Александр Ситников , «Свободная пресса» – svpressa.ru 15.10.2019, 08:34
На Западе считают, что в РФ в 2020 году начнется строительство легких авианосцев
Александр Ситников
Фото: Денис Вышинский/ТАСС
По мнению экспертов военно-аналитического журнала Military Watch, ВМФ РФ с большой долей вероятности получит первый легкий авианосец до конца 2027 года, а затем — еще три. Западные спецы считают, что Москва все-таки доведет до ума программу по усилению национального флота четырьмя авианесущими кораблями взамен неполученных «Мистралей» в связи с расторжением Парижем контракта в 2014 году. Думать именно так позволяют реализуемые российским ВПК программы по «укрозамещению» и, главное, политические амбиции руководства РФ.
Похоже, журнал Military Watch, поставив себя на место Кремля, пришел к выводу[1] о неизбежности принятия такого решения. В РФ худо-бедно закрыты «дыры» в оборонке практически везде, включая пробелы по вертолетным движкам и газовым турбинам для фрегатов. В целом, уровень оснащения нашей армии современным оружием, в том числе крылатыми ракетами и системами ПВО/ПРО, считается достаточно высоким и имеет потенциал развития.
Однако если критически посмотреть на задачи, которые стояли 5 лет назад и которые имеются сегодня, фактически единственной головной болью Москвы являются авианосцы. По ним — полный нуль.
Брать в расчет многострадальный авианесущий крейсер «Адмирала Кузнецова» не следуют из-за неадекватного соотношение цены эксплуатации и эффективности боевого применения. По сути, он — «чемодан без ручки». Ясно, что Кремль, не желая репутационных потерь, будет вести вялотекущую его модернизацию. Впрочем, уже сейчас всплывают новости, что его могут списать в утиль.
Конечно, в условиях реального ядерного конфликта авианосцы обречены. Однако вот уже три четверти века ведущие державы вынуждены сосуществовать, что дает основание думать, что атомной войны не будет и в будущем. Тем не менее, никто не отменял соперничества в горячих точках. Сирия — яркий тому и, видимо, далеко не последний пример. Но без авианосцев, если так, разобраться проводить такие миссии тяжеловато.
В этом плане Military Watch лишь повторил позицию и планы Москвы, которые периодически появляются в российской прессе. В частности, глава Крыма Сергей Аксеновеще два года назад сообщил[2], что строительство российских авианосцев, скорей всего, будет вестись на керченском судостроительном заводе «Залив», на котором имеется сухой док длиной 375 метров.
Проект сдерживает слабая транспортная инфраструктура, но с вводом в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста, эта проблема будет решена. Поскольку тянуть времени уже нельзя, то 2020 год может стать временем закладки большого авианесущего корабля.
Здесь следует вспомнить реплику министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, который сказал[3] следующее: «Вопросы, связанные со строительством авианосца для ВМФ России, в настоящее время находятся в стадии обсуждения, а по вопросу строительства вертолетоносца могу точно сказать, что вертолетоносцев в чистом понимании этого слова строить не будут».
Понять главу Минпромторга можно только так: новый российский авианесущий корабль будет совмещать в себе функции авианосца и вертолетоносца. Тем более что в мире накоплен положительный опыт по так называемым авианесущим кораблям. В частности, Япония недавно построила четыре новых платформы данного типа: два 27 000-тонных класса «Изумо» и два меньших, но вполне мощных 19 000-тонных класса «Хьюга». Они хоть и называются вертолетными эсминцами, на деле рассчитаны на самолеты F-35B. Южная Корея тоже начала модернизировать универсальные десантные корабли типа «Токто» с водоизмещение 18800 тонн в качестве носителей этих же американских истребителей.
С одной стороны — легкие авианосцы стоят дешевле по сравнению с тяжелыми. Для сравнения, цена американского универсального десантного корабля Wasp с водоизмещением 28000 тонн составляет $ 750 млн., а авианосца Gerald R. Ford в 12 раз дороже — порядка $ 9 млрд. Первый строится 2,5 года, и еще около 2-х лет на нем ведутся судовые испытания, второй — вводится в эксплуатацию через 8 лет после закладки.
С другой стороны, — на палубе Wasp, получившего также название мини-авианосца, может разместиться 20 F-35B и 6 вертолетов, а на Gerald R. Ford 90 самолетов и вертолетов. Плюс к этому гиганты с водоизмещением 100 000 тонн уже после двух походов становятся в док на длительный многомесячный ремонт, тогда как более легкие авианесущие корабли имеют несравнимо больший ресурс эксплуатации.
Отметим также, что УДК Wasp собирается из 5 корпусных блоков и модуля надстройки, каждый из которых изготавливается параллельно. По схожей схеме развитые страны строят и другие большие корабли, хотя для РФ — это в новинку.
Что интересно: французская компания STX France, по информации[4] газеты Le monde, фактически подарила России в качестве неформальной компенсации за сорванную поставку «Мистралей» пакет конструкторской документации УДК на сумму 220 млн евро. Так вот, вместе с чертежами были переданы и три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski.
Повторимся, с учетом того, что «железку» через Крымский мост пустят в середине 2020 года, можно предположить, что тогда и начнется закладка первого легкого российского авианосца. Семилетний срок для ввода его в эксплуатацию тоже является адекватным в виду потери компетенций по строительству таких крупных кораблей. Причем, обретение Россией авианесущих десантных кораблей также окажется не разорительным для бюджета. По $ 100−150 млн. в год Москва найдет без проблем.
Правда, здесь возникает проблема: где взять самолет вертикального/короткого взлёта и посадки, аналогичный F-35B. Ответ на этот вопрос, судя по всему, будет дан одновременно с закладкой мини-авианосца. Можно предположить, что официальные лица РФ проинформируют общественность о возрождении программы Як-141, который всего за несколько месяцев до распада СССР произвел первую вертикальную посадку на авианосец «Адмирал Горшков».
Как известно, вице-премьер Юрий Борисов неоднократно говорил[5] о проекте нового самолета укороченного взлета и посадки, вплоть до того, что работы над ним вроде бы включены Госпрограмму вооружений на 2018−2027 годы.
По понятным причинам, подробная информация о новом истребителе вертикальной посадки засекречена. Но это не значит, что работы застопорились. Несмотря на множество проблем, в России, слава богу, самолеты умеют делать. Примером тому является хотя бы история с БПЛА «Охотник», выполненного по схеме «летающего крыла». Никто на Западе не верил, но он успешно взлетит.
И все-таки интрига сохраняется. Если будет заявлено о закладке большого авианосца на верфи «Звезда» в городе Большой Камень, то палубным истребителем, скорей всего, станет Су-57. При этом строительство ляжет тяжелейшим грузом на бюджете страны. Если же за дело и впрямь возьмется керченский «Залив», можно говорить о начале эры российских мини-авианосцев с истребителями укороченного взлета и вертикальной посадки.
Кстати, MilitaryWatch ставит на второй вариант. Ждать осталось недолго. Александр Ситников
Оригинал svpressa.ru/war21/article/246303/ 15.10.2019, 08:34
Ссылки
|