Военные и техника двигаются мимо мечети, а с другой стороны улицы... американское посольство. Воон, флажок ихний развевается.
Именно отсюда, видимо, начнется очередная «цветная революция» у южных, на этот раз, рубежей России. Судя по тому, что военные проходят прямо под окнами янки, Назарбаев неустанно размышляет об этом. Мол, пусть посмотрят, что у нас есть. А ведь есть.
С-300?
ПВО – хорошо, а своя авиация лучше.
70 лет Победе.
Кстати, парад в Казахстане всегда проходит 7 мая. В специально учрежденный для этого праздник. 9 мая Назарбаев всегда в Москве. Правильно, что в Москве.
А что неправильно, так это то, что в Казахстане начали культивировать тему собственного «голодомора». Вот такой памятник открыт недавно в Астане.
Посвящен памятник умершим от голода в 1932-33 г.г. Голодали тогда и на Украине и в Казахстане и в России – в Поволжье, но здесь явно кто-то хочет превратить казахов в жертв. Обвинить во всем русских и на этом построить свою национальную идентичность.
И я не передергиваю. По свидетельству известного сторонника союзного государства Ермека Тайчибеева, этот культ насаждается в последние 2-3 года повсюду. Во всех более-менее крупных городах устанавливаются некие знаки «национальной трагедии». Пока это кажется невинным, однако новое поколение казахов будет воспринимать это иначе.
Лучше бы не шутить с такими вещами. К чему это может привести, мы наблюдаем сейчас на Украине.
Голодомор в Казахстане - Свободная Пресса
svpressa.ru/world/article/138745/
21.12.2015, 13:28
Миф об искусственно вызванном русскими голоде используется для подпитки национализма
В Казахстане недавно осудили и приговорили к четырем годам лишения свободы блогера, бизнесмена и, наверное, уже политика, Ермека Тайибекова. Вот-вот будет рассмотрена апелляция на приговор, но по решительному настрою правосудия Казахстана ясно, что серьезных изменений в судьбе заключенного ожидать не следует. Сторонник единого государства России и Казахстана, Тайчибеков категорически не принимает наступающего казахского национализма и ратует за равные права для русских, в том числе государственный статус русского языка. В последнее время он это делает из-за решетки.
Уже после оглашения приговора Тайчибеков направил письмо президенту Назарбаеву, в котором повторил основные пункты своей политической программы. В первую очередь придать государственный статус русскому языку. Таким образом, попытка «заткнуть» энергичного политика, лишить его слова не удалась. Напротив, теперь к его мнению приковано всеобщее внимание, а каждое слово, произнесенное из застенков, весит значительно больше. Тот факт, что Ермек — этнический казах дополнительно усиливает его позицию, чем, видимо, сильно раздражает противостоящий ему КНБ — Комитет национальной безопасности Казахстана. Наследники советского КГБ, они служат теперь идее национального государства казахов.
До недавнего времени в этом могли быть сомнения. Факт строительства этнократического государства был не настолько очевиден. Казахстан выгодно отличался от Украины или стран Балтии более-менее ровным отношением к русскому меньшинству. Явного ущемления русских не наблюдалось, а президент Назарбаев воспринимался, скорее, как защитник, сторонник равноправия всех граждан Казахстана. На волне этого доверия и был создан ЕАЭС. Первый звонок прозвучал с началом Русской весны. Нервная реакция властей Казахстана на события в Крыму, явный страх за северные и восточные исконно казачьи регионы страны поставила русских в положение обороняющихся. Любая активность, связанная с русским вопросом, стала караться в уголовном порядке.
Конец эпохи равноправия
И если поначалу жертвами наката правоохранителей были сами русские, такие как ополченец ЛНР Евгений Вдовенко из Астаны или системный администратор Игорь Сычев из города Риддер, то затем пришла очередь и казахов, не желающих установления в Казахстане этнократического режима. А признаков того, что строится именно национальное государство казахов, становится все больше. Помимо безусловного приоритета казахского языка, единственного закрепленного в конституции страны, это еще и агрессивное пестование национальных мифов, которые кладутся в основу любого этнократического режима. И здесь мы видим, что Казахстан прямо таки семимильными шагами бежит вслед за Украиной.
В основе мифа любовно сконструированная и подробно прописанная 550-летняя история Казахского ханства. Полная исторических допущений она может, тем не менее, быть предметом академического спора историков. Однако новейшая ее часть, прямо по украинским лекалам, явно направлена на противопоставление казахов и русских. И подобно тому, как украинский национализм определяет себя, отрицая Россию, предлагает определять границы казахской нации, противопоставляя ее русским. При этом используются те же самые инструменты, главный из которых — голодомор 1932−1933 годов. Не на Украине — в Казахстане! Так называемый «ашаршылык». Его отрицание как раз и вменялось Ермеку Тайчибекову на суде.
Ашаршлык по-казахски
Из доступного в Сети текста приговора[1] стало известно, что «разжиганием межнациональной розни», по мнению обвинения, является, среди прочего, публикация[2] Тайчибекова «Не было никакого голодомора казахов». Автор развенчивает миф о якобы намеренном со стороны русских геноциде казахского народа и подкрепляет свое мнение интервью с пожилыми родственниками-казахами и их воспоминаниями. Но, предоставим слово самому Ермеку:
"Голод-о-мор, это когда морят специально голодом. Слово «казахский голодомор», это, мол, якобы морили голодом, только из-за того, что человек был казахом. Полагаю, нет и никогда не было более наглой, ужасной и беспардонной лжи…".
«Российская империя, то есть русский народ никогда не занимались такими антигуманными явлениями как морить голодом другие народы. Русские как правило сами голодали, от себя отдавали последний кусок, чтобы прокормить других. Такая у них ярко выраженная альтруистическая натура на генетическом уровне. Наверно из-за этого к русским всегда тянулись испокон веков все малые народы».
«Были отдельные просчеты, ошибки в продовольственной политике. Не специальные. Порой вынужденные. Никто в Кремле не сидел и не потирал руки, в предвкушении проговаривая слова „А давайте уморим голодом жителей Акмолинска, Самары или в Виннице и Чернигове!“»
Автор вспоминает комиссара Филиппа Голощекина, которого новая версия казахской истории считает главным организатором голодомора.
«Голощекин Филипп Исаевич — это видный государственный деятель, который искренне хотел сделать как лучше жителям Средней Азии, освободить от так называемого русского ига, покончить с капитализмом, устроить тотальное равноправие. Только вот на деле получилось немного хуже, чем планировалось изначально. Я глубоко сомневаюсь, что Голощекин хотел извести под корень всех казахов как этнос. Установление новой власти, это да. А специальное уничтожение людей путем того, чтобы морить голодом, только из-за того, что человек рожден казахом, в помине не было».
«У большевиков, в том числе у Филиппа Исаевича, не было цели устраивать геноцид целых народов. Не было. Захватить власть — да. Установить новую идеологию — да. Но геноцид отдельных народов не входил в планы большевиков и тем более никогда не являлся политикой времен Российской империи. Нужно быть большим невеждой, чтобы так безответственно заявлять, что русские изводили голодом казахов».
«Я сам являюсь казахом, среди моих многочисленных родственников никто не умер ни от голода, ни от репрессий 1937 года. Никто. Хотя родственников очень много. Да, было трудно. Но от голода никто не умирал. Рожали по 10−15 детей. И все выжили. И каждый по-своему в чем-то преуспел».
То есть Тайчибеков резонно апеллирует к здравому смыслу — ошибки, да, были, но говорить о злом умысле Москвы, значит, передергивать факты. Причем в интересах нынешней этнократии. Ее скорый триумф он связывает с естественным ходом времени.
«Во многом благодаря мудрой политике Назарбаева Нурсултана Абишевича, который всегда и везде подчеркивает, что без русского народа у казахов нет будущего. Но окружение у Нурсултана Абишевича год от года становится все более русофобствующим. Реально доминирует казахская этнократия. Плюс идет пагубная исламизация и тюркизация, то есть наступает саудовско-османский империализм на исконно русскую землю, то есть в Среднюю Азию. Старик слабеет. Теряет хватку. А его окружение ведет свою политику и знает, что НАН не сможет править вечно, и уже тихой сапой пытается перекрышеваться под новых правителей».
Вот так. Складывается впечатление, что двадцатилетний относительно спокойный период межнационального мира в Казахстане был нужен лишь для подготовки к прыжку в сторону действительно национального государства. Как, собственно, случилось и на Украине. Смена поколений делает это возможным. Сейчас новая версия истории Казахстана активно пропагандируется, буквально вбивается в головы молодежи, закрепляя достигнутое. Миф о голодоморе-ашаршлыке — один из ее столпов.
Как напоминание о нем по всей стране устанавливаются соответствующие памятники. Главный находится в столице — Астане, но есть они и в городах поменьше. По словам Ермека, те или иные напоминания о голоде имеются во всех населенных пунктах с численностью населения свыше 5 тысяч жителей. В сознание казахов таким образом закладывается бомба замедленного действия. Восприятие русских как врагов, ответственных за геноцид казахов, рано или поздно может привести к конфликту. Тех же, кто резонно указывает на проблему, Астана предпочитает отправлять на нары.
Ссылки
|