Объединенные Арабские Эмираты открыли магистральный нефтепровод в обход Ормузского пролива, который Иран угрожает закрыть.
Министр энергетики ОАЭ заявил, что этот нефтепровод длиной в 400 километров соединяет месторождение Хабшан на западе с восточным портовым городом Фуджейра.
По плану он должен перекачивать ежедневно до 1 миллиона 800 тысяч баррелей нефти, что составляет примерно 70% от экспорта сырой нефти ОАЭ в день.
Правительство Ирана угрожает заблокировать этот стратегический морской путь в отместку за санкции западных стран, принятые в связи с его ядерной программой.
Сначала коммент из сети:
«У самих Эмиратов нефть заканчивается, так что через этот нефтепровод, очевидно, планируют качать не только и не столько нефть самих ОАЭ сколько их соседей – Саудовской Аравии. Политика ОАЭ в диверсификации своих доходов. Сейчас это строительство, торговля и т.д. Официально декларируется цифра в 9% всех доходов бюджета страны от нефти, т. е. они уже де-факто не числятся в списке крупнейших нефтяных экспортеров.
В случае войны в заливе, нефтепровод подвергнется атаке спецподразделений Ирана и организованным диверсиям. Так что это не панацея потребителей нефти.
В прессе прямо сказано о факте завышения декларируемых запасов нефтяных месторождений Саудовской Аравии на 40%.
«Нефтяные резервы крупнейшего мирового экспортера нефти Саудовской Аравии могут быть завышены на 40% или на 300 млрд баррелей, сообщает Guardian со ссылкой на материалы Wikileaks».
Так что, сколько там остаётся нефти ещё очень и очень интересная тема для анализа».
А вот и подробности.
СМИ сообщили о том, что в ОАЭ открылся новый нефтепровод, позволяющий отгружать нефть на танкеры в обход Ормузского пролива, перекрыть который Иран активно угрожает с декабря прошлого года.
Параллельно Саудовская Аравия заявила о том, что модернизировала трубопровод от месторождения углеводородов в Восточной провинции до терминала Янбу в Красном море, через который можно будет перекачивать до 2 млн. баррелей в сутки.
В случае перекрытия Ормузского пролива, глобальный рынок нефти не досчитается 17 млн баррелей в сутки, что спровоцирует очень тяжелые последствия для глобальной экономики, не говоря уже об экономике самих стран залива, которые потеряют основную экспортную магистраль углеводородов.
Опасность такая существует.
Депутат парламента Ирана Джавад Карими Кодуси внес на рассмотрение законопроект о закрытии Ормузского пролива для судоходства. Выступая перед коллегами, народный избранник заявил, что более половины депутатов выступили в поддержку инициативы, передает РБК со ссылкой на Reuters.
Через Ормузский пролив, который в Иране называют не иначе как «замок мира», проходит более 40% нефти, доставляемой по воде. Иранцы давно угрожают европейским странам блокировать пролив в ответ на санкции, введенные против республики.
«Если санкции против Тегерана продолжатся, суда этих стран не будут иметь права пересекать Ормузский пролив, – заявил Д. Кодуси. – Если мы закроем пролив, ни одна страна не сможет открыть его снова».
Если законопроект будет принят депутатами, судьбу документа должен будет решить духовный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи, который пока относится к идее скептически.
В правительстве инициативу парламентариев, скорее всего, поддержат – ранее с аналогичной инициативой выступили несколько министров.
Между тем глава МИД Ирана Али Акбар Салехи заявил, что вряд ли Тегеран действительно выполнит свою угрозу блокировать пролив.
На днях иранский президент Махмуд Ахмадинежад назвал политику западных стран в отношении республики «войной», которую Тегеран намерен выиграть.
В определенном смысле, строительство нефтепроводов и диверсификация экспортных маршрутов нефти для стран Персидского залива вызваны опасениями конфликта с Ираном и его угрозами по перекрытию Ормузского пролива.
Тем не менее, странам Персидского залива не удастся избавиться от зависимости Ормузского пролива еще, по крайней мере, десятилетие. Таким мнением поделился с Накануне.RU руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Константин Симонов: Безусловно, это решение не конъюнктурно, оно давно уже принято, потому что там прекрасно понимают тот колоссальный риск, который содержит угроза Ирана перекрыть Ормузский пролив. Естественно, что вся экспортная политика Саудовской Аравии строится, как раз, на попытках перекинуть часть экспорта в Красное море и ровно то же самое делают остальные государства Залива, например, Катар. Весь экспорт Катара сейчас идет через Ормузский пролив.
Не секрет, почему Катар агрессивно выступает за ликвидацию режима Асада в Сирии.
Потому что Катар планирует построить с Саудовской Аравией газопровод через территорию Сирии в Турцию.
Все государства Персидского залива прекрасно понимают, что военная операция в Иране, если она начнется, неизбежно затронет Саудовскую Аравию, отношения сейчас между Ираном и Саудовской Аравией крайне тяжелые, они усугубляются противостоянием суннитского режима саудитов и шиитского в Иране.
Я абсолютно убежден, что Иран, если будет акт агрессии со стороны либо США, либо Израиля, нанесет удар и по Саудовской Аравии.
Вопрос: Все говорят о том, что минировать Ормузский пролив довольно опасно, потому что сложно будет его разминировать, когда такая необходимость возникнет. Иран, на Ваш взгляд, пойдет на такой рискованный шаг?
Константин Симонов: Первым делом он перекроет Ормузский пролив, сделать это крайне просто, с учетом того, что там идут танкеры с нефтью, там достаточно несколько танкеров поджечь – и пролив будет перекрыт.
Саудовская Аравия это прекрасно понимает и пытается минимизировать эти риски, перекидывает нефтепроводы в Красное море, откуда можно уже и в Средиземное море выходить, и другие пути там существуют. Поэтому, все это давняя стратегическая политика стран залива.
Но здесь речь идет только о частичных поставках, и мы прекрасно понимаем, что если будет перекрыт Ормузский пролив, то все объемы в Красное море пока не перекинуть. И вопрос здесь очень простой встает: что раньше – война начнется или Саудовская Аравия и остальные страны Персидского залива сумеют построить трубопроводные маршруты, чтобы нагрузку на Ормузский пролив сократить?
Вопрос: Можно сказать, что вот такая диверсификация существенно снижает возможности влияния Ирана на ситуацию?
Константин Симонов: Диверсификация, конечно, происходит, но, если Саудовская Аравия выпадет из добычи, то все вот эти варианты обходного экспорта, конечно, хороши, но недостаточны.
Даже если просто на цифры посмотреть – в 2011 году через Ормузский пролив проходило 17 млн баррелей в сутки – это очень серьезная цифра. При этом, Саудовская Аравия всего добывала 11,2 млн баррелей в сутки.
Посудите сами, какой объем там нужно перекинуть – все, что добывает Саудовская Аравия и еще половину этого.
На сегодняшний день таких мощностей нет.
Все эти нефтепроводы – это хорошо, но обеспечить транзит 17 млн баррелей в сутки они просто не в состоянии.
Поэтому, невзирая на все эти обходные пути, в случае перекрытия Ормузского пролива мировой рынок нефти рухнет вне всякого сомнения.
|