haile-rastafari.livejournal.com 9 окт, 2019 12:40 PM
Несколько месяцев назад нашу страну, без преувеличения, потрясла история о «мусорном бунте» в маленьком северном городке Шиес[1]. Название которого уже стало нарицательным, обозначив собой всю порочность и несправедливость отношений, складывающихся внутри нашей страны. Ситуация, проявившаяся там, показала всю суть истинного содержания той экономической и политической модели, которую ускоренными темпами возводят у нас.
Однако данная система не изобретена в России. Эта система периферийного капитализма, во многом, создаваемая по западным лекалам. В связи с чем справедливо было бы задать вопрос: а является ли и ситуация Шиеса и «мусорного экспорта» уникальной. Ответ однозначен — нет. Другое дело, что в разных местах существуют серьёзные нюансы. И если в случае с РФ данный «мусорный экспорт» осуществляется внутри страны, то у наших соседей, развитых стран Евросоюза, всё несколько иначе.
На другом конце света
В мусорной куче на малазийском острове Пулау Инда[2] лежит колбасная упаковка от баварского производителя «Wolf» с гордой надписью по-немецки: «Семейная бойня с 1925 года». Это очень далеко от тех мест, где находится данная мясная лавка: почти 10 000 километров, или же 6 000 миль. По соседству лежат бутылки из под моющего средства так же немецкой марки, обертки от ветчины, пластиковая сетка, в которой когда-то хранились фрукты или лук из немецкого супермаркета, а так же упаковка от традиционной швабской пасты. Некоторые изделия из пластика являются промышленными отходами, а некоторые, высыпавшиеся из больших мешков, даже помечены кодами, которые точно указывают, откуда они пришли. И весь этот мусор совершенно точно прибыл из Германии.
И, хотя официально германского мусора на подобных свалках быть не может, очевидно, что он всё же экспортировался в Малайзию и каким-то образом на них оказался. И это не смотря на то, что существуют очень строгие правила, регламентирующие отправку немцами своих отходов за границу. К примеру, пластмассы могут экспортироваться только для переработки. Статистическое бюро Германии якобы отслеживает это, учитывая каждый грамм экспортируемых пластиковых отходов и сообщая, что они были переработаны. Так почему же эти горы немецкого мусора валяются на другом конце света — на малайзийском острове в нескольких километрах от Куала-Лумпура? На переработку это вряд ли похоже.
Около двух лет назад Китай запретил импорт пластиковых отходов[3], и именно после этого Малайзия стала наиболее очевидным выбором для тех, кто корректировал маршрут движения своего мусорного пластика. В период с января по октябрь 2018 года Германия экспортировала в Малайзию 114 000 тонн пластикового мусора, одномоментно нарастив объём на 125%. Она произвела около 6,2 млн. тонн пластиковых отходов в 2017 году, по данным министерства окружающей среды ФРГ. Чуть более половины из них было сожжено, в то время как львиная доля остальной части перерабатывается[4]. И около трети этой переработки производится вне Германии.
Однако, рассматривая процесс «утилизации» в Малайзии, быстро становится ясно, что, хотя немецкие супермаркеты и промышленные производители хвастаются своим мастерством экологичной переработки любого мусора, включая пластиковый, их ответственность за этот процесс, по-видимому, не распространяется за пределы страны.
Скелеты в куче мусора
Используя коды на упаковках пластикового мусора, журналисты издания «WirtschaftsWoche»[5] вместе со коллегами из программы «Frontal 21»[6], выходящей на канале немецкого общественного телевидения ZDF[7], попытались выяснить, кто несет ответственность за горы европейских отходов, накапливающихся в Малайзии. Две германские сети супермаркетов, «Aldi»[8] и «Edeka»[9], попавшие в их прицел, настаивают, что они работают с сертифицированными специализированными организациями по переработке отходов, которым они передают свой пластиковый мусор, равно как и работающие с ними поставщики овощей и фруктов. Далее, отслеживание «странствующей» упаковки колбасы привело к компании-производителю под названием «Südpack»[10]. Которая на своём сайте хвастает своей безупречной репутацией, а так же качеством и экологичностью выпускаемой пластиковой упаковки. Однако в ходе проверки журналисты выяснили, что не вся эта упаковка, тем не менее, подпадает под золотой экологический стандарт: её утилизация предполагает сжигание, для чего так же используются специально аттестованные организации.
В Германии эта инфраструктура отлично развита. Но в Германии это стоит денег. Много денег. Мусоросжигательный завод в Швандорфе взимает €150 за тонну промышленных отходов, но тариф может увеличиться до €800 за тонну в зависимости от материала. А вот «экспорт» мусорного пластика намного дешевле: морские перевозки для пластиковых отходов стоят около €40 за тонну. Немецкая статистика оценивает стоимость такого мусорного экспорта максимум в €180 евро за тонну. Даже на первый взгляд разница просто колоссальна.
Причастность к обнаруженному мусору отрицают все. Как и к «мусорному экспорту» в принципе.
Однако один человек в этом смысле является исключением — это Ханс-Дитер Вилькен из фирмы по утилизации отходов «Nehlsen»[10]. Его фирма вывозит мусор на 100% легально. И вряд ли кучи мусора в Малайзии их рук дело. «Nehlsen» имеет дело с 20-25 тысячами тонн пластиковых отходов в год, и все они тщательно отсортированы, сложены и маркированы ещё в Германии.
Остановившись перед аккуратной горой красного, белого и синего пластика, Вилькен объясняет, что раньше это пошло бы в Китай. Технологическая структура его компании была отработана уже давно. Сперва в Германии мусор сортировался машиной, а затем уже дополнительно разбирался вручную в Китае. Китайцы имели очень эффективную индустрию переработки пластиковых отходов.
После запрета китайского импорта фирма «Nehlsen» отправила несколько контейнеров с отходами в Малайзию. Но быстро стало ясно, что это не очень хорошая замена. Стало известно, что там мусор не перерабатывают, а попросту сбрасывают на грунт, а часть и вовсе топят в море, что не укладывается в рамки никакого европейского экологического законодательства. Теперь эта фирма отправляет пластик, который не может быть переработан, в мусоросжигатель. Это не идеально, признает герр Вилькен, но это лучше, чем отправить его в Малайзию или в другое место в Азии, где инфраструктура не обеспечивает утилизацию надлежащим способом, и местные политики не особенно добросовестно относятся к импортированным отходам. Однако далеко не все в мусорном бизнесе Европы исповедуют такой подход. О чём говорят год от года растущие мусорные горы в Малайзии и других странах региона.
Экономически выгодный мусор
Медленно, но верно, немецкие и европейские политики также начинают осознавать проблемы с переработкой пластика. Если пластик из стран Евросоюза экспортируется и сбрасывается на местных свалках, то это полагается многими «преступным злоупотреблением», против которого обещают принять меря многие ведомства, включая министерство окружающей среды Германии. В частности анонсируются куда более внимательные расследования того, как именно другие страны работают с немецкими пластиковыми отходами.
В то время как производители неперерабатываемых пластмасс, такие как «Südpack», надеются, что наука даст решение этой проблемы, гигант немецкой промышленности корпорация «BASF»[11] изучает так называемую «химическую переработку», где пластмассы разрушаются и восстанавливаются куда более эффективным образом.
Тем не менее, импортированные отходы уже нанесли реальный вред в Малайзии. Некоторые из местных жителей, живущих рядом с мусорными горами в Пулау Инде, были вынуждены обратиться в больницу с респираторными проблемами, и власти подозревают, что это вызвали тяжелые металлы, которые уже просочились в окружающую среду — землю и воду, поразив так же и близлежащую очень крупную креветочную ферму. Но, не смотря на это, пока ничего не предпринимается ни малазийскими властями, ни немецким правительством, ни немецкими компаниями с безупречной репутацией, чей мусор оказывается на другом конце света.
Ситуацию с Евросоюзом и Малайзией нельзя назвать ни уникальной, ни даже вопиющей. Существуют куда более худшие примеры: те же США, где богатые штаты (такие как Нью-Йорк и Нью-Джерси) попросту отправляют свой мусор в бедные штаты (такие, как Кентукки), которые там откровенно называют «мусорными штатами» и в которых население, местами, не имеет другой работы, кроме этой. В США подход к данному вопросу куда более «лояльный», чем в озабоченной экологией Германии. Но и в ней, не смотря на любые политические меры, «мусорный экспорт» будет продолжаться. Просто потому, что в рамках нынешней экономической формации вывозить и бросать его подальше от собственных дверей выгоднее, чем перерабатывать. И это является и будет являться решающим фактором и в Германии, и в Америке, и в современной России.
Капитализм. Счастье. Ну, и так далее.
(с) Павел Кухмиров.
Текст на портале "Родина на Неве":
rodinananeve.ru/musornyj-eksport-evropy/
Ссылки
|