Леонид САВИН , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 28.01.2023
Что такое стабилизация по-американски?
В ноябре 2022 года Институт армии США по проведению операций по поддержанию мира и стабильности выпустил практическое руководство по теме стабилизации.
Этот документ проливает свет на то, как Пентагон взаимодействует с другими органами власти США и на какой основе американские военные проводят подобные операции. Как правило, речь идет о действиях на территории других стран.
В пособии говорится: «Соединённым Штатам и нашим партнёрам нужен более дисциплинированный подход к проведению стабилизации в районах, затронутых конфликтом... Учитывая уроки, Госдепартамент, USAID*** и министерство обороны разработали уточнённое определение стабилизации... Мы определяем стабилизацию как политические усилия… для создания условий, при которых местные законные власти и системы могут мирно урегулировать конфликт и предотвратить возобновление насилия...»
Отмечены ключевые органы американской внешней политики: Пентагон, Госдеп и USAID; перечислены и страны, где США «заинтересованы в проведении мероприятий по стабилизации»: Ирак, Афганистан, Сирия, Сомали, а также страны/регионы, фигурирующие в законе США о глобальной нестабильности: Гаити, Папуа – Новая Гвинея, Ливия, Мозамбик и прибрежный регион Западной Африки, включая Бенин, Кот-д'Ивуар, Гану, Гвинею и Того.
Половина этих государств/регионов ранее подверглась интервенциям США и/или их партнёров по НАТО. Обратим внимание на основные постулаты Обзора помощи по стабилизации (рамочный документ[1], опубликованный на сайте Госдепа США в 2018 г.). Там говорится, что «правительству США следует институционализировать процесс». Ключевые критерии для определения того, следует ли когда и как проводить «стабилизационную миссию», должны включать оценку национальных интересов США; ответственность партнёров; уровень риска, принимаемого Соединёнными Штатами на себя; уровень ресурсов, которые США готовы выделить.
В местах, имеющих наивысший приоритет, Госдепартамент, USAID и министерство обороны должны работать с посольствами США, региональным бюро и другими заинтересованными сторонами. При этом США оценивают не интересы стран, затронутых конфликтами, а свои собственные. И ответственность возлагается на партнёров, США уходят от ответственности за провалы, аналогичные тем, какие имели место в Ираке или Афганистане. Так же будет и с Украиной.
Возьмём другой документ – Стратегию[2] по предотвращению конфликтов и содействию стабильности (опубликована в 2020 г.). Он указывает на изменение общего подхода к интервенциям, проводимым Соединёнными Штатами. «США будут поддерживать местные политические решения, соответствующие интересам их [Соединённых Штатов] национальной безопасности... США будут действовать избирательно, исходя из национальных интересов принимающей стороны. Вместо того чтобы осуществлять разрозненный набор мероприятий, США будут стратегически интегрировать свои политические, дипломатические и программные ответные меры».
Если раньше США практиковали nation building – собственную концепцию, навязывавшую другим странам «единственно верный» рецепт их развития, то теперь они объявляют, что отказываются от этого. Афганистан стал примером того, насколько «эффективна» модель пресловутого nation-building.
Что будет считаться «способствующим нестабильности», определяют в Вашингтоне. В Ливане, например, это будет «Хизбалла», а вот курдские силы самообороны в Сирии, которые в Турции считают террористической группировкой, а в самой Сирии как минимум вооруженной оппозицией, вряд ли попадут в список.
К целям своей стратегии американцы относят «разработку и/или укрепление местных, национальных и региональных систем раннего предупреждения и планов действий на раннем этапе, опираясь на превентивную дипломатию».
Напомним: «превентивная дипломатия» – это не что иное, как комплекс вербальных угроз в чей-либо адрес. Более мягкое определение ООН[3] («дипломатические действия, направленные на предотвращение разногласий между сторонами, перерастания существующих разногласий в конфликт, а также на ограничение распространения уже существующего конфликта») не должно вводить в заблуждение, как и доктрина «Ответственность защищать». Американская «превентивная дипломатия» будет направлена против тех стран и правительств, которые не относятся к числу клиентов США.
Манипуляции по линии финансируемых американцами НПО («гражданское общество») и гендерным проектам («поддержка женщин-лидеров») известны. В рассматриваемых документах на них тоже сделан акцент. Рассматриваются также методы оказания финансового давления, разведки, мониторинга, стратегических коммуникаций.
Последний из документов этого ряда – директива Пентагона[4] об иррегулярной войне № 3000.07. В ней указано, что действия по ведению иррегулярной войны будут интегрированы с усилиями других правительственных агентств США, зарубежными партнёрами и избранными международными организациями, чтобы сообща поддерживать:
– объединённые гражданско-военные группы;
– информационные стратегии и операции по нейтрализации вражеской пропаганды;
– усилия по расширению обмена информацией для синхронизации деятельности в области иррегулярной войны и общего понимания оперативной обстановки;
– интеграцию коллективных возможностей в единые усилия.
О «миролюбии» составителей этих документов, формулирующих стратегические интересы США с точки зрения «стабильности» в американском понимании, судить нетрудно.
Фото: REUTERS/US AIR FORCE
Леонид САВИН
НАРРАТИВЫ | t.me/narrativs/1415 , [28.01.2023]
Известный американский исследовательский центр RAND corporation (среди его клиентов – Пентагон) в своем докладе "Избежать долгой войны" приходит к выводу о том, что ни одна из сторон в войне в Украине не достигнет "абсолютной победы".
Анализируются три варианта окончания войны: абсолютная победа, перемирие и политическое урегулирование. Абсолютная победа (вроде той, что одержали союзники во Второй мировой войне), по мнению центра, крайне маловероятна.
Скорее всего, предполагает RAND, война закончится какими-то переговорами.
Перемирие в Украине, ожидают эксперты, заморозит линию фронта и приведет к долгосрочному прекращению активных боевых действий. Россия прекратит попытки захватить дополнительные украинские территории (кроме тех, что уже захвачены) и прекратит ракетные удары по украинским городам и инфраструктуре. ВСУ в таком случае прекратили бы удары по захваченным Россией районам Украины и по самой России.
Сохранятся нерешенные территориальные вопросы. Но они будут оспариваться политическим и экономическим путем, а не военным. Аналитики пишут, что стороны, скорее всего, будут вести лишь минимальную торговлю, а границы будут в значительной степени закрыты.
Отдельно изучаются перспективы применения ядерного оружия и полноценное вовлечение в войну НАТО. Оба сценария видятся RAND маловероятными. По первому говорится: если все же Россия решится нанести ядерный удар и получит от этого какую-то выгоду, пусть даже ситуативную, это нанесет США огромный политический ущерб и может привести в развалу всего миропорядка, в том числе атлантического сотрудничества.
По вовлечению НАТО говорится, что это не в интересах России, уже изнуренной войной с Украиной. Но учитывая тому, какой экзистенциальный характер придает Москва противостоянию с Западом, она может найти на это. Но видимых перспектив успеха РФ в таком противостоянии RAND не видит.
В резюме аналитики RAND отмечают, что в интересах США не допустить затягивание конфликта в Украине – выгоды от такого сценария значительно уступают негативным последствиям, учитывая риск применения ядерного оружия и прямого вовлечения НАТО в войну. Хотя Вашингтон не может сам определить продолжительность войны, он может предпринять шаги, которые повышают вероятность окончательного прекращения конфликта путем переговоров", – пишет RAND.
Ключевое препятствие на пути российско-украинских переговоров – взаимный оптимизм сторон в отношении собственных военных перспектив и взаимный пессимизм в отношении последствий мира. RAND видит четыре инструмента, которые США могли бы использовать для смягчения этих препятствий и ускорения движения к переговорному процессу: уточнение планов поддержки Украины, обязательства по обеспечению безопасности Украины после прекращения войны, предоставление гарантий нейтралитета Украины и установление условий снятия санкций с России.
Приднестровец | t.me/pridnestrovec/34461 , [28.01.2023]
"Одними танками ход войны в Украине не переломить" – так называется аналитическая статья в New York Times.
Натовские танки "не станут той серебряной пулей, которая позволит Киеву выиграть войну", пишет газета. Но "американские военные в очередной раз попытаются переделать армию по своему образу и подобию, чтобы усилить шанс Украины прорвать укрепленную российскую оборону".
Украинцы пройдут ускоренный курс того, что американские военные называют общевойсковой подготовкой, на освоение которой у самих американских подразделений уходят месяцы, если не годы.
"Пока неясно, насколько реалистично для Пентагона обучить украинцев сложностям общевойсковой маневренной войны за короткий промежуток времени", – пишут авторы.
Но при этом Киеву необходимо преодолеть военный тупик, в который могут упереться ВСУ после того, как россияне начали строить многоуровневую оборону по линии захваченных позиций.
"Прорыв этих рубежей — это не просто перегон батальона танков по траншеям. Для этого требуется скоординированная атака с пехотой, обозначающей цели, танками, обстреливающими эти позиции, и артиллерийскими орудиями, обеспечивающими прикрытие и поддержку. Такие общевойсковые маневры и являются предметом учений", – объясняют авторы статьи.
Для усиления ударной мощи ВСУ, танки "Леопард" пойдут в атаку в связке с американской БМП "Брэдли". Танки прорвут траншеи и откроют дорогу пехоте на боевых машинах Bradley для удержания отвоеванной территории.
При этом "новые пожертвования вряд ли повысят боевую мощь, достаточную для победы Украины в войне, но официальные лица и сторонние аналитики говорят, что они существенно помогут". "Когда прибудет полный пакет западной техники, Киев может создать целых три дополнительные бригады", – пишет издание.
Open Ukraine Открытая Украина | t.me/OpenUkraine/34258 , [28.01.2023]
Генерал Майк Минихан, глава ВТА США, прогнозирует войну США и Китая за Тайвань в 2025 году:
"Моя интуиция подсказывает мне, что мы будем воевать в 2025 году. Си добился третьего срока и сформировал свою команду для войны в октябре 2022. Президентские выборы на Тайване состоятся в 2024 году, и у Си будет повод. Президентские выборы в США состоятся в 2024, и США будут отвлечены. Команда Си, причина и возможности — все настроено на 2025 год"
Что тут интересного?
1. Это опубликовано в ведущих американских СМИ
2. Это не болтовня отставника, а слова действующего генерала. Под его началом "командование воздушной мобильности", — 50 000 военнослужащих, 500 самолетов и отвечает за транспортировку и дозаправку
3. Это утечка служебной записки в СМИ. Случайно или преднамеренно — не столь важно. Ее подлинность подтверждена Пентагоном
После публикации записки в СМИ представитель МО США заявил: "Эти комментарии не отражают точку зрения министерства на Китай".
Ссылки
|