В 2020 году исполнилось 400 лет спасению индейцами от голодной смерти жителей первой британской колонии в Северной Америке, приплывших на корабле «Мейфлауэр». Индейцы научили их выращивать местные растения и показали места для рыбалки, в результате чего уцелела половина переселенцев.
В честь этого события в США каждый четвертый четверг ноября празднуется национальный праздник — День благодарения. При этом на торжествах не вспоминают, что индейское племя патуксетов, которое спасло пилигримов от смерти, полностью вымерло через 2 года от чумы, которой их заразили спасенные. Когда на смену Британской империи пришли США, положение индейцев значительно ухудшилось.
Самопровозглашенное государство Соединенные Штаты Америки появилось, как считается, 4 июля 1776 года, когда местные сепаратисты объявили о независимости. Хотя формально это государство появилось лишь 3 сентября 1783 года, когда его самоопределение признала Великобритания. Но еще до своего официального признания американцы начали уничтожать индейцев, и первое известное военное преступление против них народ, который утверждает, что он «зажег факел свободы для всего человечества», совершил в христианской миссии Гнаденхюттен.
Вечером 7 марта 1781 года туда вошли 160 бойцов народного ополчения Пенсильвании под командованием подполковника Дэвида Уильямсона. Американцы на ночь заперли мужчин-индейцев в один дом, а женщин и детей — в другой. На следующий день начали их уничтожение. Чтобы не тратить боеприпасы, их вначале били по голове молотками, а затем снимали с них скальп. При этом во время снятия скальпа многие были еще живы. Затем оба дома подожгли, и оттуда еще долго раздавались крики сжигаемых заживо. Всего погибли 28 мужчин, 29 женщин и 39 детей.
То, что индейцы были христианами, американцев не заинтересовало. Позже участники Гнаденхюттенской резни признавались, что решение ликвидировать всех обитателей миссии было принято после того, как в ней были обнаружены большие запасы меха. Для вывоза имущества, захваченного в миссии, понадобилось 80 лошадей.
Скальп с индейцев снимали из-за того, что за каждого убитого индейца американские власти выплачивали солидную награду. В том числе за скальпы женщин и даже детей, но за них поменьше. Причем просуществовало это правило американской жизни более 100 лет. Последний ценник, по которому, например, за скальп взрослого индейца выплачивалось 20 долларов, правительство штата Калифорния опубликовало в 1889 году.
Войска колонизаторов часто полностью уничтожали все население индейских поселений и сжигали их вигвамы. Чаще всего причиной было желание пополнить свои продовольственные запасы, а так как свидетелей этих военных преступлений не оставалось, то сообщалось, что индейцы куда-то откочевали.
Так бы было и на этот раз, но из горящего дома сумели выползти два мальчика, причем один из них со снятым скальпом. Они добрались до британцев, и те решили показать истинное лицо своих врагов-американцев, убивших зверским способом новообращенных христиан. Случай приобрел международную огласку, и, как признавал в 1906 году президент США Теодор Рузвельт, «это пятно на американцах, которое не сможет смыть даже время». Однако он ошибся, и сегодня об этом военном преступлении практически не вспоминают, хотя в Гнаденхюттене восстановлены сожженные дома, а между ними установлен 11-метровый обелиск в память о погибших.
От рождения люди не равны: ни по возможностям и условиям жизни, ни по физическому, ни по умственному развитию. Это факт, но вот выводы из него всегда делались разные.
Если все люди различны, но каждый из них ценен сам по себе, как разумное существо, как творение Бога или Природы, просто как всё живущее достоин уважения – это гуманизм.
Если людей разделяют на высших и низших, избранных и отверженных, полноценных и малоценных, а то и вовсе недочеловеков – это расизм. И "американская исключительная нация" с начала своего существования в этом качестве выделялась.
Дмитрий МИНИН , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 29.06.2021
Прошедшая встреча президентов США и России в Женеве запомнилась не только обсуждением актуальных международных вопросов, но и своего рода политико-философской дискуссией на тему души и прав человека.
Сей спор, проявившийся в том числе на пресс-конференциях обоих президентов, может показаться неожиданным и отвлеченным только на первый взгляд. На деле за ним стоит никуда не исчезнувшее стремление американцев доказать свое особое место среди народов и, соответственно, право на управление ими. И если средств реальной политики для этого не хватает из-за увядающей экономики и не сильно боеспособной армии, несмотря на все чудовищные вливания в нее, в ход идет идеология, вплоть до сферы и вовсе ирреальной.
Место дискуссии не только о политике, но и о душе
На пресс-конференции В. Путина американские корреспонденты не столько вопросительно, сколько навязчиво-утвердительно (суггестивно), в духе американской журналистики напомнили российскому президенту слова Байдена о том, что он не видит души в своем российском коллеге. Впервые нынешний глава Белого дома заявил об этом десять лет назад, недавно вновь повторил. На аналогичные вопросы на собственной встрече с абсолютно ему лояльной прессой из США (сторонников Трампа там точно не было) он лишь опять утвердительно хмыкал. При этом Байден разразился восторженным панегириком по поводу исключительных полномочий американцев повсюду в мире «отстаивать права человека». Их склонность и «святая обязанность» к этому якобы заключена в их истории и даже ДНК или генокоде. То есть, можно сказать, в душе, в то время как у других данная субстанция вообще отсутствует. «В отличие от других стран, включая Россию, – заявил[1] Байден, – мы являемся уникальным продуктом идеи». Между тем мало кто из россиян согласится с тем, что в истории их страны был «дефицит идей». Скорее переизбыток.
Байден: «Права человека в нашей ДНК»
Имеющий ирландские корни Байден заявляет себя ревностным католиком, регулярно посещает мессы, причащается. Впрочем, от причастия Конференция католических епископов США может его за поддержку абортов и отлучить. Однако это не единственный грех американского президента. Ему следовало бы напомнить, что отрицание души у других людей – это ересь и основа расизма в чистейшем виде. С точки зрения всех течений христианства бессмертной душой наделен каждый человек. Другое дело, что это за люди: бывают честные и открытые, а бывают двуличные и лицемерные.
Д. Байден в церкви – в чем кается?
Конечно, президент России мог указать на ересь утверждений и самого Байдена, и ассистировавших ему журналистов, «посрамив дьявола». Крах саммита и нешуточная обида со стороны американского президента с его утилитарными взглядами на веру были бы гарантированы. Однако российский лидер сделал это гораздо тоньше. В ответе на вопрос о душе он вспомнил[2] рассказ президента США о своей маме. Посыл понятен, все люди, рожденные матерями, наделены душами по этому праву. И тут не должно быть никаких спекуляций. Дошло ли до Байдена? Не известно. Но быть может дойдет до его духовника.
В. Путин: «Кстати, о душе»
Расистский характер рассуждений об отсутствии души у политических противников и предопределенности «укорененного в ДНК» права американцев поучать другие народы поражает. Особенно на фоне того, что происходит в Америке, и того, что было в ее истории. Ведь эти рассуждения не просто фигура речи. За ними многовековой опыт завоеваний и покорений, когда предполагаемую жертву дегуманизировали, лишая ее человеческих свойств и заглушая этим собственную совесть.
Достаточно вспомнить истребление в Америке индейцев, которых, прежде чем уничтожить, объявляли дикарями, лишёнными души.
Индейская мудрость о душе
Нечто похожее происходило и с чернокожими уроженцами Африки, о которых продававшие их на невольничьих рынках Америки работорговцы также говорили как о существах, лишенных души. А в изначальном варианте «демократического Святого писания» – Конституции США – они упоминались как «неодушевленные вещи или предметы».
«Вы не видите в наших глазах души»?
Одним из главных авторов этой конституции и яростным рабовладельцем был считающийся предтечей «защиты прав человека» Томас Джефферсон. Именно он призывал науку определить «очевидную неполноценность» чернокожих.
Томас Джефферсон
Как быть с этой частью американского исторического наследия? Или каким-то попирающим все естественнонаучные и общественные законы образом такие деяния в ДНК американцев не вошли? Едва ли. Об этом говорят нынешние расовые волнения на улицах городов США, вылившиеся в создание движения «Чёрные жизни имеют значение» (BLM). Да и на международной арене верхи Соединенных Штатов продолжают выступать, по существу, с расистской повесткой, не замечая каким лицемерием от нее разит. Впору создавать новое движение «Неамериканские души имеют значение» (NSM).
Возможный символ для движения NSM
Русский религиозный философ отец Сергий Булгаков в своей работе «Расизм и Христианство», написанной им как ответ на появление известной книги А. Розенберга «Миф ХХ века», указывал[3] на опасность выдвижения всякого рода концепций «одного избранного народа, составляющего соль земли». По его словам, относящимся к тому времени, но актуальным и сейчас, это новое воинствующее национальное человекобожие исповедует себя так: «Бог, которого мы почитаем, не существовал бы, если бы не существовала наша душа и наша кровь». Он же выступал за духовное единство человеческого рода, или «перво-Адама».
П. Флоренский и о. Сергий Булгаков
Достаточно карикатурными выглядели в Женеве и упреки Байдена по поводу несоблюдения прав человека в России, когда ему в ответ предъявлялись данные о куда более широких и серьезных явлениях подобного рода в жизни США – от тюрьмы в Гуантанамо до массового преследования демонстрантов, вошедших в Конгресс. Если вспомнить «великие дискуссии» о правах человека периода противостояния сверхдержав США и СССР, то козыри американской стороны тогда выглядели куда как весомей нынешних.
Нынешние «знаменосцы» Запада в «борьбе за права человека в России» не выдерживают никакого сравнения с фигурами лауреатов Нобелевской премии А. Солженицына, прошедшего ГУЛАГ, и А. Сахарова, как бы к ним ни относиться. Да и американские СМИ того времени были более открытыми и интересными, чем казавшиеся многим скучными передовицы газеты «Правда». Однако, как известно, история неизбежно повторяется один раз в виде трагедии, а другой – фарса. «На безрыбье и рак – рыба»! А американская журналистика, что показало поведение ее представителей и в Женеве, превращается в заунывный и убогий примитив. Даже газета «Правда» была интересней!
Гуантанамо – «Уроки демократии»: «Без права переписки, суда и следствия. Просто сидят и слушают»
Дмитрий МИНИН
Ссылки
|