Виктор Березка на vybor.ua
После развала СССР его фундаментальные ценности были отброшены, вопреки объективности и обоснованности. Переход к капитализму провозглашался как путь к демократическому, рыночному, правовому обществу. Однако выход народа в 1991 году «на свободу» не добавил ему благополучия. Безраздельный перевод всего и вся на принципы рынка, разграбление кучкой нуворишей общенародной собственности, наращивание ими «неправедного» богатства привели разобщенные народы к чудовищно несправедливой социальной дифференциации, к обнищанию основной массы населения. Взятый за образец правильного жизнеустройства западный образ жизни, под лозунгом отрицания «уравниловки», оправдывает бедность, придает ей законный характер. Понимание бедности как зла, как несправедливости можно временно терпеть, но нельзя принимать как норму жизни. Признать нищету ближних как норму жизни – значит отвергнуть напрочь бывшую культуру, традиции, менталитет.
И тогда мы вспоминаем, что существует такое понятие, как справедливость. Известно, что справедливость одна из важнейших проблем современности, которая выражает сложные диалектические процессы мирового развития в прошлом и настоящем. С нею связаны представления людей о будущем, их извечное стремление к совершенству общественных взаимоотношений. Вместе с представлениями о мире и труде, свободе и равенстве, братстве и счастье, справедливость входит в общую систему идеалов, которые наиболее полно выражают потребности людей.
Чаще всего мы используем словесную пару «социальная справедливость», как один из распространенных общественных идеалов. На наш взгляд, в содержание этой категории включены моменты равенства всех граждан перед законом, обеспечение гарантий жизнедеятельности человека и высокий уровень социальной защищенности.
В нашем видении социальная справедливость должна лежать в основе будущего общества. Оно представляет собой гражданское общество, в котором совокупность законодательно закрепленных норм, защищают конституционные права и свободы человека. В таком обществе установлен и поддерживается порядок жизнедеятельности, который способствует прогрессивному развитию. В нем распределение всех благ должно быть организовано с точки зрения наилучшего функционирования общества.
Одной из современных составных категории социальной справедливости является доктрина социального государства. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом конституция гарантирует предоставление гражданину в случае возникновения определенных жизненных проблем возможность предъявить требования к государству о действенной помощи. Государство в свою очередь обязано принять соответствующую «социальную программу» и обеспечить ее надлежащее выполнение. Социальное государство предусматривает материальное обеспечение и обслуживание граждан в старости, по болезни, при утрате трудоспособности, потере кормильца, а также семей, в которых есть дети. К сожалению, в Украине все это лишь в теории. Наша задача реализовать все на практике.
Нам видится главный принцип общества социальной справедливости в виде справедливой деятельности власти. Для этого она должна ставить справедливые и понятные людям цели, добиваясь их справедливыми гласными методами. Однако, сегодня мы имеем во многом обратную картину, так как нынешняя власть руководствуется крайне правой либеральной идеологией, которая уводит страну от справедливости, являясь чуждой подавляющему большинству украинцев и страны в целом.
В связи с этим, мы отстаиваем идею восстановления разрушенного после 1991 года хотя и далеко не совершенного, но общества социальной справедливости. Такое общество по своему содержанию многогранно. Это – равенство всех перед законом; возможность принятия участия в решении судеб своей страны на всех уровнях социальной организации; ответ на вопрос «что мы оставим будущим поколениям?»; справедливость по отношению к предкам; справедливость по отношению к природе и др.
Осуществление принципа социальной справедливости и вхождение его в тело общества социальной справедливости должно включать в себя: обеспечение работой каждого трудоспособного, достойную зарплату, социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т. д.
Эффективное взаимодействие активного гражданского общества с сильным и стабильным государством – важнейшее условие укрепления основ справедливого социума. Для преодоления острых социальных проблем общества, которое по-прежнему проходит структурно-трансформационный и посткризисный этап необходимо соединение справедливости, нравственности, духовности и культуры. Именно в развитии общества на принципах социальной справедливости будет способствовать прогрессу, укреплению института гражданского общества. Хотя мы не утописты, поэтому ставя знак равенства между людьми, мы понимаем природные особенности каждого человека.А так, как граждане изначально не равны по природным способностям и интересам, проблема социальной справедливости ставится в плоскости достижения справедливого неравенства.
В обществе социальной справедливости стабилизируются неустойчивые экономические, культурные и политические отношения, предоставляя всем людям и их формированиям, несмотря на их индивидуальные различия, адекватно равные доли или незначительно скорректированные индивидуально распределенные блага.
В обществе социальной справедливости значительно смягчается резкость существующих социально-экономических, политических противоречий и культурно-ценностных разрывов между богатыми и бедными, между всеми основными политическими и экономическими группами. Социальная справедливость зависит от наличия в обществе культуры справедливости, основой которой является готовность к компромиссу, партнерству и уважению социально-экономических прав человека. Это позволяет государственным органам совместно с гражданскими организациями добиваться согласованных решений по основным экономическим, политическим и социальным вопросам
Только справедливое общество может обеспечить социальные условия, достаточные для защиты социально уязвимых и опекаемых групп, для преодоления и смягчения возможных жизненных трудностей, возникающих в процессе жизни людей. В то же время, развитие социальной справедливости невозможно без укрепления духовно-нравственного потенциала основных социальных субъектов (политических партий, общественных движений, профсоюзов), поскольку именно активно действующие субъекты могут способствовать тому, что власти будут следовать процедурным нормам социальной справедливости в государственных органах. Надо только правильно распределить функции каждого из них.
В будущем обществе культурно-исторической основой социальной справедливости должны стать традиции общинности, коллективизма, семьи и соборности. Многие из этих традиций возникли в ходе исторического развития общинной культуры. Община в Украине способствовала развитию коллективизма. Считалось, что общинные интересы важнее и выше интересов отдельных людей. Общинный коллектив воспитывал гражданские ценности поиска согласия между социальными субъектами, ориентировал на проведение переговоров с целью нравственного убеждения сторон, прояснения позиций в ходе дискуссий и достижения консенсуса.
Восприятие гражданами общества как справедливого или несправедливого зависит от сознательного государственного конструирования и признания национальной идеологии справедливости. Идеология обеспечивает духовно-нравственные рамки эффективного адресного разрешения ключевых социальных проблем как со стороны государства, так и негосударственных сообществ, реализующих разнообразные инициативы. И понятно, что наиболее значимыми основаниями в идеологической оценке справедливости устройства общества являются факторы материального благополучия людей.
В обществе социальной справедливости должен действовать не только принцип справедливости, но одновременно существовать и идеология развития этого общества. Именно через национальную идеологию гражданами воспринимается социально-экономическая и политическая трансформация. Ныне в этом вопросе – кризис.
Причины кризиса в идеологии ныне состоят в нехватке социальной справедливости. Характерной особенностью современной политической жизни является рост идеологического нигилизма в общественном сознании. Идеология справедливости в соответствии с политикой социально ответственного и благополучного государства может такой нигилизм преодолеть. В этом случае социальная справедливость должна выступить как особая идеологическая форма отражения интересов и потребностей людей, объективных социально-экономических условий. Именно наличие идеологии справедливости позволит обществу ограничить институты государственного насилия, контроля и принуждения, воплощением которых выступают милиция, суды и тюрьмы.
Идеология справедливости представляет собой общественное явление, которое соединяет политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для формирования справедливого гражданского общества, в котором социальные ориентиры преобладают над его экономическим характером. Идеология справедливости позволит государственным органам совместно с гражданским обществом добиваться согласованных решений по основным и актуальным вопросам. Однако и сама такая идеология является продуктом отношений между политической элитой и обществом. Именно в нехватке справедливости в отношениях между ключевыми субъектами ныне заключается одна из главных причин, по которой до сих пор государственные власти не смогли оформить общенациональную идеологию и закрепить ее на законодательном уровне. Но это будет возможным по мере приближения к власти Движения «Украинский выбор».
|