Оригинал Виктор Козлов , "ANNA-news" – anna-news.info 04.04.2014 16:00
В последние два десятилетия между Китаем и Россией сформировались отношения «стратегического партнерства». Более десяти лет назад стороны заключили «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» . В настоящее время китайско-российские отношения находятся на самом высоком уровне в своей истории. Китай и Россия имеют общие интересы во многих сферах. Обе стороны активно стремятся к сохранению стабильности, возражают против создания однополюсного мира , придерживаются принципа «невмешательства во внутренние дела других стран».
Россия и Китай достигли большого прогресса в двустороннем сотрудничестве, что особо способствует их стратегическому партнерству . Развиваются поставки нефти, природного газа, угля, сотрудничество в ядерной энергетике и многие другие направления.
Китай в настоящее время находится на решающем этапе урбанизации и индустриализации. В перспективе он сохранит высокий уровень спроса в источниках традиционной энергии. Экспорт нефти , газа и развитие энергетики в целом являются для России важными элементами для модернизации и развития государства. Международная конкуренция заставляет Россию диверсифицировать экспорт энергоресурсов.
В этом ключе между Россией и Китаем существует большой взаимный интерес в стратегическом энергетическом сотрудничестве.
В связи с успешным визитом в 2013 году в Россию председателя КНР Си Цзиньпина между двумя крупными державами наблюдается новый этап энергетического сотрудничества, который западные страны воспринимают неоднозначно. Однако большинство китайских и российских экспертов сходятся во мнении, что китайско-российское сотрудничество в этой области ведется на прочной основе политического доверия , стремления к взаимной выгоде и отвечает интересам обеих стран.
Однако не одними природными ресурсами сильна современная энергетика.
В этой статье мы поговорим о сотрудничестве России и Китая в наукоемких областях на примере ядерной энергетики.
СССР, с начала 70-х, простроил за рубежом более 20 атомных электростанций, большинство из которых успешно работают и сегодня. Однако, после крупных аварий на АЭС «Три Майл-Айленд» (США) в 1979 г. и «Чернобыльской АЭС» (Украина) в 1986 г., в мировой атомной энергетике наступил своеобразный тайм-аут, взятый для переоценки отношения к ней. С одной стороны он затормозил развитие международного сотрудничества в этой области, а в отдельных случаях и прекратил его, а с другой позволил оценить достигнутое и поднять технические решения по АЭС на более высокий уровень с точки зрения безопасности этого вида энергии. Но это в будущем…
А в то время:
В России, отсутствие заказов на оборудование для АЭС, повлекло за собой сокращение производства на многих заводах, вынужденную переориентацию производственных мощностей предприятий на выпуск несвойственной им продукции, постепенное разрушение и утерю уникальных технологий, массовый уход с производства квалифицированных кадров. Построенный специально для производства оборудования для АЭС громадный и великолепный завод « Атоммаш» фактически и сегодня потерян для отрасли. Уралмашзавод в значительной степени утратил способность производить оборудование для АЭС, названия других разорившихся предприятий уже трудно вспомнить.
В те годы практически только четыре страны - Китай, Индия, Иран и Пакистан продолжали изучать возможность развития атомной энергетики. Именно с их представителями российские специалисты вели переговоры и определяли рамки возможного сотрудничества.
Наиболее типичные сложности пришлось пережить на «Китайском пути».
Президент РФ начал планировать государственные визиты , в том числе визит в КНР в конце 1992 года. Как правило в ходе визита принято договариваться о неких стратегических направлениях сотрудничества. Товарооборот между странами, в то время, был в двадцать раз меньше чем сейчас ( 4 млрд долл. против 90 млрд. долл.). Поэтому аппарат российского правительства запросил у всех ведомств предложения по возможным новым направлениям сотрудничества. Так как российские специалисты уже вели переговоры с китайскими организациями и были определенные наработки, ими было предложено подписать во время визита межправительственное соглашение о строительстве в Китае атомной электростанции. Как оказалось в последствии, ничего более масштабного подписать в ходе визита не получилось. Проект такого соглашения был направлен в аппарат правительства и было получено поручение продолжать работу с китайской стороной. В течении нескольких месяцев проводились переговоры с китайскими по подготовке текста соглашения, находя компромиссы и сближая позиции сторон. В результате, буквально за неделю до события, Соглашение было подготовлено и подписано в ходе государственного визита.
Подписание соглашения было первым шагом на более чем 15-летнем пути до пуска станции в эксплуатацию.
Китайской стороной был выбран для реализации проект АЭС предлагавшийся ранее российской стороной для сооружения в Финляндии, в котором были учтены самые современные требования обеспечивающие ее безопасную работу.
В конце 1994 года российскими организациями была завершена разработка технико-экономического обоснования ( ТЭО) сооружения АЭС в Китае.
Китайская сторона сочла необходимым провести международную экспертизу материалов ТЭО экспертами МАГАТЭ. В марте 1995 года группа экспертов, куда входили специалисты из США, Франции, Финляндии и Японии дала положительное заключение на этот проект.
В течении 1995-1996 годов Россию посещали группы руководителей и специалистов Госплана КНР, Минэнергетики КНР, Китайской корпорации атомной промышленности и других ведомств, которые ознакомились с заводами изготовителями оборудования АЭС, проектными и конструкторскими организациями, действовавшими в России АЭС с реакторами ВВЭР-1000.
В целом, на китайских коллег произвел впечатление имевшийся в России научно-производственный потенциал в области ядерной энергетики,
Стратегия Китая о области ядерной энергетики предусматривала сооружение нескольких АЭС по технологиям Франции, Канады, США и России, освоение всего передового и , в дальнейшем, переход на проектирование, изготовление оборудования и строительство АЭС собственными силами. Поэтому, несмотря на некоторые негативные моменты и слабость, в то время, российской экономики Китай решил рискнуть и продолжить сотрудничество с Россией.
В декабре 1996 года, в ходе визита в Москву премьера Госсовета КНР был подписан протокол о принципах рамочного контракта на сооружение Ляньюнганской АЭС, который определил основные требования к станции, график сооружения объекта, принципы разделения ответственности, контрактную цену и структуру рамочного контракта.
В марте 1997 года был подписан рамочный контракт, в мае 1997 года контракт на разработку технического проекта, а 29 декабря 1997 года Генеральный контракт на сооружение АЭС.
До подписания контракта с китайцами Атомэнергоэкспорт ( российская организация-генеральный подрядчик по строительству атомных электростанций, после подписания контракта преобразованный в Атомстройэкспорт) регулярно докладывал в правительство о ходе переговоров, возникающих проблемах и вопросах, которые должны решить те или иные министерства. Практически все министерства активно работали по решению возникающих вопросов, кроме министерства финансов. Заместитель министра финансов Касьянов ( в последствии Председатель правительства) откровенно говорил , что он противник такого сотрудничества. По его мнению Китай - это бедная, ненадежная страна, которую, в ближайшее время, ожидает финансовый коллапс и она не сможет расплатиться с Россией по предоставленным кредитам.
Кроме того у России много внутренних проблем , российские организации не смогут выполнять обязательства по сооружению АЭС, а заниматься такого рода международным сотрудничеством Россия сможет только в отдаленной перспективе.
Заместитель председателя правительства Немцов в апреле 1998 года собрал совещание с участием руководителей Минатома и Минфина, а также ответственных работников МВЭС, Внешэкономбанка, Министерства иностранных дел и аппарата Правительства РФ. На этом совещании Немцов высказал поддержку позиции Минфина , сказав, что Россию втягивают в авантюру и следует авантюристов наказать. Он дал поручение: « всем участникам совещания рассмотреть подготовленные Минфином России материалы финансово-экономического анализа условий сотрудничества с Китаем и, по результатам рассмотрения, на основе взвешенной оценки всех геополитических и экономических факторов внести согласованный проект решения Правительства РФ по реализации российско-китайского межправительственного соглашения от 18 декабря 1992 года».
Во исполнение этого поручения все ведомства, участники совещания ( кроме Минфина) выступили с единой позицией поддержки российско-китайского сотрудничества и Минфин вынужден был согласовать Проект постановления Правительства, одобряющий строительство АЭС в Китае.
В июне 1998 года председатель Правительсва РФ Кириенко подписал постановление, одобряющее подписанный контракт.
Позднее, уже находясь в оппозиции, Немцов неоднократно заявлял, что Россия делает стратегическую ошибку, развивая сотрудничество с Китаем, вместо того, чтобы больше ориентироваться на США.
В Китае некоторые руководители также считали нецелесообразным сотрудничество с Россией в этой области. Они доказывали, что Россия находится в сложном экономическом положении , вряд ли сможет своевременно финансировать производство оборудования для АЭС . Кроме этого промышленность России , в результате резкого перехода от плановой к рыночной экономике, в значительной степени дезорганизована и стройка может быть бесконечной. Только твердая позиция высшего китайского руководства, направленная на развитие отношений с Россией сыграла свою положительную роль.
К сожалению, скептики во многом были правы. В августе 1998 в России произошел дефолт. Многие банки разорились. Предприятия фактически не имели оборотных средств и оставшиеся на плаву банки отказывали им в предоставлении кредитов.
В соответствии с международной практикой китайцы были готовы платить аванс в размере только 5 процентов от контрактной цены, и то под гарантию крупного российского банка.
Сбербанк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк, в условиях финансового кризиса, не захотели рисковать и отказали Атомстройэкспорту , как в выдаче гарантии на получение аванса, так и в предоставлении кредитов на пополнение оборотных средств предприятий.
В этих условиях финансового голода появился вариант сотрудничества с российским Альфа-Банком. Да, был финансовый кризис, но банку нужен был партнер, который бы кредитовался на крупные суммы в течении нескольких лет. Конечно, банк хотел быть уверен в возврате кредитов и хотел убедиться, что станция гарантированно будет построена. Руководители банка посетив площадку строительства, где уже работало несколько тысяч китайцев и большое количество техники, проведя переговоры, с руководителями китайской корпорации, ответственной за строительство станции, встретившись с послом России в Китае, почувствовали решимость китайцев при любых вариантах станцию построить, даже если, в условиях экономической ситуации в России, придется оказывать определенное давление на партнеров. После этого Альфа-Банк принял решение выделить Атомстройэкспорту кредитную линию на сумму более 100 млн. Долл. США и дать китайской стороне гарантии на возврат аванса.
Таким образом в 1998 году контракт вступил в силу, финансовая поддержка получена и работа была продолжена.
Тесное сотрудничество российских и китайских специалистов в ходе строительства заслуживает отдельной статьи.
В результате этого сотрудничества оба блока Тяньваньской АЭС в Китае построены и успешно работают. В сутки эта АЭС вырабатывает около 50 млн. квт.час. электроэнергии. Проделана огромная работа, в которой приняли участие сотни российских предприятий и организаций .Это безусловная победа российской атомной отрасли, показавшей всему миру, что российская промышленность способна реализовать самые сложные проекты. Несмотря на проблемы при реализации проект успешно завершен. Реализация этого проекта, а также проектов по строительству АЭС в Иране и Индии, помогла сохранить атомную индустрии России и создала базу для ее дальнейшего развития, а Китай получил электростанцию, соответствующую самым высоким современным требованиям по уровню безопасности и конкурентоспособности.
«При российском участии построена первая очередь Тяньваньской АЭС, которая по результатам стресс-тестов признана самой безопасной в Китае. В прошлом году при помощи наших специалистов в КНР запущен в эксплуатацию экспериментальный реактор на быстрых нейтронах. Таким образом, Китай стал четвертой в мире страной, после России, Японии и Франции, обладающей подобной технологией», - написал Путин в статье для китайской газеты «Жэньмин жибао» в преддверии своего визита в КНР в 2012 году.
В декабре 2012 года в Москве подписан протокол между правительствами двух стран о сотрудничестве в сооружении энергоблоков №№3,4 АЭС «Тяньвань». Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко сообщил журналистам, что китайский заказчик установил «очень жесткие сроки сооружения»: до 2017 года блоки должны быть пущены, а в 2018 году – введены в эксплуатацию. Глава «Росатома» также отметил, что в случае необходимости российская сторона готова предоставить кредит на реализацию этого проекта, хотя, по его мнению, Китай «вряд ли будет обращаться за кредитом».
Сегодня стороны готовы приступить к переговорам по третьей и четвертой очереди (энергоблоки №№5,6,7,8 ) АЭС «Тяньвань». Кроме того, ,по словам заместителя председателя правительства России Д. Рогозина, обсуждалось сотрудничество с Китаем «в части создания плавучих атомных электростанций» и строительства промышленного реактора на быстрых нейтронах.
Безусловно, сотрудничество наших двух стран в области атомной энергетики имеет хорошие результаты и широкие горизонты сотрудничества.
Профессор РЭУ им Плеханова в.В.Козлов
|