Оригинал chipstone.livejournal.com 09.10.2013 11:04
В современных представлениях о Ведической Вере славян очень много путаницы. Наверное, иначе и быть не может, ведь за столько веков забвения и гонений реальные знания практически утеряны. А если что и осталось, то ушло настолько глубоко от поверхности информационного поля, что покажется только тогда, когда настанет истинный час возрождения Веры. Вторая проблема в том, что даже имеющиеся источники сохранились уже не с Ведических, а с языческих времен, когда наиболее важная глубинная суть Знания стала доступна единицам, а остальные активно подменяли содержание внешними атрибутами и формами. То, что на Руси прекрасно понимали Триединое начало нашего мира хорошо известно. Фактически даже Библейская Троица есть ни что иное, как отражение этого древнего Знания. Именовалось это Триединство разными способами. В индийской ведической традиции это Тримурти – Верховное божество Брахма – Вишну – Шива, в библейской, как уже сказано, Троица – Отец – Сын -Дух Святый.
В русской ведической традиции это Триглав. А вот дальше начинается проблема. Из кого состоит Верховный Триглав, из каких Имен Рода Божьего? Есть множество вариантов, ни один из которых, увы. не вызывает доверия, напротив, оставляет чувтсво недосказанности и неполноценности. Вообще на Руси понятие Триглав использовалось для выражения триединства мира на совершенно разных уровнях, а потому именных Триглавов. Больших и малых было великое множество, и все они истинны, если применимы по отношению к конкретному случаю. Но вот с самым главным, верховным Триглавом засада. Наиболее часто в качестве такового называется небезызвестный Дид – Дуб – Сноп, полным аналогом которого считают Триглав Сварог – Перун – Велес, иногда его подменяют Триглавом Род – Сварог – Перун. Но, как уже сказано, в отношении каждого из них есть свои сомнения и соображения. Не в плане того, что таковых не было или они ложные, а в смысле того, что именно они (один из них) являются Верховным.
И вот почему. Нижеследующий текст не является утверждением, а лишь попыткой разобраться в вопросе.
Вообще-то я попытался представить себе полный аналог индийского Тримурти Брахма – Вишну – Шива. Первый отвечает за Творение, второй за поддержание (управление) сотворенным, третий выступает в амплуа Разрушителя. И здесь есть особенности. Этот Тримурти явно соответствует уровню нашей Вселенной, то есть все вместе они представляют собой нашего Творца-Демиурга.
Скажем, славянский Триглав Дид – Дуб – Сноп вполне может и претендует на роль Верховного. Но если его осмыслить, то очевидно, что уровень этого Триглава вообще запределен, он не принадлежит нашему Мирозданию, он относится ко всему единому творению Всевышнего. Дид – Всевышний, Дуб – Древо миров-вселенных, сотворенных Всевышним и одновременно символ поддержания некой формы Творения, Сноп – символ разрушения, срезания плода в момент его созревания, символ исчерпания Творения и его сворачивания после исполнения роли. То есть фактически то же самое Творение-Поддержание-Разрушение, только качественным уровнем выше. Кстати, то, что в индийской традиции аналога такового нет, косвенно говорит о производном характере индийских Вед от Арийских, Северных.
Спускаясь на уровень ниже, в нашу Вселенную автоматически хочешь увидеть уже полный аналог индийского Тримурти. И вот тут-то и возникает проблема. Ни один из приведенных вариантов Триглава этому уровню не соответствует. И в первую очередь по причине нарушения уровней Богов. На поверхности любой ведический или языческий пантеон всегда выглядит одинаково. Какие-либо Боги, соединяясь с Богинями, рождают новых Богов. Что это означает, если отбросить образность. Некая Единая Сила во взаимодействии с другой Силой рождает новую, третью Силу. Например, стихия Земли и Воздуха порождают стихию Льда, Воздух и Вода порождают Туман, и так далее. Принцип формирования Триглава всегда один и тот же. Единый (неразделенный на мужское и женское начало) Творец и две его производных Силы. Одна отвечающая за поддержание Творения, вторая за Разрушения. То есть принцип построения Триглава треугольник 1 - 2 (одна вершина вверху и две в основании на одном уровне). Если мы посмотрим с этих позиций на Триглав Род – Сварог – Перун, то хотя информация, которой мы обладаем о характере этих Именных божественных сил и позволяет нам поделить их условно по ролям (Род –Творение, Сварог – Поддержание, Перун – Разрушение), но сами они в пантеоне являются Дедом – Отцом – Сыном. И Перун не является по своей сути разрушителем, хоть и воин. Условно – Род сотворил мир и поставил своего сына Сварога над ним царствовать (управлять и поддерживать). Тот в свою очередь родил Сына – Перуна-воина для защиты Творения от внешних угроз. То есть хоть Перун и воитель, но функция его не разрушающая, а охраняющая, одна из функций поддержания Творения.
Рассмотрим второй Триглав: Сварог – Перун – Велес. Здесь вроде бы прямого нарушения ролей нет. Сварог выступает в роли Творца, Перун – защитника, поддерживающего Творение, а Велес – Разрушитель. Вот только сам Триглав выглядит перевернутым треугольником, основание которого вверху, а единственная вершина внизу. Сварог и Велес являются братьями по отцу – Роду, а Перун – сын Сварога.
Все вышеизложенное приводит меня к мысли, что истинным Верховным Триглавом в нашем Мироздании должен быть Род – Сварог – Велес. Творение – Поддержание – Разрушение. И структура Триглава и роли богов находятся на своих местах. Более того, сами имена этих Богов намекают нам на эти роли.
Р-О-Д означает Дух Всевышнего Творящий;
С-В-А-Р-О-Г – Сущее, воплощенное в материи Духом Всевышнего движущееся;
ВЕЛ-Е-С – Веление Единого Сущего.
Последнее хочется немного пояснить. Именно с ролью Велеса больше всего возникает вопросов, пожалуй, нет ни одного другого бога в Роду Божьем, отношение к которому было бы столь различным от одной крайности до другой, а ему самому приписывались бы одновременные роли противоположного толка. Например, в христианстве именно Велес стал прообразом Дьявола и демона Вельзевула. А в ветхозаветной истории он одновременно исполняет роли Баала и его оппонента Яхве. А уж его ипостась Бога-разрушителя вообще вызывает по отношению к нему священный ужас и трепет.
Недавно на Самиздате в комментах к АИ-ПШ мне был задан вопрос, почему именно Велеса я сделал героем книги, а не выбрал, скажем, РА или того же Сварога. Объяснение очень простое. Велес это тот, кто дал нам всем жизнь, именно он сотворил живую природу и человечество. И сделал он все это всего лишь одним инструментом. Велес – Бог времени. А именно время и способность его ощущать рождает из статики процессы, именно время является идеальным разрушителем старого отжившего и высвобождает энергию для творения нового. Ну и помимо прочего именно Велес отвечает на нашу нынешнюю цивилизацию, это именно его знак шестиконечная звезда, известная под именем «звезды Давида». Два перекрещенных треугольника, символизирующих свободу выбора, один из которых указывает в небеса, а второй в бездну. И именно его жена богиня Кали на сломе эпох явится уничтожать весь тот бардак, который творится сегодня на нашей планете в результате сделанного два тысячелетия назад выбора. Но это уже совсем другая история. В общем, если Сварог является Творцом и Держателем Майи, то Велес является Творцом Жизни и проводником через Время внимания Всевышнего в наш мир. А потому даже ипостась Разрушителя надо воспринимать как неизбежность бесконечного движения жизни.
|