Оригинал chipstone.livejournal.com 05.11.2013 11:36
Вчера Россия «отпраздновала» один из самых неосознанных и последних по возникновению праздников. День Национального Единства. И в отношении к этому празднику как в зеркале отразился весь тот хаос в головах и душах, который царит сегодня в нашей стране. Царит на всех уровнях от власти до самого простого работяги.
Для того, чтобы осознать это со всей очевидностью давайте кратко посмотрим на праздник и отношение к нему с различных точек зрения.
1. Причина возникновения праздника.
Думаю, ни для кого не секрет, что сама идея этого праздника появилась как попытка подменить традиционный на протяжении десятилетий праздник победы ВОСР 7 ноября.
С приходом во власть «либеральной общественности», пылающей ненавистью к коммунистическому прошлому этот праздник стал по меньшей мере неуместен. И не только из-за стремления власти максимально откреститься и дистанцироваться от советского прошлого, но еще и потому, что насаждаемое этой властью беспросветное для большинства российских граждан настоящее слишком резко контрастировало со столь решительно отброшенным прошлым. Не в пользу настоящего, разумеется.
Но просто так взять и отменить праздник 7 ноября власть тоже не могла. В нашей стране издревле любой праздник в первую очередь воспринимается как дополнительный законный выходной день, повод для встречи с друзьями и решения давно откладываемых дел. Отменить праздник, ничего не предложив взамен, почти самоубийственно для власти, сила которой держится на электоральной популярности и манипулировании общественным мнением. Выход, как казалось, был найден довольно удачный. Покопавшись в достаточно древней истории Руси-России, специалисты обнаружили важную историческую дату – 4 ноября. День, когда в 1612-м году народное ополчение под руководством гражданина Минина и князя Пожарского выбило польских оккупантов из Кремля. Находка казалась крайне удачной, благо памятник Минину и Пожарскому до сих пор, слава Богу, стоит на Красной Площади и не дает обывателю забывать о величии славных предков. Поляков наш народ, как традиционно недолюбливал, так и продолжает к ним относиться и сегодня. Внешнюю агрессию ненавидел всегда до самой глубины народной души. Да и дата была настолько близка к 7-му, что замена не должна была вызвать никаких особых кривотолков. Так все собственно и произошло.
2. Название праздника и историческое событие, легшее в его основу.
Название празднику было решено подобрать максимально аполитичное и устраивающее все группы населения. Ну действительно, кто в здравом уме в нашем многонациональном государстве будет вслух ратовать против «национального единства»? Тем более, что сам термин такой, что понимать под ним можно очень и очень многое. Слишком много в нашей древней и недавней истории накопилось внутренних противоречий, которые до сих пор не изжиты, которые до сих пор продолжают раздирать наш народ на разные части. И собственно национальный вопрос здесь далеко не первостепенный. Гораздо сильнее и опаснее противоречия между условными «красными» и «белыми», как и классово-сословные. После того, как наша страна прожила несколько десятилетий в условиях принудительной уравниловки, резкое имущественное расслоение, пришедшее вместе с победой «демократии», вызывает не меньшее, если не большее отторжение в массах, как и острое ощущение творящейся несправедливости. Это ощущение не всегда адекватное, но от этого оно не становится менее ярким.
В этом плане выбор исторического факта в основу праздника также стал очень удачным. Во-первых, ничто так не сплачивает нацию, как наличие внешнего врага. В 1612-м он был очевиден. Во-вторых, победа была достигнута не регулярным войском, не под руководством царя или бояр, к власти в нашем народе отношение всегда было настороженно-отрицательным, а народным ополчением под руководством сразу двух лидеров, как сейчас бы сказали, самовыдвиженцев. Причем, третье важно не меньше. Один из этих лидеров был князем, то есть представителем высшей аристократии, а второй обыкновенным мещанином.
Итак, подводя итог, можно сказать, что идея не с аннулированием праздника «великого октября», а с его подменой со всех сторон оказалась удачной. Точнее оказалась БЫ. Ох, это наше вечное «БЫ», говорящее раз за разом о громадных упущенных возможностях, о гениальных идеях и замыслах, исковерканных совершенно бездарным исполнением.
3. Восприятие праздника властью.
Кому, как ни власти выгодно национальное единство? Кто как ни власть должен использовать идею национального примирения и единения народа на благо развития и укрепления страны, ведь именно это попутно укрепляет и саму власть? У на же все получилось «по Черномырдину». «Хотели как лучше, получилось как всегда». Власть, подарив народу суррогат старого праздника и затратив слегка на первоначальном этапе усилия по его пропаганде и популяризации, что само по себе было неизбежным и вынужденным, иначе это совсем могли бы счесть за издевательство, решила свою задачу выполненной и самоустранилась от дальнейшего. А чего типа еще надо? Дату красную назвали? – Назвали. Смысл действа объяснили? – Объяснили. Вполне достаточно. Пусть народ ликует и празднует.
Но помилуйте. А национальное единство-то где? Что уже достигли идеала и можно расслабиться? Нет. Как раз в отличие от праздника с его идеей, в честь которой он образован, дело обстоит гораздо хуже. Более того, ухудшается с каждым годом все больше. Обеспечение национального единства это прямая и первейшая задача именно власти. Обеспечит, народ сам найдет чего и как попраздновать, сказав спасибо. Не обеспечит, то и праздник уже не праздник, а издевательство над реальностью и здравым смыслом. Причем, в итоге пострадавшей окажется именно сама власть. Именно ее сметут и с нее за все спросят рано или поздно. За все, включая необеспеченное национальное единство. И здесь пример 400-летней давности на счет народного ополчения ох как аукнуться может.
Но наша власть пошла еще дальше. Она с упорством умалишенного продолжает делать все, чтобы от национального единства остались «рожки да ножки».
Благодаря ее «мудрой» экономической политике пара десятков «небожителей-олигархов» уже владеет большей частью национального достояния, которое, между прочим, создавалось потом и кровью всего народа.
Ее не менее «мудрая» национальная политика уже ежедневно приводит к многочисленным стычкам на этой почве по всей стране. Причем, с каждым днем в «забаву» «бей инородцев» включаются все новые слои населения и все новые национальности, которые еще недавно даже подумать не могли о такой возможности. Разумеется, как настоящие, так и неожиданно образовавшиеся в массовом сознании «инородцы» отвечают тем же, начиная как защищаться, так при случае и нападать. При таком отношении к проблеме грядущий хаос очевиден последнему бомжу, а не только обитателям высоких кабинетов. А между тем ничего реального для снятия этой напряженности не происходит.
Но одних национальных конфликтов, и тем более классовых для уничтожения страны явно недостаточно. Олигархи, стоит запахнуть жареным, бросят все, что не успеют перевести в западные банки и дадут из страны деру. Понаехавшие «абреки» и «таджики» при первых запахах дыма либо рванут на родину, либо зароются в землю так, что профессиональный шахтер не достанет. Не взорвет это страну так, чтобы гарантированно на осколки. Все же 80-85 процентов населения, считающего себя русским, это слишком много. И тут на помощь властным радетелям за «национальное разъединение» приходит третий аспект проблемы. Наследие Гражданской войны, неоднозначность советского периода истории, породили раскол уже внутри русского народа. Кто-то выступает за возвращение монархии, считая все произошедшее после ее крушения не только исторической ошибкой, но и преступлением. Кто-то, напротив, являясь потомком красных командиров и первых коммунистов, люто ненавидит «имперцев» и готов при случае и на кулачках доказывать преимущества «диктатуры пролетариата». Причем, последние еще и активно грызутся между собой, разделившись по отношении к личности Сталина. А наша власть активно всем этим процессам потакает. То какой-нибудь информационный вброс про возвращение монархии последует, то очередной виток «десталинизации» в начальственных кабинетах инициируется, то вдруг начинаем Волгоград обратно в Сталинград переименовывать. Ну а для «перчику» в процесс дозировано добавляется и религиозный аспект.
Таким образом, власть на практике делает все, чтобы объявленный праздник никогда не стал настоящим, а остался издевательской профанацией над народным самосознанием.
4. Восприятие праздника неполитизированным народом.
Надо сказать, что народ наш в своем величайшем долготерпении, великодушии и снисходительности даже не обращает особого внимания на все указанные действия власти. Пока не обращает. Точнее обращает, конечно, не слепой, но непосредственно с праздником это никак не связывает.
Честно говоря, и раньше 7-е ноября в последние десятилетия СССР особым праздником не считалось. Ну да, ВОСР, на да победили, ну да, заложили социализм. Прекрасный повод не пойти на работу, отоспаться, и выпить с друзьями рюмку-другую «по поводу». Свой политический смысл эта дата немного вернула уже в наше время после развала СССР и победы «дерьмократии». Благо появился ежегодный повод вспомнить о том, что потеряли. И это, кстати, один из важных факторов того, что 4-е ноября до сих пор в качестве самостоятельного праздника не прижился.
Другим фактором стал наш традиционный пофигизм. Ну праздник и праздник. Выходной не отняли, детям каникулы оставили, и слава Богу. А как там он теперь называется, это дело десятое.
Ну и конечно дело еще и в мироощущении. Вот возьмем ля сравнения 9-е мая. Праздник? – Однозначно. И большой праздник. А потому, что его причина очевидна. Победа в ВОВ была и остается САМЫМ значимым событием российской истории 20-го века. И событием, которое так или иначе затронула каждую семью в нашей стране. И именно это отношение к исходному событию делает 9-мая настоящим праздником.
Событие же 1612-го года от нас слишком удалено по времени. Практически никто живой личной связи с ним для себя сегодня не ощущает. А потому такая дата может стать настоящим праздником лишь при трех условиях. Первое – в стране действительно вопреки всем трудностям, включая отсутствие опасного и персонифицированного внешнего врага, достигнуто подлинное национальное единство. Второе – праздник постоянно поддерживается и пропагандируется властью, реальная деятельность которой полностью соответствует пропаганде. Третье – прошло достаточно времени, чтобы 4-е ноября не ассоциировалось с заменой 7-му, а воспринималось само по себе.
5. Восприятие праздника политически активными группами.
Как и можно было ожидать, праздник 4-го ноября активно используется в саморекламе трех типов политических сил.
Коммунисты и их сторонники активно поносят «день НЕ», поскольку считают это издевательством и грабежом настоящего праздника. Потому как 7-е ноября это был именно их праздник, позволявший устраивать на нем активный самопиар. Впрочем, сегодня тот же самопиар идет на факте его отмены. Как вы понимаете, на популярности праздника 4-го ноября это вряд ли сказывается положительным образом.
Вторая политическая группа, использующая идею праздника национального единства в «личных целях», это ЛДПР. Каждый год в этот день бессменный лидер этой партии лично организует митинг и шествие. И вроде бы вся активность жириновцев работает напрямую НА праздник. Но вот сам имидж этой партии таков, что каким-либо серьезным образом это на него не влияет.
Ну и, разумеется, мы никак не могли обойтись в этот день без активности националистов всех мастей. Даже чисто внешне понятно, что любая активность «нациков», как и давно ставший их некой визитной фишкой «русский марш», никак национальному единению поспособствовать не могут. Примерно также, как до самих националистов не доходит, что даже 10-20-ти тысячный марш в 20-ти миллионном городе, столице России, с названием «Русский» ничем иным, как издевательством над здравым смыслом не назовешь. Скорее это акт вполне осознанного унижения русского человека, что, вполне допускаю, и является его главной целью.
Из всего сказанного легко сформулировать простой по словам, но такой сложный по возможному на него ответу вопрос. Как же так получилось, что замечательная идея, касающаяся, пожалуй, наиболее важной и насущной проблемы современного российского общества, особенно перед лицом постоянно растущих внешних угроз, оказалась настолько испоганенной практикой самого «празднования»?
И единственный ответ, который я нахожу сам для себя это наиболее печальный. Все именно так и задумывалось. Этот праздник изначально спланирован как издевательство над многонациональной Россией, как издевательство над нашей древней, но святой историей. Как маленькая спецоперация в войне против России, за ее уничтожение. Извне никогда не получалось, теперь пробуют изнутри.
|