sergey-aksenov.livejournal.com 23.08.2016 18:00
Решаясь отправиться в Узбекистан на поезде, я понимал, что в вагоне могу оказаться в самых брутальных условиях. Однажды мне уже доводилось проехать кусок пути на ташкентском поезде (он шел из Новосибирска) – от Семипалатинска до станции Жангизтобе в Казахстане. Это был тот случай, когда наличие билета никак не гарантирует места. На момент посадки на каждой из нижних полок уже сидело по 3-4 человека и еще несколько разместились на верхних, в том числе для багажа. Все они были полны решимости ехать на занятых ими местах и дальше. Обстановка напоминала какой-нибудь Бангладеш или Индию. Все помнят знаменитые картинки с облепленными людьми поездами. Естественно, качать права в такой обстановке было нереально. Главное, доехать до места целым и невредимым. Дело было в 2000 году.
Тем более, удивительно, что сейчас всё резко изменилось. Поезд из Екатеринбурга в столицу Узбекистана представлял собой полную противоположность своему собрату из прошлого. Он был полупустой, а вместо ожидаемых толп диких гастарбайтеров ехали преимущественно русские и немного казахов. Узбеков в вагоне было не больше десятка и были они вовсе не дикие, а вполне дружелюбные, расположенные к общению и готовые помочь чем могут. Большинство из них было с востока Узбекистана. Именно там, в частности, в Ферганской долине, и живет большая часть населения этой страны. Оттуда, с сельскохозяйственных бедных районов и едут в основном на работу в Россию. Западная часть населена не так плотно. Там располагаются привлекающие туристов Самарканд, Бухара, Хива и прославленный ансамблем «Ялла» городок Учкудук.
Путь предстоял неблизкий, через весь Казахстан, с севера на юг, больше 2 тысяч километров. Проехали последовательно Кокчетав, Астану, Караганду. Ближе к югу пейзаж за окном все больше стал напоминать кадры детских фильмов советского времени, снимаемые киностудиями среднеазиатских республик. В 1980-е мы смотрели их днем, после школы, по второму каналу. Выжженная степь, табуны лошадей, редкие деревья, белые стены домов в кишлаках, ослики, пацаны гоняют в футбол чуть ли не тряпичным мячом… Кажется, за годы здесь мало что изменилось.
Какое-то время поезд шел вдоль берега озера Балхаш. Вода в нем удивительного изумрудного цвета. Берега заросли камышом. В камыше рыбачьи лодки. Слабосоленое озеро служит все же местом обитания для многих пресноводных рыб. С этого местные и живут. На всех близких к озеру станциях жители выносили к поезду целые связки копченых сомов, налимов, сазанов и т. п. Рыба отливала янтарем и буквально светилась. Пассажиры не выдерживали и раскошеливались весьма охотно. Другая местная провизия: кумыс, айран, вечные лепешки тоже недороги. Особенно за рубли. Небольшой отрезок пути поезд проходил по территории Киргизии. Об этом сообщил меняла — тот, кто ходит по вагонам и меняет российские деньги на узбекские сумы. Мужик, видимо, был киргизом, поскольку произнес свою новость с гордостью. Я потом проверил по карте — так оно и есть. За окном были видны заснеженные горные вершины.
Проезжая город Тораз, бывший Джамбул, вспомнил, что именно здесь судили недавно «российского империалиста» Ермека Тайчибекова. Дали ему четыре года колонии всего лишь за слова, за политическую позицию. Ермек Тайчибеков считает, что России и Казахстану разумнее жить в едином государстве, а также предлагает придать русскому языку государственный статус. Последнее это предложение он сделал уже отбывая срок заключения – направил президенту Назарбаеву соответствующее письмо. Видит Бог, что проблема существует, и в будущем может представлять большую опасность. Не даром же в некогда русском Петропавловске установили памятник жертвам казахстанского «голодомора», в организации которого обвиняют Россию. Украинский сценарий может повториться. Если не при этом, так при следующем президенте…
Границу с Узбекистаном преодолели без проблем. Русский путешественник, имеющий всего один небольшой рюкзак вещей, особого внимания таможенников и пограничников не привлек. Гораздо больше их интересовали соотечественники с довольно большими баулами, полными всякой полезной в хозяйстве дребедени. Всем, кто однажды отправится тем же путем, можно посоветовать аккуратнее заполнять декларацию и не забыть внести в нее все имеющиеся деньги и мало мальски ценные вещи, типа фотоаппарата или плеера. Хуже не будет. А, главное, обязательно хранить свой экземпляр этой бумаги до самого выезда из страны. Успешно пройдя все формальности, уже через час я шагал по перрону ташкентского вокзала. Не было и семи утра, а солнце уже начинало припекать. Азия!
|