В эти дни в военно-политической сфере происходят небывалые прежде события.
"Вооруженные силы Российской Федерации готовы к крупномасштабной войне", заявил
в субботу, 26 января, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Герасимов, выступая на Общем собрании Академии военных наук.
«Крупномасштабную войну никто не отрицает, и о неготовности к ней речи быть никакой не может», — сказал В. Герасимов, выступая на Общем собрании Академии военных наук.
«Силовые методы продолжают играть важную роль в разрешении экономических и политических противоречий между странами. На ряде направлений усиливаются военные опасности для Российской Федерации, “горячие точки” находятся вблизи наших границ», — заявил Министр обороны России Сергей Шойгу на Общем заседании Академии военных наук.
«В связи с этим мы должны быть готовы ответить на любые вызовы и угрозы. Для этого нужны вооруженные силы с оптимальной структурой, эффективной системой управления, современным вооружением и профессиональными кадрами», — подчеркнул Министр.
А за день до этоих серьезнейших военно-политических заявлений Министра обороны России и начальника Генерального штаба академик АВН, генерал армии Махмут Гареев выступил в той же аудитории с докладом, который был именован в прессе: "Для обеспечения безопасности требуется объективная оценка угроз".
Поскольку оба этих события произошли в рамках нескольких десятков часов и в одном месте, стоит обратить на них самое пристальное внимание.
Просто так такие заявления не делаются...
Итак, «Военно-промышленный курьер» представил читателям основные тезисы доклада президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева на Общем собрании АВН.
Выступление принципиально важное. Потому и даем максимально развернутое цитирование этих объемных тезизов:
"Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному собранию подчеркнул: «Мир вступает в эпоху потрясений и вопрос, кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером, зависит от воли каждой нации... Ближайшие годы будут решающими, а может быть, даже переломными для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений».
Действительно, мы становимся свидетелями долгосрочной политики по сжатию и ограничению геополитических интересов России, продолжающегося расширения НАТО, прямого военного разбоя на Ближнем и Среднем Востоке и в других регионах, что наносит политический и экономический ущерб нашей стране.
Очевидно, что первоочередным остается стремление мировых держав к установлению контроля над энергетическими ресурсами, в том числе и в России.
Экспансия готовится не только военно-политическая, но и экономическая. Одновременно делается упор на разработку альтернативных энергетических ресурсов.
Цель – лишить Россию доходов от производства и продажи газа и нефти, поставить ее перед угрозой социально-экономического обвала.
В ближайшие годы наша страна будет подвержена мощному геополитическому давлению прежде всего со стороны США и Китая. Надо сделать все, чтобы отстоять свои национальные интересы и сохранить целостность страны, прежде всего политико-дипломатическими средствами.
Существование стратегических планов военной экспансии против России не секрет.
Когда один из ведущих политиков США, кандидат в президенты объявляет Россию врагом №1, речь идет не только о предвыборной риторике: за Ромни проголосовала почти половина избирателей Америки.
Когда американский госсекретарь открыто вмешивается в политику России в Центральной Азии, заявляя о недопустимости какой-либо евразийской интеграции стран СНГ, невозможно не усмотреть в этом враждебность.
Национальные интересы и безопасность России не может не затрагивать и перемещение центра деловой жизни и капиталов в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также последующая передислокация военной силы баз США и НАТО в Центрально-Азиатский регион.
Американцы не уйдут из Центральной Азии. Они продолжат вбивать клин между Китаем и Россией.
Все эти годы натовцы не спешили ликвидировать группировки мятежников из среднеазиатских стран на территории Афганистана.
Возможность объединения России с США или Китаем зависит не только от желания нашей страны.
Вашингтон и Пекин настолько связаны между собой в торговом и финансовом отношении, что какие-либо крутые повороты в политике по отношению друг к другу чреваты для них катастрофическими потрясениями.
Потеря и ущемление национального суверенитета становятся общей тенденцией развития большинства стран.
Насильственно насаждаемая по всему миру «демократия» приобретает уродливые формы.
Жесткая расправа с Каддафи объясняется не только недостатком демократии или наличием дешевой нефти, но прежде всего его планами по созданию союза африканских государств, национализации природных ресурсов, введению африканской валюты.
На очереди Сирия, Иран...
У России нет особой необходимости слишком тесно прислоняться к каким-то центрам силы. Мы должны спокойно, последовательно отстаивать свои национальные интересы, сотрудничая в первую очередь со странами, заинтересованными в равноправном сотрудничестве.
В соответствии с Посланием Путина нашей главной национальной идеей может стать именно возрождение России как великой независимой державы.
Конечно, строить свое будущее в полной изоляции мы не можем. Задачи противостояния общим экономическим, экологическим, военным и террористическим угрозам, задачи выживания человечества требуют совместных согласованных усилий. В том числе с США и КНР.
Не будет лишним в этом отношении приглядеться к опыту Китая.
Уклоняясь от крайностей и резких движений, он последовательно, упорно проводит курс на укрепление и возвышение государства. Согласно разработанной здесь стратегии комплексной мощи государства Китай должен неизбежно расширяться по направлениям, где есть ресурсы и ожидается наименьшее сопротивление.
Предполагается, что по мере роста населения при нехватке энергоресурсов и воды или произойдет огромной силы внутренний взрыв, или начнется неизбежное внешнее расширение.
Нетрудно догадаться, в каком именно направлении.
Политические цели в современном мире достигаются двумя путями.
Во-первых, подрывными действиями, «цветными революциями» внутри противостоящих стран, крупномасштабными информационными акциями.
Во-вторых, путем развязывания локальных войн и конфликтов, как это было сделано против Югославии, Ирака, Южной Осетии, Афганистана и как пытаются сделать это сейчас в Сирии и Иране.
Чтобы обезопасить себя от этого, Россия должна быть сильной прежде всего в экономическом и технологическом отношении.
Надо коренным образом менять экономический курс. Без этого невозможно осуществить никакие реформы, обеспечить национальную безопасность России и ее надежную оборону.
Главная задача экономического развития нашей страны определена президентом вполне обоснованно: избавиться от сырьевого уклона, не превращаться в сырьевой придаток Запада и Китая.
Основной упор в развитии должен быть сделан на модернизацию промышленности, сельского хозяйства.
В целом мы должны взять курс на инновационное технологическое развитие.
В этом наряду с возрождением всенародного патриотизма и заключается суть современной национальной идеи.
Противодействие современным многовекторным угрозам требует осуществления в государственном масштабе стратегии сдерживания. Речь идет о системе взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и других мер по обеспечению национальной безопасности.
В условиях всех этих перемен совершенно по-новому нужно взглянуть на проблемы внутренней безопасности.
Теперь эти проблемы уже нельзя сводить только к борьбе с уличными беспорядками и правонарушениями.
Главная и самая срочная задача государства и общества в новых условиях – обеспечить единство и сплоченность народов России, пресечь экстремизм и сепаратизм. Назрела необходимость создания полноценного министерства по делам национальностей, в которое войдут не чиновники, а мудрейшие и образованные люди.
Экстремизм нужно пресекать не только на улицах, а в его истоках. Дружба народов, сплочение их во главе с великим русским народом во имя защиты Отечества – важнейшие факторы, обеспечившие нашу победу в Великой Отечественной войне.
Надо сохранить это наследие.
И, конечно, важнейшим условием обеспечения надежной национальной безопасности страны является единство армии и народа.
В связи с наращиванием в международном противоборстве масштабов и эффективности невоенных средств воздействия, направленных на подрыв национальной безопасности, некоторые ученые и политики ставят вопрос о пересмотре сущности войны и фундаментальных основ науки о войне.
В частности, предлагается пересмотреть определение самого понятия «война», распространив его на любое международное противоборство, в том числе экономическими, информационными средствами.
Спецификой войны все же остается применение вооруженного насилия. Если экономическая борьба в мирное время осуществляется путем финансовых санкций, то во время войны важнейшие экономические центры подвергаются бомбовым и ракетным ударам.
В связи с возникновением новых, весьма опасных форм международного противоборства назрела срочная необходимость рассмотреть эти проблемы на специальной чрезвычайной конференции Генеральной Ассамблеи ООН и выработать дополнительные международные правовые нормы (решения), ограничивающие применение в мирное время так называемых невоенных средств насильственными способами.
Учитывая многовекторный и многообразный характер угроз России, ее армия и флот должны находиться в состоянии первоочередной готовности к выполнению боевых задач
в локальных войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях и мобилизационной готовности к региональным и крупномасштабным войнам.
Нет полной гарантии того, что войны за обладание основными ресурсами планеты удастся ограничить определенными рамками.
Если мы не хотим ошибиться в оценке назревающих геополитических угроз и определении характера оборонных задач, надо не исходить из навязываемых нам дезинформационных штампов, а трезво, объективно учитывать реально сложившиеся обстоятельства.
Стратегические ядерные силы, задача сохранения ядерного потенциала сегодня приобретают все большее значение.
Это связано с возрастанием информационных, кибернетических и других невоенных и военных угроз, а также с существенным ослаблением сил общего назначения России.
В рамках выполнения заключенного с США Договора о сокращении стратегических вооружений нам необходимо придавать первостепенное значение качественному совершенствованию стратегических ядерных сил и космических средств, всячески противодействовать созданию американской стратегической ПРО.
Следует активизировать деятельность по вовлечению в процесс сокращения и контроля сил других ядерных держав, в том числе Китая.
Положение усугубляется появлением высокоточного стратегического вооружения, способного вывести из строя наше ядерное оружие
в самом начале войны. В связи с этим необходимо срочно приступить к созданию своего высокоточного стратегического оружия и изыскивать пути преодоления ПРО противника.
В наше время нельзя полагаться на всякого рода соглашения и юридические обязательства о ненаправленности ПРО против России.
Нельзя забывать также о нарастающих угрозах геофизического и экологического характера, способных привести к катастрофам планетарного масштаба. Это обстоятельство также вынудит международное сообщество продолжать уделять внимание ракетно-космическим технологиям.
Военная угроза состоит также в ускоренном качественном развитии основных видов вооружения в ведущих странах мира, прежде всего информационных, беспилотных средств, робототехники, преобразующих всю систему боевого применения оружия и военного управления.
Сложную обстановку в зоне вооруженных столкновений создают широкое использование спецподразделений, террористических и так называемых частных военных формирований, миротворческих сил, манипулирование и насильственное вовлечение в конфликт населения. Приходится учитывать и решать не только оперативно-тактические, но и социально-политические, а иногда военно-дипломатические вопросы.
При современном характере вооруженной борьбы центр ее тяжести и основные усилия переносятся в воздушно-космическое пространство. Ведущие государства мира делают ставку на завоевание господства в воздухе и космосе путем проведения в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам по всей стране.
В ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в закон об «Об обороне».
Необходимость такого документа на высшем уровне наконец признана и его предстоит разрабатывать.
В российских условиях взаимоотношения между Вооруженными Силами и ОПК не могут строиться на упрощенных рыночных отношениях «производитель-потребитель (заказчик)».
Вместе с тем желательно не только предъявлять требования к вооружениям, но и всячески помогать промышленности.
Особенно тесным должно быть взаимодействие на этапах выработки оперативно-тактических требований, проведения научно-исследовательских и научно-конструкторских работ.
Существенное влияние на характер вооруженной борьбы окажут информационная, кибернетическая, радиоэлектронная, психологическая и другие так называемые невоенные формы и средства борьбы.
Уже в мирное время идет интенсивное массированное воздействие на людей и особенно военнослужащих.
Патриотическую работу в стране должен возглавить властный государственный орган.
Наряду с совершенствованием воспитательной работы в ВС необходимо совместно с государственными и общественными организациями в центре и на местах поднимать авторитет защитника Отечества.
Этот авторитет невозможно заменить никаким наращиванием в принципе очень нужной контрактной службы.
Веками и опытом всех войн доказано: контрактник за хорошие деньги в мирное время будет хорошо служить, но умирать за деньги он не будет".
|