pavel-shipilin.livejournal.com 11.01.2019 07:00
Тот факт, что Петра Павленского французский суд оставил на свободе, не должен никого дезориентировать. Ибо мучительные 11 месяцев, которые художник провел в тюрьме, зачтены в счет того срока, к которому Запад приговорил Русское Искусство. Компенсаций за издевательства акционист не получит. Наоборот, теперь он должен больше 22 тысяч евро.
И это хваленая европейская справедливость?
Мы, российские патриоты, говорим решительное «нет!» так называемому французскому правосудию. Политический беженец, эмигрант, буквально в последний момент вырвавшийся из цепких лап Путина, когда, казалось, уже ничто не спасет Петра от расправы в подвалах Лубянки, попал из огня да в полымя.
Три года!
Да, два из них условно. Но 11 месяцев, которые Павленский провел в заточении, сопровождавшемся издевательствами тюремщиков, зачтены в счет наказания. Такого никто не ожидал. В России художник за аналогичную акцию был освобожден из-под стражи и отделался сравнительно небольшим штрафом.
Во Франции суд обязал[1] Павленского и его верную (впрочем, не будем лукавить, не очень верную[2]) соратницу Оксану Шалыгину выплатить Банку Франции 18 тысяч 678 евро за причиненные убытки. Также политэмигранты должны будут выплатить три тысячи евро за моральный ущерб и тысячу евро за судебные расходы банка.
Мало того, прокуратура требовала приговорить беженцев из тоталитарной России к четырем годам тюрьмы с полтора годами условного срока, а также лишения главы семейства родительских и гражданских прав.
— С их стороны было проявлено мало благодарности в отношении страны, которая их приняла. Они совершили нападение не только на ее государственные институты, но и на ее историческое наследие, — подчеркнула[3] прокурор. К счастью, судья сторону обвинения не поддержал.
Но штраф присудил просто огромный.
Переводим по текущему курсу, получаем 1 750 979 рублей 72 копейки. В России, напомню, за поджог двери ФСБ общий начет составил 981 тысячу рублей. Которые, между прочим, Петр так и не заплатил, сбежав во Францию.
Совершенно обычную, купленную чуть ли не в Леруа Мерлене дверцу банка оценили чуть ли не вдвое дороже инкрустированной двери первого подъезда ФСБ, изготовленной лучшими краснодеревщиками — политическими заключенными из шарашек. И это тоже говорит о многом.
Правда, я не знаю, о чем именно. Возможно, об инфляции. Или о том, что Федеральная служба безопасности РФ договорилась с Банком Франции, что тот вчинит иск художнику сразу за две сгоревшие двери, а с судом — о том, что тот учтет российские потери в своем вердикте. Как вы понимаете, Путину это раз плюнуть.
Но у меня есть претензия и к российским правозащитникам, а также коллегам Петра Павленского — таким же великим художникам, как и он сам.
Почему вы молчите, когда ваш товарищ оказался в беде? В прошлый раз, подписывая Диплом о признании акции «Угроза» произведением искусства, 128 именитых искусствоведов, художников и галеристов[4] написали:
Хотя художественная акция «Угроза» была осуществлена автором с очевидным нарушением общественного порядка и технически подразумевала сознательное нанесение незначительного ущерба имуществу ФСБ, ее проведение нельзя и неправильно, по нашему мнению, расценивать и рассматривать как поступок некоего вандала или какое-либо иное уголовное преступление. Эта акция — жест художника-акциониста, работающего методами современного искусства. Настоящим Дипломом мы, нижеподписавшиеся, публично подтверждаем художественный статус акции «Угроза».
Но вы никак не комментируете последние события. И получается, что акция «Освещение» в Париже не имеет художественного статуса. Это что же — вандализм, сам Петр — вандал, а значит, заурядный преступник?
Нехорошо получается, товарищи. Своим позорным молчанием вы сами себе противоречите и демонстрируете двойные стандарты, избирательность в вопросах оценки подлинного искусства, которое переживет века. Да вы же просто подставляете великого художника под жернова французской правоохранительной системы! Без вашего Диплома его просто возьмут и депортируют обратно домой.
Возможно, именно потому, что Петр Павленский стоял в суде с пустыми руками, он и получил уголовный срок и штраф. Ему нечем было подтвердить, что он художник, а не бомж, получивший политическое убежище.
Только представьте: прокурор говорит судье, что обвиняемый — вандал. А адвокат ему и судье протягивает Диплом с подписями элиты российского искусствоведения. И там черным по белому: нет, это не вандализм, «Настоящим Дипломом мы, нижеподписавшиеся, публично подтверждаем художественный статус акции по поджогу двери Банка Франции».
Уверен, что судья тут же сник бы и выпустил Петра Павленского с извинениями. И еще обязал бы банкиров заплатить ему за вынужденное годичное безделье и унижения, которым он повергся в тюрьме. Может, миллион евро за моральный ущерб. Или даже два.
Такая она, французская фемида. Точнее, такой видится из России.
Почему же наши искусствоведы и правозащитники не воспользовались уникальной возможностью продемонстрировать нам разницу между нашим и европейским правосудием? Почему не стали давить на судью, как делали это в родном Отечестве, не написали письма в разные инстанции, вплоть до Версальского дворца?
Странно. У меня даже появилась крамольная мысль: может, потому, что боялись грубых ответов? Возможно, знают, что во Франции очень жестко пресекаются любые попытки давления на правосудие, не то что в гуманно-тоталитарной России. Вполне могли нахамить представителям гражданского общества. Или поднять на смех. Что для ранимых искусствоведческих душ еще хуже.
Однако вернемся к нашим земным реалиям. Осужденный заявил, что платить штрафы ему нечем, то есть, Искусство взывает о помощи. Вы ведь уже начали сбор денег? Если Петр Павленский и его соратница Оксана Шалыгина не заплатят вовремя, Путин опять дернет за ниточки, и акционист загремит в тюрьму. И на этот раз всерьез и надолго, ибо к новому сроку ему прибавят и те два года, которые он вчера получил условно.
А потом его депортируют.
Впрочем, Путину не придется беспокоиться — говорят, во Франции с должниками расправляются быстро. И его вторая посадка совершенно точно окажется на совести нашего бомонда, который горячо поддерживал Павленского в России, награждал его дипломами и премиями, но совершенно забыл о художнике, стоило ему продолжить свои акции за границей.
Между прочим, я тоже слегка растерялся. О том, что Петр Павленский — великий художник, мне рассказали такие авторитеты, разбирающиеся в современном искусстве, как Артемий Троицкий, Марат Гельман и многие десятки, нет, сотни других поклонников его таланта. И я поверил! А теперь уж не знаю, что и думать.
Молчит российское искусствоведение и правозащита. Молчит, как Петр Павленский, зашивший себе рот.
Ссылки
|