В 1920-е годы в части Французского Индокитая, ныне известной как Вьетнам, начинался рост национального самосознания и, соответственно, освободительного движения. Как и многие национально-освободительные движения того времени, вьетнамское насквозь было пропитано марксизмом. Естественно, что французам все это не нравилось: никто не любит терять то, что считает своим. Процесс необходимо было срочно взять под контроль. Но как?
И вот во французских спецслужбах рождается гениальный проект: придумать для вьетнамцев новую религию. В ней должны были быть: во-первых, национальная вьетнамская составляющая, чтобы вытеснить национальное из плоскости политической в плоскость религиозную; во-вторых, мощная составляющая, воспитывающая уважение к французской культуре; в-третьих, составляющая марксистская — пусть лучше жители колоний молятся Ленину, а не читают его вредные книжки. Идею одобрили. И вскоре вьетнамцы-чиновники из французской колониальной администрации стали один за одним получать откровения от высшего божества по имени Као Дай. Существо поведало добросовестным службистам, что это оно было Буддой Гаутамой и императором Хуан Ди, оно создало христианство, даосизм, буддизм и заодно гуманизм, а самое главное — назвало своих святых, особых людей, сделавших многое для него и для человечества. Молиться Као Дай следует именно через этих святых. А теперь — сюрприз — имена этих достойных детей божьих: русский революционер и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, умученная инквизицией французская девственница-воин Жанна д’Арк, китайский революционер-гоминьдановец Сунь Ятсен, китайский же классический поэт Ли Бо, отлученный от православной церкви великий русский писатель Лев Толстой и другие хорошие люди. Самый главный святой, конечно, француз — поэт-гуманист Виктор Гюго.
Контрразведчики выбрали безошибочный метод распространения новой религии: через тех, от кого многие люди сильно зависят и кем легко управлять, — через чиновников. Новая религия была зарегистрирована в 1926 году. Основателями стали пятеро чиновников. Вскоре они посвятили в учение еще 247 своих коллег. А через неполные два года каодаистов во Вьетнаме было уже 26 000. Вот она — сила административного ресурса!
Главной религиозной практикой в «Као Дай» было названо «тхиен ди» — удержание ума от блужданий. Приходят в голову смелые идеи? Это плохо, это влечет за собой дурные кармические последствия. Удерживай ум!
Правда, ни тхиен ди, ни Као Дай, ни даже Виктор Гюго не помогли Франции удержать Вьетнам. Она давным-давно его потеряла. Однако химерическое изобретение парижских штабистов продолжает жить и сейчас. Вьетнамцам приятно осознавать, что Бог общается через своих избранных из людей всего мира святых именно с ними, жителями маленькой, но гордой страны. В современном Вьетнаме более двух миллионов каодаистов, а их главный храм — жемчужина международного туризма: кому не интересно посмотреть, как сотни пышно одетых священников молятся Гюго и Ленину?
Попытка перенаправить национальное самосознание в молитву за несколько десятилетий выродилась в туристический бизнес.
www.reakcia.ru/article/?1616
Денис Яцутко, 10 мая 2007
|