Yury Petrapavlovsky, "Post Globalization Initiative" – "Инициатива Постглобализация" – pglobal.ru
Видеоканал Постглобализация
Я думаю, что организаторы контрсаммита в Санкт-Петербурге, имеющие уже многолетний опыт организации и участия в подобных событиях, сформулировали своё видение задач конкретно петербургского контрсаммита задолго до публичного объявления о сроках его проведения. Не думаю, что было бы правильно мне, новому участнику сообщества, переоценивать ранее обозначенные цели, поэтому выскажу только некоторые соображения. Возможно, они будут небесполезны именно в силу того, что это взгляд скорее извне. К тому же это взгляд с точки зрения не столько экспертной и научной, как у большинства, насколько я могу судить, участников инициативы Постглобализация, сколько с точки зрения «полевого политического игрока» на протяжении последних двадцати лет.
Я думаю, что Контрсаммит может по крайней мер заявить о возможности смены цивилизационной парадигмы современности и возможности не только активистского противостояния неолиберальному голобализму (или глобальному неолиберализму) в формах «прямого действия», но и выдвижения системной концептуальной альтернативы на уровне идеологии, культуры, механизмов политического участия и социоэкономической организации. Перечисляю эти уровни именно в таком порядке, поскольку конкурентоспособная альтернатива глобализму и неолиберализму может и должна быть столь же системной и фундаментальной, как и сама идеология неолиберализма, охватывающая все области сознания людей, и человеческой деятельности – от аксиологии ценностей и убеждений до механизмов функционирования мирового финансового рынка и налоговой политики. Нынешние неолиберальные претенденты в последователи Адама Смита имеют весьма мало общего с его моральным наследием, оформленным в почти полностью забытой книге Смита «Теория нравственных чувств», их идеология и особенно практика совершенно исключают именно фундаментальную, по мнению Смита, роль способности к человеческой симпатии, сочувствию и сопереживанию как основы общественной жизни. Однако сила неолиберализма заключена именно в разработанности и системности внедрения и навязывания, буквально программирования взгляда на человеческую жизнь как на рациональную, то есть расчётливую, деятельность стремящегося к выгоде и только к выгоде массового «экономического человека». Теоретическая абстракция Смита – не более чем редуцированная модель одного из аспектов человеческой деятельности – навязывается миру как единственная и универсальная форма образа жизни, мышления и мировосприятия.
Я думаю, и даже уверен, что без смены этой цивилизационной парадигмы ценностного, фактически религиозного, уровня никакие паллиативные изменения структуры или процедурных схем действий существующих институций, включая проклинаемые МВФ, Всемирный банк, Госдеп и ФРС США, Еврокомиссию и Совет Евросоюза, не могут привести ни к каким существенным переменам ни в глобальной политике, включая международную, ни в социоэкономике, ни в культуре. На основании моего девятилетнего опыта работы помощником депутата Европарламента я могу утверждать, что существующие процедуры формирования так называемых институций представительской демократии – это точнее, чем «представительная демократия» – практически исключают эффективную представленность того большинства европейцев, которое якобы представляют эти политические организации. Об интересах языковых, этнических, культурных и социальных меньшинств тем более нет смысла говорить. Последний яркий пример того, что даже мнение большинства населения страны в Евросоюзе часто ничего не значит – утверждение в июле этого года и Еврокомиссией, и Европарламентом, и Советом Евросоюза решения о присоединении Латвии к зоне евро в 2014 году. Это произойдёт несмотря на то, что по всем опросам общественного мнения не более 9 процентов латвийцев однозначно поддерживают переход на евро в наступающем году, ещё 29% допускают приемлемость такого перехода, а 58% населения против перехода на евро вообще или в этот срок.
Интересы банков, корпораций и еврократии снова прежде всего.
Я могу компетентно говорить лишь о том, что я хорошо знаю – о ситуации в Евросоюзе. В Европе отчуждение рядовых людей от политических институций и их недоверие ко всем формам якобы участия и представительства находятся, по данным всех исследований, на критически низком уровне.
Симуляция, манипуляция и профанация представленности и представительства, начиная с Европарламента и особенно – Еврокомиссии и бесчисленной, как саранча, экспертократии и кончая фикцией участия в управлении миллионов миноритарных акционеров транснациональных корпораций и пенсионных фондов – причины этого отчуждения и неверия. Практически неограниченная власть управленцев всех уровней соответствуют и непостижимой для неспециалистов сложности современного мира, и манипулятивным отношениям отлично организованных закрытых групп и «одинокой толпы», как точно выразился ещё в 1950 году Дэвид Рисмен, «экономических людей».
Я надеюсь, что участники Контрсаммита смогут сделать хотя бы первые шаги к оформлению именно системной ценностной и в то же время технологически продуманной альтернативы существующему мировому порядку, а не ограничатся попытками технически подправить то, что порочно по своей природе.
Это чрезвычайно сложная задача, но глобальное торжество спекулятивно-финансовой формы капитализма было бы невозможно без мировоззренческих концепций Мартина Лютера и Жана Кальвина, без постулата об успехе как о критерии ценности человека, без догмы о предопределении избранных к успеху и процветанию, а всех прочих – к уничтожению и смерти. Именно это мировосприятие пронизывает и идеологические услуги основоположника монетаризма Милтона Фридмана режиму генерала Пиночета, и действия нынешнего приверженца социально ответственного американского государства и солидарности Джеффри Сакса в качестве идеолога и руководителя «шоковой терапии» в Польше и в России – ударной денационализации и приватизации, то есть разрушения промышленности и всей экономики этих стран.
Противопоставить этой целостной и продуманной идеологической и идеократической системе можно только столь же фундаментальную систему ценностей, в пределах которой возможно переформатирование технической и технологической структуры мирового сообщества. Ни мелкие, ни крупные технические полумеры не изменят разрушительную природу спекулятивно-финансового глобализма.
|