Виктор АФАНАСЬЕВ на odnarodyna.org 04.06.2013
Политика «многовекторности» или, как характеризует её народная мудрость, – «ласкаве теля двох мамок ссе», наглядно продемонстрировала свою неэффективность. «Топтание на месте» у дверей ЕС продолжается, причем хозяева «европейского дома» под любыми предлогами не пускают Украину внутрь, но и не прогоняют её совсем.
Ворота в Таможенный и Евразийский союзы, напротив, открыты, но официальный Киев подходит к ним маленькими шажками, то и дело оглядываясь на запертое «парадное крыльцо» ЕС.
Как же объясняют отечественные политики и министры свои действия, каким образом официальный Киев видит своё место в мировой системе международных отношений сегодня?
По заявлениям вице-премьера Украины Юрия Бойко, сделанным им в марте этого года, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС – «это политическая вещь. Но за ней идут очень прагматичные и полезные для нашего государства вещи. Первое - это Соглашение о зоне свободной торговли, а это открытие рынка и большие возможности для того, чтобы наши товары шли в Европу. А во-вторых, что важно для людей, это Соглашение о безвизовом режиме» [1].
Другими словами, чиновник говорит об облегчении формальных процедур для украинского экспорта и более-менее свободной миграции рабочей силы. При этом, говоря объективно, приходится признать, что в сложившейся мировой структуре разделения труда и производства Украина имеет потенциально хорошие позиции на рынке продовольствия, вооружений. Пока ещё сравнительно высоким остаётся качество человеческого капитала в научной сфере при катастрофическом недофинансировании отрасли со стороны государства.
Если обратиться к практике ЕС, то открытие рынков еврозоны для отечественной сельхозпродукции есть не что иное, как привлекательный миф, ибо зарубежные фермеры получают неплохие государственные дотации для стимулирования сельхозпроизводства и его интенсификации. Этого, к сожалению, нельзя сказать о наших аграриях, которые, по сути, брошены правительством в водоворот рыночной стихии без каких-либо твёрдых гарантий. Таким образом, по конечной стоимости европейская сельхозпродукция выигрывает у украинской.
По данным Стокгольмского международного института исследований мира (СИПРИ), по итогам 2012 года Украина заняла 4 место в мире по объемам поставок вооружения [2]. Она оставила позади себя даже Германию, Францию и Великобританию. При этом, даже будучи фанатом евроинтеграции, наивно полагать, что объединённая Европа потерпит в своих рядах конкурентов производителям «Мистралей» и истребителей «Торнадо», получив серьёзные рычаги воздействия на украинский рынок.
И, кстати, следует учитывать принципиальный факт, что это высокое место на рынке вооружений Украина занимает лишь благодаря сохраняющейся кооперации по линии военно-технического сотрудничества с РФ.
Трудовую миграцию с востока в ЕС понимают преимущественно как средство заполнения вакансий, связанных с выполнением низкооплачиваемого тяжелого физического труда. Пример таких «новичков» ЕС, как Румыния, Болгария, Литва, Латвия, Эстония весьма красноречив. В частности, член ЕС Великобритания предлагает студентам восточноевропейских вузов работать летом, собирая клубнику за 4 фунта стерлингов в час (около 50 грн. – прим. автора) от зари до зари, вычитая затем из заработка стоимость проживания и питания.
День ото дня ухудшающаяся экономическая ситуация на Украине отнюдь не меняет сути европейского подхода к «остарбайтерам».
До сих пор европейцы на практике не признают украинских дипломов о высшем образовании. А слепое копирование европейского опыта в этой сфере привело к значительному падению качества образовательных услуг в стране. Директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук, комментируя итоги 2012 года в образовании, заявил, что система высшего образования Украины потерпела «болонское поражение». "Участие нашего государства в Болонском процессе, о котором так много говорили, оценена "двойкой" по пятибалльной шкале" [3].
Несмотря на эти факторы, однозначно «проевропейские» внешнеполитические ориентации правящей элиты Украины были неизменными вплоть до середины весны, когда постепенно в риторике представителей власти стали чаще и активнее упоминаться Таможенный и Евразийский союзы.
Так, в ответ на высказывание советника президента России Сергея Глазьева о том, что подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом закроет Киеву дверь в Таможенный союз, украинский вице-премьер Александр Вилкул заявил, что «мы выбираем европейскую интеграцию и дружбу с Россией... А это дебюрократизация, это инвестиционный климат, это культура, это наука" [4].
Более определенным в отношении сохранения «многовекторности» политики Киева можно считать заявление министра иностранных дел Украины Леонида Кожары, сделанное им накануне саммита в Астане: «Украина готова присоединиться ко всем соглашениям Таможенного союза, которые не противоречат обязательствам страны перед ЕС». При этом он подчеркнул, «что главная цель - не интеграция, а недопущение дезинтеграции, прежде всего в важных для Украины сферах, в том числе космической и авиастроении» [5].
Комментарий главы МИД, похоже, означает то, что в украинском правительстве понимают глубину катастрофы, которая может постичь отечественный ВПК и не один десяток отраслей в случае продолжения курса на ассоциирование с ЕС.
Срок действия Соглашения об ассоциации — 10 лет. Весь этот период («первой фазы сближения с ЕС») одна сторона (Евросоюз) будет наделена всеми правами, а удел другой (Украина) — выполнять обязанности [6].
При этом мы являемся свидетелями того, как уже на стадии переговорного процесса по подписанию ассоциации между Брюсселем и Киевом список обязанностей последнего перед ЕС неуклонно увеличивается. Более того, Евросоюз трактует правила по ходу игры, исходя из своих ситуативных интересов [7].
Значительное влияние на усиление евразийского вектора во внешней политике Украины будет играть состояние экономики страны, её промышленности и финансовой системы, благосостояние граждан. «Украина заинтересована в сотрудничестве с ТС, это наши исторические рынки, потерять мы их не можем себе позволить – это почти 40% товарооборота. Мы же не можем каждого второго сделать безработным из-за политических амбиций каких-либо сил, которым этого не хочется. Наоборот, необходимо донести объективные научные расчеты и факты, доказав обществу и мировому сообществу, что это взаимовыгодно», – утверждал в преддверии саммита в Астане правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян [8].
Сотрудничая с ЕС, украинское правительство, наряду с риторикой о европейской культуре, демократии и ценностях, пытается найти новые источники внешних заимствований. Так, когда замедлились темпы предоставления новых траншей от МВФ, первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов высказал мнение, что «выделение Евросоюзом 610 млн. евро должно стать весомым вкладом в поддержку стабильности украинской финансово-экономической системы» [9].
Подобные заимствования в ситуации сокращения объёмов производства и проблем с наполнением государственного бюджета в руках европейских политиков становятся достаточно серьёзным рычагом для давления на Украину, ибо от них во многом начинают зависеть социальные выплаты и политическая стабильность в государстве.
Это неплохой индикатор того, как грёзы о «европейскости» в виде «цивилизационного» выбора разбиваются о геополитические реалии и практику современного международного разделения труда.
Между тем накануне подписания Меморандума Украины со странами ТС полного понимания внешнеполитического евразийского курса в украинском руководстве не наблюдалось. Преобладала уверенность в том, что политику балансирования между Западом и Востоком можно продолжать и дальше.
Впрочем, основным негативным фактором, прямо влияющим на то, что нынешняя украинская власть не может игнорировать такое крупное объединение, как ТС является неудовлетворительное состояние украинской экономики.
Беспошлинная торговля и сотрудничество с Россией, Беларусью и Казахстаном на сегодняшний день является не просто пожеланием, а средством выживания около 8 тысяч предприятий Украины.
Однако намерения украинской элиты получить преференции для жизненно важных отраслей производства страны, продолжив в то же самое время движение на Запад, крайне губительно могут сказаться на экономике государства уже в ближайшей перспективе.
Подписание в Минске 31 мая Николаем Азаровым Меморандума об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией стало весьма символичным шагом.
Показательной выглядит реакция представителей ЕС на сам факт появления этого документа. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс подчеркнул, что Украина не вела консультации с ЕС по поводу подписания Меморандума с Таможенным союзом. «Нужно изучать документы... Если перейти черту в торговле с Таможенным союзом, то нельзя тогда подписывать договор с ЕС» [11] .
При этом, конечно же, прибалтийский дипломат поспешил оговориться, что европейцы не ставят под сомнение право Украины самим выбирать себе внешнеполитических партнеров.
Несмотря на то, что прозвучавшая оценка Меморандума со стороны страны-члена ЕС стала одной из первых, она вызвала озабоченность в украинском правительстве. И не в последнюю очередь тем, что Литва вторую половину 2013 года будет председательствовать в ЕС.
Л. Кожара поспешил успокоить своего литовского коллегу, заявив, что «бумаги, документы никогда не могут быть риском для чего-то. Важна суть. Меморандум имеет технический характер, в самих уставных документах Таможенного союза нет понятия, что такое наблюдатель» [12] .
В украинском руководстве опровергли тезис о том, что подписанный Меморандум может использоваться как средство шантажа ЕС в процессе подписания Соглашения об ассоциации. «Это абсолютно исключено. Нашу политику мы никоим образом не противопоставляем евразийским интеграционным образованиям», - сказал советник президента Украины – уполномоченный Украины по вопросам внешнеполитических и интеграционных процессов Константин Елисеев, добавив, что у Украины четко определен приоритет – это интеграция в Европу [13] .
С российской стороны постпред при ЕС Владимир Чижов подчеркнул, «что мы считаем неправильным заниматься перетягиванием каната по украинскому сюжету и ставить Киев перед какими-то дилеммами. Решать украинцам, их руководству, парламенту, общественному мнению» [14] .
Насколько далеко готова пойти Украина в сотрудничестве с ТС после подписания Минского меморандума?
В правительстве страны считают наиболее удачным примером те выгоды, которые получила от присоединения к ТС Беларусь. По словам руководителя рабочей группы по взаимодействию со странами ТС Юрия Бойко, «Беларусь опережает Украину по ВВП на душу населения. Не имея ни газа, ни нефти. В Беларуси мне показали цифры, свидетельствующие о том, что у них произошел рост всех показателей после вступления в Таможенный союз» [15] .
После заключения Меморандума представители Украины смогут присутствовать на всех открытых заседаниях ТС, знакомиться с подготовкой документов. Судя по всему, желание наблюдать переговорный процесс в рамках заседаний ТС изнутри вызвано намерением Украины прояснить для себя не плюсы, а, прежде всего, минусы взаимодействия трех стран. Как долго Украина планирует работать в таком формате?
По мнению российского политолога Александра Дугина, времени на размышление у официального Киева осталось совсем немного: «Дело в том, что попытки играть в двух направлениях, шантажировать Запад возможным сближением с Россией и заигрывать с Россией, шантажируя возможным сближением с Западом, эта политика себя исчерпала. Украине необходимо принять решение. В Евросоюз эту страну не возьмут никогда, это исключено» [16] .
В самом ЕС до сих пор не понимают (делают вид, что не понимают), какой именно статус получила Украина по результатам подписания Меморандума. Глава представительства Евросоюза в Киеве Ян Томбинский заявил в четверг, что если статус наблюдателя в Таможенном союзе не будет предусматривать делегирование суверенных прав, это не будет противоречить евроинтеграции Украины [17] .
В сообщениях СМИ по итогам минской встречи 31 мая действительно присутствовала некоторая путаница. Украинские представители, согласно Меморандуму, имеют теперь право по приглашению присутствовать на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета, Совета Евразийской экономической комиссии и Коллегии ЕЭК. Страны ТС в то же время заявили о своей поддержке получения Украиной статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Статус наблюдателя должен быть прописан в документах и утвержден в октябре на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Следует заметить, что в Меморандуме указано на то, что Украина должна «воздерживаться от действий, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства» [18] .
Что касается мотивов Беларуси и Казахстана, наряду с Россией подписавших Заявление об участии Украины в евразийском интеграционном процессе [19] , то свою версию на этот счёт представил украинский политолог Владимир Фесенко. По его словам, «им нужен союзник, потому что тяжело вдвоем противостоять амбициям российского тяжеловеса внутри Таможенного союза» [20] .
На наш взгляд, при анализе мотивации не стоит акцентировать внимание на противоречиях внутри ТС, а вспомнить о том, что именно казахстанский президент в свое время выступил с идеей евразийской интеграции, поэтому у него нет оснований считать себя «легковесным» в данном межгосударственном объединении. Динамично развивающаяся промышленная Белоруссия также не испытывает комплекс «младшего брата», поскольку является важным и неотъемлемым звеном ТС.
С российской стороны приветствовали решение Украины по подписанию Меморандума. Вместе с тем официальному Киеву был дан знак о том, что останавливаться на достигнутом нельзя. «Мы исходим из того, что, поскольку договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в этот союз. Потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наше интеграционное объединение», – пояснил заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев [21] .
Время для половинчатых решений и политики лавирования сегодня действительно проходит. Несмотря на то, что ТС представляет собой сравнительно молодую международную организацию, им уже наработан достаточно интересный опыт взаимодействия. Поэтому подписание Украиной Меморандума с Евразийской экономической комиссией не должно стать исключительно символичным действием. Это особо подчеркнул премьер России. По мнению Дмитрия Медведева, «это первый шаг, важный шаг, нужный шаг. И мы ему очень рады. Но он может стать и последним шагом, если ничего не делать» [22] .
Политическая элита Украины и после подписания Меморандума с ЕЭК останется верной политическому курсу «многовекторности», рассчитывая извлекать сиюминутные политические дивиденды из своего положения между ЕС и ТС. На это прямо указывает риторика представителей украинского руководства.
Но такое положение не может быть долговременным, поскольку приведёт к сползанию страны в «серую зону неопределенности». Валерий Мунтиян, например, заявлял, что Кабинет министров до 1 июля намерен подготовить предложения главе государства: «До 1 июля мы доложим главе государства окончательные подсчеты и прогнозы относительно интеграции Украины в ТС, потом передадим эти подсчеты российской стороне» [23] .
Изменят ли «окончательные подсчеты» те показатели, которыми располагает В. Мунтиян сейчас: «По нашим подсчетам, экономический эффект от интеграции Украины в Таможенный союз (ТС) однозначен. Украине требуется глубокая интеграция в ТС. Если Украина будет членом ТС, то по 38 основным отраслям у нас ожидается рост валового выпуска до 3 процентов ежегодно»?
Если позиция и после этого не изменится, то государство, находясь в «серой зоне неопределенности», получает категорию «буферного», то есть прикрывающего собой развитые страны от нелегальной миграции и наркотрафика.
Экономические трудности, спад производства, сложности с выплатой зарплат бюджетникам, пенсий и пособий, массовые отпуска «за свой счет», пик которых может прийтись на осень 2013 – первое полугодие 2014 года, – все это не сюжет фантастического фильма, а вполне реальное ближайшее будущее страны.
Реальность может измениться в том случае, если действующая власть Украины примет политически сложное для неё, но спасительное для государства решение о дальнейшем развитии отношений с Таможенным союзом и последующем вступлением в Евразийский экономический союз, сначала получив статус наблюдателя при нем.
* * *
А Европейский союз уже затребовал письменных объяснений об отношениях Украины с Евразийским экономическим советом…
[1] http://www.segodnya.ua/politics/pnews/Vlast-gotova-na-vse-chtoby-poluchit-associaciyu-s-ES-Boyko.html
[2] http://investigator.org.ua/news/77640/
[3] http://izvestia.kiev.ua/ru/news/16146
[4] http://finance.bigmir.net/news/economics/33284-Ykraina-smojet-sotrydnichat-kak-s-ES-tak-i-s-Rossiei---Vilkyl
[5] http://www.epravda.com.ua/rus/news/2013/05/27/376935/
[6] http://2000.net.ua/2000/forum/puls/90602
[7] http://www.rbc.ua/rus/news/politics/evrosoyuz-traktuet-pravila-po-hodu-igry-ishodya-iz-svoih-31052013112500
[8] http://rian.com.ua/analytics/20130521/337553316.html
[9] http://obozrevatel.com/politics/34896-arbuzov-prizval-es-podderzhat-ukrainu-finansirovaniem.htm
[11] http://lb.ua/news/2013/05/31/203119_es_izuchit_podpisal_azarov.html
[12] http://www.unian.net/news/574447-kojara-memorandum-s-ts-ne-nosit-yuridicheskiy-obyazatelnyiy-harakter.html
[13] http://obozrevatel.com/politics/79231-ukraina-soobschala-es-o-svoih-planah-stat-nablyudatelem-v-ts-eliseev.htm
[14] http://newskaz.ru/politics/20130531/5154329.html
[15] http://gazeta.zn.ua/macrolevel/o-ts-o-es-i-sovrazhestve-partnerov-_.html
[16] http://www.aif.ru/money/article/63668
[17] http://odnarodyna.org/content/posol-es-nazval-usloviya-evrointegracii-ukrainy-pri-nalichii-statusa-v-ts
[18] http://odnarodyna.org/node/13952
[19] http://odnarodyna.org/node/13951
[20] http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/ukraina/1665837.html#ixzz2UtOFqzxw
[21] http://www.vz.ru/economy/2013/5/29/634856.html
[22] http://ru.golos.ua/politika/13_05_31_medvedev_nadeetsya_chto_ukraina_ne_budet_delat_shagov_protivorechaschih_int
[23] http://www.unn.com.ua/ru/news/1216492-do-1-lipnya-budut-pidgotovleni-ostatochni-pidrakhunki-schodo-integratsiyi-v-ms-v-muntiyan
|