Евгения Швецова; Владислав Куликов; Дарья Пфау
«Балтийский завод-судостроение» недавно завершил монтаж новейшей реакторной установки «РИТМ-200» на атомном ледоколе «Арктика». Главный строитель корабля Вадим Голованов в эксклюзивном интервью ФАН-ТВ рассказал о том, каково это – строить самый большой в своем классе ледокол.
Главный строитель ледокола «Арктика»: Наше судно оставит след в истории флота (ФАН-ТВ) - YouTube – 2 окт. 2016 г.
youtu.be/S513t-yGrcU
– Добрый день! Расскажите о том, насколько сложным и энергоемким является процесс установки реактора для строителей ледокола?
— Сам процесс и подготовки монтажа реактора непосредственно на ледокол «Арктика» начался буквально с первых дней. Сразу же, параллельно с закладкой, работы были в полную силу развернуты с цехах энергетики, начались работы по изготовлению баков механоводной защиты, в которой непосредственно и был смонтирован реактор. То есть, цикл работ до подготовки к погрузке реактора непосредственно на заказ составил время с начала закладки.
Здесь же была оказана большая помощь со стороны ОКБМ Африкантова (Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова – прим. ред.) – нашего подрядчика, который поставил в сроки две реакторные установки, а также проводит монтажные работы совместно с «Балтийским заводом». Таким образом, в данном предприятии было задействовано не одно предприятие «Балтийского завода». Совместно с нами проводил работы ОКБМ Африкантова – Нижний Новгород, который обеспечивал как техническую сторону, так и собственные работы на заказе.
На сегодняшний день обе установки погружены на заказ. Работы по правому борту уже завершены, и можно с уверенностью говорить, что реакторная установка правого борта смонтирована . Ведутся работы по установке и монтажу левого борта.
В общей сложности во всех этих операциях количество рабочих пересчитать, конечно, очень сложно, потому что работы велись как в цехах на изготовлениях, так и на других предприятиях – с точки зрения поставок непосредственно оборудования и необходимой технологической оснастки. Так что на этот вопрос даже сложно ответить. Если в общей сложности посчитать, то на двух предприятиях было задействовано около тысячи рабочих на изготовлении всего этого материала. Это очень трудоемкий процесс, который, на самом деле, уже практически успешно завершен.
– Я так понимаю, это практически последний этап перед тем, как корабль должен будет выполнить свое предназначение, или нет?
— Я бы не сказал, что этот этап последний. Но он является одним из ключевых моментов с точки зрения постройки самого судна с ядерно-энергетической установкой. После монтажа реактора можно непосредственно переходить к монтажу систем с дальнейшим проведением их испытаний. То есть, он нам заканчивает нашу большую подготовительную работу и выводит нас напрямую к достройке судна.
На сегодняшний день мы видим, что у нас это всё получилось. И здесь хотелось бы особо отметить, что установка, применяемая на ледоколах проекта 22220, – это принципиально новая реакторная установка моноблочного типа. Она уже отличается от тех установок, которые применялись на предыдущих ледоколах, которые находятся в эксплуатации «Росатома», а также на головном плавучем энергоблоке «Академик Ломоносов». Здесь данная установка полностью новая, с ее разработкой и изготовлением. Опыта погрузки таких установок на сегодняшний день мы, до погрузки на заказ, не имели. То есть, соответственно, пришлось изготавливать большое количество технологической оснастки для проведения подобных работ, разрабатывать большое количество новой документации, и еще предстоит впереди большая работа по разработке эксплуатационной документации – если мы применяем принципиально новые изделия, которые в Российской Федерации пока на судах вообще еще не применяются.
– А можете раскрыть секрет и рассказать, что это за оснастка, что это за изделия?
— Под оснасткой мы подразумеваем то, что у нас само изделие, сама реакторная установка весит около 200 тонн, и для того чтобы ее поднять, необходимы своеобразные грузоподъемные средства, необходимы стенды для проведения работ на ней, непосредственно ее перемещения и кантовки на заказе. Более того, установка сама была изготовлена в Подольске и доставлена сюда: для этого также потребовалась изготовление упаковочной тары и специальных железнодорожных платформ, плюс морская доставка на завод. Вот это я и подразумеваю под всем циклом изготовления данных реакторных установок.
Но в настоящий момент и «Балтийский завод», и ОКБМ Африкантова с успехом сейчас уже строят реакторные установки для первого серийного ледокола «Сибирь», который находится на стапеле и спуск которого состоится в 2017 году. А на «Арктике» ведутся работы по монтажу, переход к исполнению систем и биологической защиты установки.
– Сколько всего ледоколов строит «Балтийский завод», какие перспективы в целом?
— На сегодняшний день «Балтийский завод» полностью обеспечен работой, заключены договора с концерном «Росэнергоатом» – подразделением «Росатомфлот» – на постройку трех атомных ледоколов: это головной универсальный атомный ледокол «Арктика», первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь» и третий серийный ледокол – это «Урал», который заложен и производится на стапеле А. Помимо них, на «Балтийском заводе» в настоящее время строится дизель-электрический ледокол по заказу «Росморпорта» Санкт-Петербург – на стапеле Б. Таким образом, в общей сложности, в постройке, не считая судна, находившегося в стадии испытаний – «Академик Ломоносов», у нас находится в стройке четыре ледокола, что позволяет нам работать, имея большую, весомую нагрузку.
– Если вернуться к ледоколу «Арктика», то он станет одним из самых больших ледоколов с мире. Это ваша гордость?
— Да, безусловно, приятно быть главным строителем, к тому же, головного ледокола, который еще и является самым большим судном в своем классе. Безусловно, это накладывает отпечаток гордости и ответственность за то, что делается под твоим руководством.
– Как вы считаете, это наверняка так – ледокол «Арктика» внесет свой существенный вклад в освоение льдов Арктики?
— В освоение льдов Арктики он, безусловно, внесет свой вклад, когда будет передан «Росатомфлоту». Я замечу, что он также может работать не только в Арктике. Этот ледокол, по своей сути, является универсальным: то есть, он легко может изменять свою осадку и использоваться как мелкосидящий ледокол для прокладывания маршрута в устьях полярных северных рек. Поэтому, я думаю, он внесет свой вклад не только в Арктике, но так же и на северных реках и оставит за собой, безусловно, память в строительстве и эксплуатации современного атомного флота.
riafan.ru/559923-glavnyi-stroitel-ledokola-arktika-nashe-sudno-ostavit-sled-v-istorii-flota-fan-tv 02.10.2016, 18:54
|