О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со Спецпредставителем по Сирии Л.Брахими
1672-04-09-2013
4 сентября состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со Специальным представителем по Сирии Л.Брахими по его инициативе.
Обсуждалась ситуация вокруг Сирии в контексте возможной военной акции США против САР.
С.В.Лавров акцентировал неприемлемость применения силы против суверенного государства в обход СБ ООН, что является грубым нарушением международного права.
4 сентября 2013 года
Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно возможной силовой акции США против Сирии
1673-04-09-2013
Из США продолжают поступать тревожные сигналы о скором военном вмешательстве в сирийский конфликт без санкции на это со стороны Совета Безопасности ООН. Как и прежде, считаем такую позицию в корне противоречащей международному праву и потому неприемлемой.
Реакция международного сообщества и отдельных государств на применение химического оружия должна вписываться в строгие правовые рамки. При этом любая реакция должна быть подкреплена результатами тщательного независимого расследования.
Сирия не участвует в Конвенции о запрещении химического оружия 1993 г. Тем не менее, эта страна связана запретом на применение химоружия в соответствии с Женевским Протоколом о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. Его несоблюдение, если таковое будет доказано, может квалифицироваться как нарушение действующего международного права. Однако планируемый ответ США на выдвигаемые гипотезы о нарушении Протокола со стороны Сирии сам по себе является грубым попранием принципов и норм современного миропорядка, основанных на Уставе ООН, формой запрещенных международным правом вооруженных репрессалий.
Применение силы в международном праве допустимо только в двух случаях: при задействовании права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН либо на основании резолюции СБ ООН, принятой по главе VII Устава.
Правительство Б.Асада неоднократно категорически исключало возможность применения химоружия против собственного народа, а также заверяло международное сообщество в приверженности обязательствам по Протоколу 1925 г. Сирия присоединилась к этому документу без каких-либо оговорок по существу. А США при его ратификации зарезервировали право применять отравляющие вещества против «любого вражеского государства или его союзников», которые допустят нарушение положений Протокола.
На Западе заметен острый дефицит идей в стремлении создать видимость правомерности применения силы против Сирии. Наблюдается, в частности, попытка «подтянуть» ситуацию под концепцию «ответственности по защите». Однако даже если встать на позицию применимости данной концепции к сирийским событиям, вооруженное вмешательство в ее рамках может быть осуществлено только с санкции СБ ООН (п. 139 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г.). А попытки реанимировать не нашедшую международного признания пресловутую концепцию «гуманитарного вмешательства» и вовсе вызывают недоумение.
Убеждены, что возможная вооруженная акция против Сирии без санкции СБ ООН будет иметь все признаки агрессии.
4 сентября 2013 года
Заявление официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с возможными последствиями силовой акции против Сирии для ядерной безопасности и ядерного нераспространения
1674-04-09-2013
В свете обострения ситуации вокруг Сирии особую тревогу вызывает вероятность того, что силовая акция против этой страны может затронуть чувствительные с точки зрения ядерной безопасности и ядерного нераспространения объекты.
Так, в случае преднамеренного или непреднамеренного попадания боевого заряда в находящийся под Дамаском миниатюрный реактор-источник нейтронов (МРИН) последствия могут оказаться катастрофическими: вероятное заражение прилегающих территорий высокообогащенным ураном и продуктами распада, а также фактическая невозможность обеспечить последующий учет, контроль и сохранность находящегося на данном объекте ядерного материала.
В целях предотвращения развития событий по негативному сценарию настоятельно призываем Секретариат МАГАТЭ оперативно отреагировать на складывающуюся ситуацию и представить государствам-членам анализ рисков, связанных с предполагаемыми американскими ударами по МРИН и другим объектам в Сирии.
4 сентября 2013 года
Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией вокруг расследований применения химического оружия в Сирии
1676-04-09-2013
Обращаем внимание на массированный. вброс в информационное пространство разного рода материалов, призванных – еще до появления результатов ооновского расследования - возложить ответственность за возможное применение химического оружия в Сирии на официальный Дамаск. Тем самым «готовится почва» для силовой акции против него. С учетом этого считаем возможным поделиться основными выводами российского анализа проб, изъятых с места инцидента с применением боевых отравляющих веществ в пригороде Алеппо - Хан аль-Асале.
Напомним, что эта трагедия, в результате которой погибли 26 гражданских лиц и военнослужащих сирийской армии и еще 86 человек получили поражения различной степени, произошла 19 марта с.г. Результаты анализа проб, проведенного по просьбе сирийских властей российской лабораторией, сертифицированной Организацией по запрещению химического оружия, 9 июля были переданы Генеральному секретарю ООН в связи с обращением властей Сирии к последнему на предмет проведения независимого расследования данного эпизода. Основные выводы российских специалистов состоят в следующем:
- примененный боеприпас не являлся штатным боеприпасом сирийской армии и был изготовлен кустарным способом по типу и параметрам реактивных неуправляемых снарядов, производимых на севере Сирии так называемой бригадой «Башаир Ан-Наср»;
- для подрыва боеприпаса в качестве разрывного заряда был использован гексоген, который в штатных химических боеприпасах не применяется;
- в пробах с боеприпаса и в образцах грунта обнаружены синтезированное не в промышленных условиях вещество нервно-паралитического действия зарин и диизопропилфторфосфат, который в годы Второй мировой войны использовался западными странами для целей химического оружия.
Подчеркнем, что российский доклад предельно конкретен. Он представляет собой научно-технический документ объемом около 100 страниц с многочисленными таблицами и диаграммами спектрального анализа проб. Рассчитываем, что он существенно поможет расследованию данного инцидента по линии ООН. К сожалению, оно до сих пор по сути так и не началось.
Внимание тех, кто стремится заведомо и всегда возлагать всю ответственность за происходящее на официальные власти САР, целиком переключилось на события в Восточной Гуте. Но и там – «избирательность с изъяном». Налицо попытки, в частности, предать забвению представленные официальным Дамаском в ООН данные о случаях поражения отравляющими веществами военнослужащих сирийской армии 22, 24 и 25 августа при обнаружении в пригороде сирийской столицы материалов, оборудования и емкостей со следами зарина. Как известно, состояние пострадавших военнослужащих было освидетельствовано членами группы экспертов ООН во главе с О.Сельстремом. Очевидно, что любое объективное расследование инцидента 21 августа в Восточной Гуте невозможно без учета и этих обстоятельств.
С учетом вышеизложенного приветствуем заявление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о том, что группа О.Сельстрема намерена в ближайшее время возвратиться в Сирию для продолжения работы, в том числе в районе Хан аль-Асаля.
4 сентября 2013 года
|