Полина Лаврентьева на www.odnako.org 07 июня 2013
Совещание об итогах 2012-2013 учебного года и модернизации региональных систем общего образования прошло вчера в Кремле. На повестке дня ─ вопросы по материальному оснащению школ и внедрению новых образовательных программ. Также затронуты проблемы введения новой школьной формы, повышения зарплат учителей и новых стандартов преподавания. Кроме того, президент России Владимир Путин затронул неприятную ситуацию с ЕГЭ, попросив Минобрнауки после окончания единых госэкзаменов предложить пути её разрешения.
«Сейчас выпускники школ сдают единый госэкзамен. Считаю, что пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему, но в дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, прошу министерство образования вновь вернуться к этому вопросу».
Несмотря на то, что ЕГЭ в этом году стало поводом для нескольких достаточно шумных дискуссий в прессе [1] и на высшем уровне, в частности, коснувшихся появления вариантов заданий в интернете, Дмитрий Ливанов заявил, что ничего страшного в этом нет и что отклонений от регулярной процедуры и от объективности не произошло.
Заявлению министра противоречат слова вице-премьера правительства Ольги Голодец, которая заявила в интервью, что в отношении виновных в преступлениях, связанных с ЕГЭ, будет проведено самое серьезное разбирательство.
Впрочем, Вячеслав Никонов, председатель комитета ГД по образованию, в беседе с «Однако» сказал о том, что он тоже не видит большой проблемы в том, что задания по ЕГЭ попадают в интернет.
— Систему ЕГЭ следует изменить так, чтобы у детей был стимул учиться по тем предметам, по которым они его сдают. Также нужно, чтобы они учились грамотно говорить и писать. Для того, чтобы заставить детей подтянуться по всем предметам, надо возвращать средний балл аттестата и учитывать его при приёме в высшее учебное заведение. Думаю, также стоит ввести устный компонент в экзамен по языкам и отдельно предоставить выбор: либо ЕГЭ, либо сочинение, причём это сочинение должно быть именно по русской литературе, а не на свободную тему.
Я считаю, что нет ничего катастрофического в том, что задания по ЕГЭ попадают в интернет, потому что по каждому экзамену готовится около 5 тысяч вариантов заданий, то есть на каждый часовой пояс их приходится где-то порядка 100 штук. Если даже где-то и происходит утечка какого-то варианта, это не имеет никакого отношения к другим регионам и может носить характер только локального значения. Тем более совершено невозможно определить, является ли утечка подлинной или фальшивой.
Однако основным предметом обсуждения на совещании стало будущее отечественной школьной системы. В частности, президент озабочен по-прежнему слабым материальным оснащением средних учебных заведений, хотя за последние три года на образование было потрачено 120 млрд руб., а в бюджете текущего года заложено 40 млрд.
В этой связи Путин потребовал объяснений у министра образования и науки Дмитрия Ливанова.
«Понятно, что накопилось проблем много, тысячи школ ещё с советских времён не имели элементарных удобств, но мы с вами выделяем серьёзные деньги и из федерального, и регионального бюджетов. И убеждён, результат мог бы быть и более весомым, более заметным. Просил бы прокомментировать ситуацию и министра, и коллег из регионов, которые сегодня с нами вместе — что необходимо сделать, чтобы повысить эффективность работы по укреплению материальной базы школ».
Не менее важным вопросом является внедрение с сентября 2013 года новых стандартов [2] преподавания математики и русского языка и разработка новых образовательных программ. Дмитрий Ливанов отметил, что в этой связи необходимо предоставить учителям возможность пройти соответствующую переподготовку.
Президент поручил Минобрнауки начать разработку новых образовательных программ.
«Сегодня и родителям учеников, и учителям зачастую непонятно, что именно войдёт в тот или иной предмет, какова методика его преподавания. Федеральные органы иногда замалчивают, попросту молчат по этому поводу. Прошу Минобрнауки вместе с учителями-предметниками вплотную заняться содержанием примерных школьных программ».
По его словам, следует найти необходимый баланс между обязательными дисциплинами и предметами по выбору. [3] Также президент упомянул, что, хотя ученики должны иметь возможность выбора предметов, но и государство должно вести осознанную политику исходя из интересов государства. По мысли Путина, акцент должен быть на изучении точных наук.
По словам Олега Сергеева, специалиста Всероссийского фонда образования, новый образовательный стандарт оставляет желать лучшего, а программы, которые пишутся по этому стандарту, профанируют образование:
— Образовательные стандарты по форме у нас совершенно не соответствуют как международным стандартам, так и тем законам об образовании, которые у нас сейчас есть. Стандарт всего лишь определяет конечный итог образования. Во всём мире сейчас образовательный стандарт — это прежде всего та технология, которую необходимо соблюсти, чтобы получить результат. У нас получается наоборот. Если говорить про математику, то я сейчас как раз пытаюсь выполнить приказ президента о повышении математического образования. И я понимаю, что никто его не поднимет.
Вот что получается с образовательным стандартом по математике — там говорится, что учащиеся должны обладать навыками математического моделирования. Я в своё время занимался разработкой математических моделей, я могу сказать, что это большой труд. И я не понимаю, что нужно сделать, чтобы ученик старших классов мог это делать. Да и надо ли этого добиваться? Этот вопрос наши стандарты не рассматривают.
Также в результирующем стандарте говорится, что ученик должен обладать умением принятия стратегических решений. Я чувствую, что люди, которые писали эти стандарты, сами не представляют, что это такое. Ведь для принятия решения требуется воля, а это уже элемент воспитания.
То есть, если новые стандарты перекладывать в программы, то программа по математике точно будет совершенно формальной, потому что для реализации такого стандарта потребуется несколько академий наук. Кто, Ливанов этим будет заниматься? Это профанация уже получается.
Также на мероприятии обсуждалась проблема повышения и индексации зарплат учителей. Ливанов заявил, что зарплаты школьных преподавателей будут доведены до среднего уровня по экономике в большей части регионов уже в 2013 году. Как рассказал министр, в первом квартале года этот уровень был достигнут в 52 регионах, а ещё в 25 — достиг 90-процентного порога. Средняя зарплата школьного учителя по итогам первого квартала текущего года составила 26 тыс. 300 руб., рост при этом составил 26%. Глава государства заявил на это, что расчёт зарплат должен быть абсолютно прозрачным и понятным, исключающим любые возможности для махинаций.
Важной темой является и рост числа школ, работающих в 2 или даже в 3 смены, что, несомненно, снижает качество получаемого образования. Была констатирована необходимость постройки новых школьных зданий.
Ссылки
[1] – | И снова ЕГЭ.. - Михаил Богданов
http://www.odnako.org/blogs/show_26045/
|
[2] – | Развиртуализация государства - - Журнал "Однако" номер # 03 (67) | # 03 (67)::Развиртуализация государства
http://www.odnako.org/magazine/material/show_9569/
|
[3] – | Эффективность образования... Кого должна выпускать школа - Андрей Белинский
http://www.odnako.org/blogs/show_20824/
|
|