Министр иностранных дел России С.В.Лавров ответил на вопросы СМИ по итогам участия во внеочередном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Москва, 21 марта 2014 года:
youtu.be/IYVivSc8sh4
Вопрос: Все мы стали свидетелями решения Совета Федерации о присоединении Крыма и Севастополя к России. Насколько это значимо для всего мира и нашей страны? Насколько обоснованы санкции, применяемые Западом?
С.В.Лавров: Насчет значимости этого решения, не знаю, что можно еще добавить к тому, что было произнесено. Было обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 марта с.г. и бесчисленные заявления официальных лиц, граждан Российской Федерации, крымчан. Это чувство исторической справедливости в условиях, когда Крым не мог оставаться в государстве Украина, чье нынешнее руководство не обеспечивает ни одного неотъемлемого права тех людей, которые там живут.
В последние дни много говорилось о нормах международного права, обязывающих государства, которые претендуют на территориальную целостность, в полной мере обеспечивать права и свободы своих граждан, а также избегать насильственных действий, которые эти права ограничивают, включая право на самоопределение.
Что касается санкций - это не наш выбор. Односторонние санкции не имеют под собой никакой международно-правовой основы. То, что к ним прибегают наши американские коллеги, это давно известно. Они используют этот инструмент для того, чтобы утверждать свое доминирование, как они считают. Я думаю, что доминирование лучше утверждать иными методами – способностью договариваться, отстаивать справедливость. Послужной список США, многих Администраций, как нынешней, так и предшествующих, говорит о том, что международное право для них, если говорить русской пословицей, «дышло», которое они используют исключительно в своих геополитических интересах. Это неправильно, контрпродуктивно, нерационально, не помогает усилиям по объединению всех ведущих государств для того, чтобы решать насущные проблемы современности. Наши американские коллеги говорят о том, что они применяют санкции, для того чтобы побудить Россию теснее сотрудничать по многим международным проблемам. Это достаточно нечистоплотный подход, потому что сотрудничать нужно честно.
Если мы партнеры, то наши интересы должны учитываться во всех вопросах, которые стоят на повестке дня российского диалога с Западом, с США, равноправного диалога, когда он строится не по принципу «вот здесь ты мне нужен, и я с тобой буду взаимодействовать, а здесь я могу обойтись без тебя и поэтому делаю, что хочу». Такой подход неприемлем, тем более что по той же Украине объявляются санкции и тут же вдогонку говорят: «Мы продолжаем надеяться, что Россия воспользуется своим влиянием и поможет урегулировать ситуацию на Украине». Подается это все таким образом, что происходящее является предметом некоего конфликта между Россией и Украиной. Это подмена понятий. Происходящее отражает глубочайший кризис украинской государственности. Мы заинтересованы в том, чтобы преодолеть этот кризис, наш братский народ вздохнул бы свободно, и Украина оправилась бы от этой интриги, вызванной приходом к власти людей, опирающихся во многом на экстремистов, неонацистов, радикалов, не учитывающих интересы огромной части украинского народа. Наши предложения, которые были сделаны несколько дней назад, нацелены именно на это. Должна быть глубокая конституционная реформа, отражающая интересы всех без исключения регионов и обеспечивающая единство украинской нации. На это направлены наши усилия.
Надеемся, что наши западные партнеры начнут постепенно сознавать бесперспективность санкционного давления и все-таки станут с нами взаимодействовать, как я уже говорил, по-честному, по-партнерски. Здесь идет речь не о том, чтобы кто-то кого-то наказывал, а об осознании всеми доли своей ответственности за создание условий для того, чтобы украинский народ сам без вмешательства извне определил свою судьбу.
Вопрос: В связи с вчерашними заявлениями США о вводимых экономических санкциях, поступали ли в МИД какие-либо заявления от наших партнеров в Азии? Готовы ли они поддержать Россию экономически? Ожидаете ли Вы европейских экономических санкций?
С.В.Лавров: Во-первых, из Вашингтона прозвучали заявления об экономических санкциях, которые, как сказал Президент США Б.Обама, пока не вводятся, но у него право на это есть. Он добавил, что эти санкции затронут многие сектора российской экономики. Одновременно он признал, что эти санкции также будут подрывать мировую экономику.
Если наши американские партнеры ради удовлетворения своих геополитических амбиций готовы на ровном месте идти на такие шаги в связи с ситуацией, которая разворачивается за тысячи и тысячи миль от Вашингтона, то всем должно быть очевидно, что они руководствуются не здравым смыслом и чувством реальности, а именно стремлением кого-то наказать. Думаю, что это не правильно.
Мы понимаем, что в каждой стране есть политический расклад, есть парламенты, в которых могут быть самые разные настроения. Но идти на поводу у откровенных русофобов и тех, кто стремится перевернуть всю ситуацию таким образом, чтобы изолировать Россию, - это тупиковый путь. Серьезным политикам идти на поводу у этих устремлений неправильно.
А что касается других наших партнеров, то европейцы выступают против экономических санкций. Этот подход звучит во многих странах, прежде всего в ведущих государствах Евросоюза, включая Германию, Францию, Италию, Великобританию. На Востоке нам нет нужды выпрашивать какую-то солидарность у наших экономических и стратегических партнеров. Они не собираются идти на поводу у подобных деятелей. Наше с ними взаимодействие будет развиваться по восходящей.
Вопрос: Как Вы оцениваете подписание Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, которое должно произойти сегодня? Возможны ли ответные меры со стороны России в отношении таких стран как Польша, за их политику поддержки новых украинских властей, за подготовку бойцов Майдана и т.д.? К примеру, введение эмбарго на мясо или закрытие зоны на севере Польши и границе с Калининградской областью?
С.В.Лавров: Если ввозимое в Россию мясо будет свежим и соответствовать стандартам, которые предъявляют наши контрольные органы, то никаких политических подтекстов в наших действиях не будет, и мы с удовольствием будем продолжать импортировать польскую сельскохозяйственную продукцию.
Что касается первой части Вашего вопроса, то у каждого государства есть абсолютное право выбирать своих партнеров. Разумеется, мы исходим из того, что это право будет реализовываться не в ущерб тем обязательствам, которые уже есть по отношению к другим странам.
В данном случае присутствует еще один аспект. Нынешние руководители в Киеве заявили о подписании этого соглашения. Как я понимаю, Евросоюз готов им в этом подыграть в ситуации, когда украинское государство находится в глубоком кризисе и когда люди, провозгласившие себя властью, не имеют поддержки и легитимности в глазах огромной части своего населения. Если говорить о свободном выборе народа, то было бы правильно для начала сделать свободный выбор относительно того, кто будет руководить Украиной и каким будет это государство. Только договорившись в своем доме о том, как вести дела дальше, и достигнув национального согласия, можно будет решать проблемы, которые вызывают огромные противоречия внутри Украины. Мы не препятствуем реализации права на свободу выбора ни одного государства. Но когда право выбора внешних партнеров осуществляется частью населения, через представителей одной группы регионов Украины, при неприятии огромного числа других регионов, я думаю, что ассоциация с ЕС - это не шаг, продиктованный интересами украинской экономики и украинского народа в его полноте и совокупности, а попытка набрать очки в геополитической игре. Решение должен принимать украинский народ.
|