Россия – это практически безграничная страна, которая своей площадью даст фору любой другой стране. Вместе с тем, именно на её территории сформирована полноценная железнодорожная система, включающая в себя все ныне существующие города и посёлки. По этой причине всё больше и больше логистических компаний отдают предпочтение именно железнодорожным перевозкам. Но есть ли ещё факторы, почему именно поезд – самый выгодный способ отправить товары?
Самые дешёвые по организации
Если говорить только о затратах на транспорт, то ЖД перевозки в разы дешевле аренды грузового самолёта. В то же время трудозатраты, используемые со стороны водителей автотранспорта в разы меньше, чем у машинистов поезда.
Точное расписание движения
Не стоит напоминать о том, что отечественный дороги оставляют желать лучшего, а любое движение погоды в небе может стать причиной отложенного вылета самолёта. В этом плане поезд – это один из наиболее удобных в планировании транспортных средств.
Возможность перевозки больших грузов
Если имеется необходимость в перевозке больших партий строительного материала, большая часть логистических компаний решит арендовать не большее количество фур или самолётов, а увеличенный на пару вагонов железнодорожный состав.
Можно организовать закрытые и охраняемые перевозки
Когда дело касается стратегически важных объектов, поезда оборудуются специализированными крытыми составами, а также сопровождением в виде военных – одним из наиболее безопасных методов перевозки.
Широкий список позиций для перевозки
Начиная с детских вещей и заканчивая продуктами питания – если сроки доставки никоим образом не влияют на физические свойства товара, можно и нужно пользоваться ЖД перевозками – это отличное соотношение цены и качества.
Продолжать список можно по-настоящему до бесконечности – на практическом опыте выясняется всё больше и больше пунктов, конкретизируются отдельные плюсы, однако смысл их один. Поездом отправлять товары гораздо выгоднее, чем фурами или самолётами.
Несмотря на то, что появляются такие удобные способы доставки товаров, многие логистические компании отдают предпочтение автомобильному транспорту, либо самолётам. Их можно понять, если доставки не крупногабаритные, либо требуют перевозки на короткие (или очень далёкие) расстояния. В иных случаях более выгодно довериться железнодорожным сетям, которые имеют протяжённость по всей России, практически в каждый уголок.
ЖД перевозки: Тренды новой логистики России
Проверено t.me/nebrexnya/7581 , [20.05.2022]
Геополитические события изменили сложившуюся логистику РФ буквально за пару месяцев. Цепочки поставок зеркально переориентировались, разгорелась борьба за транспортные мощности для экспорта между отраслевиками, а распределительные центры смещаются к точкам входа в РФ вдоль новых логистических маршрутов. Основными транзитными странами стали Иран, Казахстан и Турция.
Европа
Практически полное сокращение ЖД-сообщения за счет санкций и самосанкций.
Финляндия, последняя страна для жд-логистики с Европой, закрывает направление полностью. Финский государственный перевозчик VR Group начал расторжение контрактов с российским бизнесом и ликвидацию дочерних компаний в России (CTS, FOS, Finnlog), планируя закрыть вопрос полностью не позже конца года. После этого будут расторгнуты взаимоотношения с РЖД.
Работает единственной жд-маршрут из немецкого Дуйсбурга в Санкт-Петербург и обратно. Российские грузы доставляются до погранперехода Белоруссия-Польша, перегружаются на колею европейских перевозчиков и далее следуют к пункту назначения. Западную часть маршрута обеспечивают европейские партнеры либо дочерние структуры российских логистов.
Рельсовая война проходит на европейской части жд-сети России и не касается грузов с ТНП. По крайней мере, пока.
Восточный коридор
Маршрут Россия-Китай
БАМ и Транссиб с трудом выдерживают объем перевозок от морских портов Владивостока и из Китая.
На Восточном полигоне (Сибирское и Дальневосточное отделение РЖД) в марте-апреле разгорелась битва за пропускные мощности БАМа и Транссиба между угольщиками и остальными пользователями железки (металлурги, нефтянка, химики, операторы контейнерного рынка). Дорога вывоза на экспорт одна, а грузопоток за март увеличился почти втрое, возникли заторы из вагонов, начало действовать правило – кто сильнее, того и железка. По требованию угледобывающих компаний Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы был предоставлен приоритет углю с Восточного полигона вплоть до снятия санкций.
По требованию угольщиков поток неугольных грузов сместился на транзитную ветку через Казахстан, полностью освободив Дальневосточную жд-сеть для вывоза экспортируемого угля.
Маршрут Россия-Казахстан-Китай
Для неугольных перевозок в восточном направлении есть одна железнодорожная транзитная ветка Китай – Россия через Казахстан. После сортировочной станции Достык-Алашанькоу на границе Китай-Казахстан пути транзита в Россию идут по 3 направлениям – на Новосибирск, Екатеринбург и Самару.
Аналитики отмечают строительство новых и расширение существующих логистических центров и распределительных хабов в Новосибирской, Свердловской, Самарской областях и Казани.
На экспорт из России действует жд-сортировка грузов в Казахстане с перенаправлением грузов на скоростное направление коридора Один пояс-Один путь, связывающего Китай и Европу в обход России.
Геополитические события изменили сложившуюся логистику РФ буквально за пару месяцев.
В марте 2022 года перевалка контейнеров в морских портах России сократилась на 22%, оборот сухих грузов – на 19% (к 2021 году). Порты Балтийского бассейна в марте потеряли 44% контейнерного оборота, Азово-Черноморского бассейна — 25%. В апреле процесс усугубился. Судозаходы до мая продолжались лишь для забора контейнеров. Морские логистические маршруты перестроились на дальневосточные и китайские порты, и на ирано-индийский коридор.
За январь-апрель грузооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 15,1%. Порты Владивостока не справляются с увеличившимся грузопотоком и требуют развития терминальных, разгрузочно-погрузочных и складских мощностей. Кроме того, восточные порты были ориентированы на перевалку далеко не всех видов грузов – на данный момент отсутствует возможность перевалки зерна и удобрений, слабо развито контейнерное направление. Сейчас в дальневосточную портовую инфраструктуру пришли питерские логисты со стратегическими вложениями. Готовится расширение распределительных центров с государственной поддержкой.
Порты Балтийского бассейна по итогам января-апреля потеряли 22,9% оборота. Экспорт упал на 16,7%, импорт – на 28,4%, транзит – на 42,7%. Общее падение грузооборота северных морских портов оценивается в 50% за март и до 90% к концу года. Сейчас Арктический и Балтийский порты обслуживают транспортировку цветных металлов и нефти (по “ греческой схеме”). Крупнейший угольный порт Усть-Луга за март-2022 потерял 44% по отношению к марту-2021 – уголь ушел в Новороссийск.
С закрытием европейских портов для российских грузов ключевой проблемой стал поиск портового хаба в Европе для перегрузки крупных судов из Юго-Восточной Азии, не имеющих возможности двигаться по мелководной Балтике. Вопрос решить не удалось. Блокировка автосообщения с ЕС “ закрыла вопрос”о быстром восстановлении балтийской торговой логистики.
В грузообороте портов Азово-Черноморского бассейна лидером по приросту грузов за I квартале стала Тамань +40,9%. Порты Ростов-на-Дону и Кавказ потеряли от 20% до 33% объема. В портах на 46% увеличилась перевалка угля, на 12,8% – нефти, на 10,3% – сжиженного газа. Грузы мировых поставщиков доставляются до турецких портов, а затем турецкие операторы Admiral или Arkas доставляют их обратно уже с наценкой.
"Черный" санкционный апрель для России усугубился закрытыми портами Китая. Антиковидные карантины в ключевых портах, особенно в Шанхае, привели к коллапсу морской логистики. На данный момент тысячи кораблей простаивают в ожидании погрузки и разгрузки.
Контейнерные грузы к маю переориентировались на порты Ирана и Индии.
ЮГ
Иранский коридор
Маршрут контейнерных и сборных грузов “ Иран – Москва”стал основным коридором для грузопотока в Россию к маю 2022 года. Маршруты из портов Индии и Шри-Ланки идут в Иран, а затем по отлаженному международному логистическому маршруту INSTC в Россию. Основной порт коридора – Бендер-Аббас. Грузы следуют транзитом через территорию Ирана (авто и ЖД), далее по Каспийскому морю – в Астрахань и порт Оля. Часть грузов идет через Дагестан (порт Махачкала). По России сохраняется авто-, железнодорожный и речной пути. Уже появились логистические операторы, работающие с полным сопровождением грузов из Ирана до России.
Аналитики предупреждают о политических рисках иранского логистического коридора в связи с голодными бунтами в стране.
Турецкий коридор. Черноморский маршрут
Активно развивается маршрут перевозки контейнеров в порты Новороссийск и Тамань, а также Сочи, Геленджик, Туапсе через Турцию. В Турции (Стамбул, Самсун, Орду) грузы проходят "очистку" (переоформление документов) и отправляются конечным грузополучателям. Запущены паромные линии для автопоездов из турецких портов Карасу и Самсун в порт Кавказ. До конца года планируется к запуску паромная линия Стамбул-Новороссийск.
Турецкий коридор. Транскаспийский маршрут.
Мультимодальный маршрут грузов из Турции проходит через ЖД-пути Транскаспийского маршрута (Турция-Грузия-Азербайджан).
Продолжает действовать автомобильный маршрут из Баку в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы РФ.
|