Андрей Сорокин на www.odnako.org 02 февраля 2012
Вот тов. Путин заговорил о культурных кодах, о русской идентичности [1] . О том в этой связи, что у государства должна быть культурная политика.
А что такое «культурная политика»? Это значит – обозначить границу между теми смыслами, которые полезны для воспитания гражданина, и теми, которые не полезны, а то и вредны. И от этого уже определять: кому поощрение, почёт и материальная помощь, а кому – свобода самореализации творческой личности в любой подворотне.
Даже и признаки такого обозначения кандидат в президенты назвал – всё в той же статье. И примеры передового опыта привёл.
Вот так всё просто.
Осталось только принять к исполнению предначертания начальства. И тогда нам с вами не придётся брезгливо ковыряться в зловонных отбросах культурного процесса, самопровозгласивших себя высоким искусством.
Кстати, а чего мы в них ковыряемся-то?
Честно говоря – исключительно потому, что отбросы сильно воняют и домогаются внимания публики посредством могучей саморекламы и корпоративной взаимовыручки. Причём воняют вполне компетентно, но домогаются – в большинстве случаев безуспешно, о чём свидетельствует почтение, оказанное отечественным зрителем, к примеру, полюбившимся нашим авторам кинокартинам про железноруких комдивов и «одних баб».
Между тем, кроме отбросов, существует ещё и культурный процесс – да вот в том же русском кинематографе хотя бы. Он под слоем мусора слабо заметен, но если мусор разгрести, то выяснится, что там есть объекты не только для злобного критиканства, но и для добрых слов: там есть и «Ёлки» (обе штуки), и «Реальная сказка», и…
Много чего обнаружится, на самом деле.
Но я хотел бы задать сейчас только один параметр поиска – самый главный.
Когда Путин сетует на «разрушение культурных кодов», надо понимать, что у нас есть одна гранитная вершина национальной идентичности – Победа. Одна на всех. Потому что именно она делает нас тем Народом, который всё ещё есть. Пока мы за эту вершину держимся, – мы есть. Как только отцепимся, – мы электорат.
Разнообразные и нашумевшие «утомлённые сволочи» – это залпы лжи и подлости по Сталинграду нашей идентичности, по Курской дуге наших «культурных кодов». Даже если лукавые канониры размазывают по усам сопли «душевной боли за народ», даже если они не со зла, а просто «не туда попали», – ложь остаётся ложью.
А «Звезда», «Брестская крепость», «Мы из будущего» – это наша Ельня. Малобюджетная, обойдённая фестивальными побрякушками и рекламно-прокатными преференциями, – но настоящая.
Вот берём чуть ли не наугад совсем недавнюю (прошедшей осени) премьеру из этого ряда – простенькую, добрую и светлую комедию «Пять невест» (актёрский состав, кстати, тот же, что в «Мы из будущего», плюс Лиза Боярская). Вообще, комедийный жанр про войну – трюк рискованный. Но если кино снимается не спецэффектами, а душой, – то всё получается.
Конечно, авторов фильма бдительные критики уже попрекнули «безыскусностью» и «лакировкой». Формально – может, и справедливо. Ну разве может быть правдивой история, в которой нет кровавых преступлений сталинизма, а варвар в форме Красной Армии ни разу никого не насилует? Да и по факту: действительно, летом 45-го деревня на Смоленщине вряд ли выглядела столь умильно и благоустроенно, как в «Невестах», и сельские красавицы, скорее всего, щеголяли в менее изысканных нарядах, и нравы местных жителей не отличались такой беззаботностью. Потому что совсем недавно «здесь вставала земля на дыбы».
…Но ведь что-то очень важное в душе заставило режиссёра Карена Оганесяна, актёров Данилу Козловского и Лизу Боярскую увидеть своих героев из 45-го именно такими – добрыми, наивными, застенчивыми, безбашенными…
Живыми.
Непобедимыми.
И это правда. Потому что они такие и есть.
Вот то, что позволяет видеть такую Правду, – и есть «культурный код». Или просто – Любовь.
…Такая вот простая культурная политика.
Ссылки
[1] – | Владимир Путин. Россия: национальный вопрос
http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
|
|