Интересный анализ текущих итогов «арабской весны» для некоторых стран региона дает Синан Ульген, председатель Стамбульского Центра экономико-внешнеполитических исследований – EDAM, приглашенный исследователь в Карнеги-Европа. Он пишет:
«Постоянное противостояние в Египте между исламистами страны и ее военными правителями является четким напоминанием о том, насколько трудными будут демократические преобразования в арабском мире.
Очевидно, что неудача в достижении соглашения о разделении власти продлит политическую нестабильность.
Но возникающее в результате этого экономическое бездействие может быть столь же разрушительным для консолидации демократического правления.
Новые арабские лидеры, от исламистов до вновь назначенных чиновников бывшего режима, остро осознают необходимость улучшения экономических перспектив своей страны. Они прекрасно осознают, что их популярность может быть устойчивой, только если они смогут обеспечить рост экономики, занятости и повышение уровня жизни.
Это было бы трудным испытанием в любых обстоятельствах ‑ и вызывает все больше тревоги на фоне дестабилизации экономических систем в странах Ближнего Востока и Северной Африки вследствие «арабской весны».
Даже в таких странах, как Тунис и Египет, где переход к демократии продвинулся дальше всего, политическая неопределенность, как правило, мешала экономическим достижениям.
Впервые с 1986 года экономика Туниса в 2011 году сократилась на 1,8%. Безработица в прошлом году достигла 18%, по сравнению с 13% в 2010 году.
Между тем, египетская экономика сократилась на 0,8%, и один миллион египтян потерял рабочие места.
В Египте также пересохли иностранные инвестиционные потоки, сократившись с 6,4 млрд долларов США в 2010 году до всего лишь 500 млн долларов США в 2011 году.
Сочетание этих негативных тенденций влияет на бюджетный и внешний платежный балансы этих стран.
Дефицит бюджета в Египте достиг 10% от ВВП, а валютные запасы упали до 15 млрд долларов США – которых едва хватит на покрытие расходов на импорт страны в течение ближайших трех месяцев.
В Тунисе дефицит бюджета также резко ухудшился в результате революции, увеличившись с 2,6% ВВП в 2010 году до 6% в 2011 году.
Такое быстрое ухудшение экономического положения, в сочетании с высокими ожиданиями в связи с началом политических преобразований, создает ощущение необходимости предпринять срочные действия.
Новые политические деятели вынуждены разрабатывать подробные экономические программы и решать нарастающие, как снежный ком, материальные проблемы их населения.
Например, в то время как исламисты, по существу, сделали акцент на политические темы, подчеркнув участие, вовлеченность и демократические реформы, последние избирательные кампании стали свидетелями риторического перехода к экономическим устремлениям.
В целом новые политические игроки, в частности, исламистские партии – приняли скорее примирительный тон относительно взаимодействия с международными организациями.
Экономические программы этих партий, в общем и целом, поддерживают рынок, подчеркивая роль частного сектора в стимулировании экономического роста и необходимость привлечения иностранного капитала.
Государство рассматривается как средство для обеспечения социальной справедливости, и есть только ограниченные упоминая принципов шариата.
И в Тунисе, и Египте, например, исламистские политики заверили, что критичный для экономики туристический сектор не будет связан ограничениями, обусловленными исламскими законами.
В экономических программах исламистов также отражена роль международных учреждений в оказании помощи их странам в преодолении проблем, с которыми они сталкиваются.
В то время как сопротивление иностранной интервенции и помощи было сильным, когда речь шла о демократических реформах, новые арабские лидеры выглядят более восприимчивыми к партнерству с Западом по экономическим вопросам.
Таким образом, экономическая слабость предоставляет беспрецедентные возможности для налаживания международного сотрудничества с новыми арабскими лидерами, которое должно включить кратко-, средне- и долгосрочные цели.
Краткосрочные цели должны иметь приоритет, потому что многие исламистские партии находятся под давлением, принуждающим их обеспечить положительные результаты в течение одного избирательного цикла.
Новые правительства столкнутся с неотложной задачей создания рабочих мест, для которых единственным рецептом являются крупномасштабные инвестиции в общественные проекты.
Этот тип государственных расходов может создать трудоемкие работы, что поможет обуздать рост безработицы.
Международное сообщество может помочь арабским правительствам запустить и поддержать такие инициативы в нескольких направлениях.
Во-первых, оно может увеличить объем обещанной финансовой помощи. Также оно может предоставить технический опыт арабским политикам по управлению долгами.
Без первоклассного опыта в области управления долгами, в экономике, где реализуются крупномасштабные государственные проекты, существует риск вытеснения частных инвестиций, поскольку появится соблазн опираться в основном на внутренние сбережения.
И наконец, международное сообщество может помочь арабским правительствам создать надежную и предсказуемую нормативно-правовую базу для государственно-частного партнерства в крупномасштабных инфраструктурных проектах.
Международные организации, совместно с арабскими правительствами, могут помочь продать эти возможности, позволяя экономикам арабских стран воспользоваться долгосрочным международным финансированием, направленным на развитие инфраструктуры.
Только сочетание этих вариантов позволит экономике арабских стран создать рабочие места в краткосрочной перспективе, избегая при этом риска дестабилизирующих финансовых дисбалансов и отсутствия финансирования для инвестиций частного сектора.
Запад, со своей стороны, может получить выгоду многими способами от прочного партнерства с арабским миром, улучшая экономические перспективы его сообществ.
Даже в условиях затяжного валютного кризиса европейские правительства могут подписаться под повесткой дня, которая делает приоритетом передачу ноу-хау перед денежными вливаниями.
В переводе с демагогического языка этого продвинутого эксперта:
Западные интересы в арабском мире направлены на «вложения инвестиций» – читай: скупку и присвоение – в местную инфраструктуру. Было государственное, стало частное и иностранное…
Практически готовится плацдарм для прихода мировых Транс-Национальных Корпораций в страны, пережившие «арабскую весну». Кредиты надо возвращать. Долговая кабала – впереди.
В первые дни после свержения Бен Али в Тунисе говорилось, что у него за границей спрятано 40 миллиардов долларов.
В первые дни после свержения Мубарака в Египте говорилось, что у него за границей спрятано 70 миллиардов долларов.
В первые дни после свержения Каддафи в Ливии говорилось, что у него за границей спрятано 200 миллиардов долларов.
И что? Запад вернул эти деньги новым «демократическим» властям этих стран?
Он их присвоил! Это называется грабеж!
Отсюда и трогательное единение интересов США и Европы в уничтожении арабского суверенитета.
Вот увидите, ни Катар, ни саудиты исключением не станут.
Добрые колониальные времена возвращаются.
|