Анна Смирнова , «НАКАНУНЕ.RU» – nakanune.ru 29.01.2019, 11:34
Министерство юстиции предложило смягчить антикоррупционное законодательство для чиновников, которые не могли избежать подобных правонарушений "по объективным причинам".
Отныне коррупция при "обстоятельствах непреодолимой силы" не будет считаться правонарушением. Доклад с предложением о внесении изменений в закон о противодействии коррупции Минюст внес в Правительство РФ. Сейчас паспорт проекта проходит общественное обсуждение на портале проектов нормативно-правовых актов[1].
Член комитета Госдумы по по безопасности и противодействию коррупции, депутат от Свердловской области Николай Езерский считает, что идея Минюста справедлива и позволит отделить реальную коррупцию от недоразумений, которые возникают, когда подарки приносят в кабинет чиновника, например, пока он был в командировке.
Отметим, что подарки бывают совсем не безобидными, один из них перед поимкой получил бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев от главы "Роснефти" Игоря Сечина. Якобы президент нефтяной компании обещал чиновнику "корзинку с колбасками", под которой тогда подразумевались 2 млн долларов. Впрочем, колбасные изделия, на самом деле, являются традиционным презентом "от Иваныча". Такие наборы продукции, а также мандарины и вино пришли федеральным министрам и в уходящем 2018 году, сообщает The Bell. Колбасы и другую продукцию "От Иваныча" производят в специальном цеху столовой "Роснефти" из трофеев, которые сам Сечин привозил с охоты.
— Николай Николаевич, как вам идея Минюста?
– Никто не видел самого законопроекта, я прочитал только основную идею, но в ней не расшифрованы "обстоятельства непреодолимой силы". В области так называемых взяток и возбуждения уголовных дел по факту взяток я уже вижу некий беспредел со стороны правоохранительных органов.
— Почему?
— Потому что иногда уголовные дела возбуждаются по факту многолетней давности. Вдруг кто-то вспомнил, сидя в тюрьме или еще где-то находясь, что, оказывается, он давал кому-то взятку два-три года назад. Нет факта задержания с взяткой, нет фиксации факта. Очень много таких вещей. Мне кажется, понятие "взятка" притянуто за уши.
— Как вы считаете, какие объективные причины или обстоятельства непреодолимой силы могут оправдать коррупцию и освободить чиновника от ответственности?
— Я не знаю, как они расшифруют эти "обстоятельства непреодолимой силы". Может быть, при передаче в кабинете засчитали какой-нибудь подарок как взятку. Или не вовремя оформили подарок как сданный. Если получил подарок дороже 3 тыс. руб. и вовремя не "сдался", это тоже считается фактом взятки.
Непреодолимые обстоятельства могут быть разными: человек может болеть, когда ему в кабинет принесли этот подарок. Сама идея Минюста имеет право на жизнь, хотелось бы только посмотреть, как она будет расшифрована.
— В декабре Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий для депутатов Госдумы и сенаторов ответственность за несоблюдение антикоррупционного законодательства[2]. Получается, для депутатов и сенаторов антикоррупционные требования ужесточаются, а для чиновников смягчаются? Это справедливо?
— Никто не покушается на депутатов и сенаторов. Там прописаны абсолютно правильные положения, ничего там запотолочного нет. Там четко прописано все то, что мы и так не должны были делать: иметь счета и недвижимость за рубежом, мы должны декларировать доходы, подарки и так далее. Там все это прописано. Я как депутат нисколько этим не притеснен.
Сегодня вопрос стоит о том, что многие вещи не выявляются. Допустим, не могли определить наличие счетов и недвижимости за рубежом. Поэтому законодатели дали поручение прокуратуре заключать договоры с той страной, с которой посчитают нужным, и та страна будет на основании поручения Госдумы передавать прокуратуре определенные сведения. Не скрывайся. Никто не запрещает иметь за рубежом недвижимость, только напиши, откуда она взялась, вот и все.
— На ваш взгляд, какие события могли послужить поводом для тех изменений, которые предложил Минюст?
— Я думаю, поводом послужили как раз эти несоизмеримые вещи, связанные с подарками, с тем, что человек был на больничном или в командировке, когда ему в кабинет принесли подарок. Это, действительно, непреодолимые обстоятельства.
Смотрите, врачам муниципальным дарить подарки нельзя, а частным можно. Педагогам подарок нельзя подарить, а в частном лицее дари что хочешь. Это было бы неправильно и несправедливо, мы в этом увидели перегиб. Муниципальным служащим может считаться даже уборщица, которая убирает в муниципальном учреждении. И что, она не может получить подарок в честь чего-то? Все-таки есть такие откровенные вещи, которые, я думаю, Минюст сейчас "почистит".
— Значит, так Минюст хочет отделить реальную коррупцию от мелких недоразумений?
— Я думаю, это все идет не от того, что Минюст не хочет бороться с коррупцией, а от того, что борьба с коррупцией перешла ту грань, которую, как я считаю, давно достигла. Доходит до того, что выносятся такие судебные решения… стыдобище! Непонятно, за что человека пытаются наказать.
Широкое толкование понятий "взятка" и "коррупция" не дает положительного эффекта. Это дает право устроить борьбу с хорошим учителем, с хорошим врачом. Это не та борьба с коррупцией, которая реально должна вестись, и мы знаем, с кем и как. Анна Смирнова
Источник nakanune.ru/articles/114835/ 29.01.2019, 11:34
Ссылки
[1] – | Нормативные правовые акты - Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения
regulation.gov.ru/projects
|
|