Цветные революции стали мощным инструментом давления западного мира на действующую власть в любой стране, развитие которой, по его мнению, идёт в неправильном направлении. А в неправильном направлении идут все так называемые развивающиеся страны, к которым западный мир относит и Россию. Догоняющее развитие стран, экономика которых по своему уровню по разным причинам не дотягивает до уровня западных экономик, считается неправильным направлением. Но неправильным не потому, что Запад горит желанием видеть эти страны в числе лидеров. Западу не нужны сильные конкуренты, ему как раз нужны именно постоянные аутсайдеры. Запад не устраивает стремление таких стран обеспечить социальное благополучие собственного населения без доли «сильных мира сего» в этом благополучии.
В данном случае срабатывает животный инстинкт западного мира, которым он живёт ещё со времён формирования в Европе первых национальных государств. Хорошо кушать, красиво одеваться и комфортно жить хочется всегда. Но только не за свой счёт, а за счёт более слабого соседа или знакомого, который должен жить хуже и обязательно делиться своими крохами с сильным покровителем. Действуя именно таким образом Европейский Союз, направляемый и руководимый из-за океана Америкой, пытается вовлечь в сферу своего влияния всё новые страны.
Европейский Союз – это своеобразный лохотрон в виде финансовой пирамиды, которая предназначена для обеспечения достойного уровня жизни стран, находящихся на самой вершине (в первую очередь – это Германия, Англия и Франция) за счёт лохов, влачащих свою жизнь в основании пирамиды. К последним относятся страны Центральной и Восточной Европы, стремящиеся в Европу (или имеющие «счастье» находиться там с недавних пор) из соображений урвать халяву по примеру других стран, уже давно являющихся членами Евросоюза. Они напрочь забыли о том, что в калашный ряд со свиным рылом не лезут. То, что полагается в условиях финансовой пирамиды королям, для осла, на котором едут короли, является всего лишь морковкой перед их носом. И как бы быстро осёл ни бежал за этой морковкой, она всегда будет находиться на одинаково недосягаемом расстоянии от голодного рта бедного животного.
Кстати, слово «лох» очень точно отображает суть стран, рвущихся в объединённую Европу. Это слово два века назад было в ходу только у жителей русского севера, и называли им не людей, а рыбу. Многие, особенно опытные рыбаки, знают, как упорно идет к месту нереста лосось. Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. После трудного нереста рыба теряет последние силы (как говорили в старину «облоховивается») и уносится течением вниз. А там её уже ждут хитрые рыбаки и берут в буквальном смысле голыми руками. Постепенно это слово перешло из народного языка в жаргон бродячих торговцев. «Лохом» они прозвали мужичка-крестьянина, приезжавшего из деревни в город и которого было легко надуть.
Всё это как нельзя точно характеризует отношения Европейского Союза (рыбак) и Украины (рыба в нетленном образе мужичка-крестьянина с задатками закоренелого лоха). Действительно, только лох может считать себя независимым, находясь при этом под внешним управлением. И это при том, что по результатам последних выборов на Украине было сформировано правительство, в котором принимают непосредственное участие иностранные граждане. Только лох может позволить выступать в качестве экономического эксперта на телевидении в своей стране человеку (незабвенный Петя Павленский), прибивавшему свои гениталии к брусчатке на Красной площади, зашивавшему собственный рот, обворачивавшемуся колючей проволокой и отрезавшему мочку собственного уха, выражая таким образом социальный протест. По всей вероятности, для лохов членовредительство является признаком их выдающейся экономической компетенции. Как, впрочем, и для Джона Маккейна, пригласившего Павленского в Конгресс США на слушания по государственному долгу США в качестве эксперта.
В случае с Маккейном всё понятно. У него нелады с психикой ещё со времён войны во Вьетнаме. Но откуда берутся лохи на Украине и в России? Каким образом Украина превратилась в страну, оболваненную русофобией и неонацизмом. Почему в России «пятая колонна» имеет влияние, находя всё новых сторонников? Почему Запад так прочно вошёл в нас во всех смыслах, активно влияя на наше сознание, качество знаний, мышление? Ответ на все эти вопросы пролегает в идеологической плоскости.
Сегодня в России весьма распространено мнение об отсутствии государственной идеологии. Само наличие мнения подобного рода указывает на то, что в российском обществе отсутствует исчерпывающее понимание причин тех событий, которые происходили в стране на протяжении последних десятилетий. И дело здесь не только в этом. Мы забыли о том, что сознание человека просто не может существовать без идеологии. Идеология встроена в сознание вне зависимости от нашего желания. Идеологически настроенное сознание – это часть социальной культуры, определяющей мировоззрение и социальное поведение общества.
После краха советской идеологической машины и развала СССР произошла подмена идеологической установки в социальном сознании. Как говорится, свято место пусто не бывает. Западный мир мгновенно внедрил в сознание людей, проживающих на постсоветском пространстве, экономическую идеологию – либерализм и разновидность общественной идеологии, воплощённой в политической системе, – демократию. Именно эти две западные идеологии, действие которых закреплено в Конституции Российской Федерации, определяют сегодня материальную и духовную жизнь российского общества. Отсюда возникает проблема качества идеологии, которая воздействует на общественное сознание, оказывая непосредственное влияние не только на действия и поступки человека, но и в конечном итоге на его социальное благополучие.
Вместе с тем, в современном обществе широко распространено мнение о существовании некой национальной идеи, реализация которой должна привести к консолидации общества и социальному благополучию. На протяжении последних десятилетий вектор идеологических поисков власти сдвигался от западничества – к патриотизму, от радикализма – к консерватизму, от «свободного рынка» – к государственничеству, от идеологического нигилизма – к единой национальной идее. Прагматическая реальность существования и развития человеческого общества показывает, что вера в существование национальной идеи настолько же велика, как велика реальность полного отсутствия вероятности того, что она существует в действительности.
Разве можно говорить о „национальной идее” в многонациональной стране, да ещё к тому же и многоконфессиональной? Такая постановка задачи работает на разрушение страны, ибо и в сознании, и в подсознании людей неизбежно возникает вопрос: «Идея какой национальности будет определяющей для всех?». Попытки увильнуть от ответа на этот вопрос рассуждениями о том, что «так принято», что «имеется в виду не национальность, а государство» и т.п., удовлетворения у людей не вызывают.
Уж если принимать в качестве сущности национальной идеи её направленность на самоидентификацию и самоопределение нации, то для российского общества эта проблема уже решена. Россия де-юре и де-факто является суверенной и независимой страной, которая реально существует на карте мира и является неотъемлемой частью мирового сообщества. Национальная идея с этой точки зрения получила своё реальное воплощение. Следовательно, попытки найти национальную идею, имеющую другую сущность, не имеют под собой никакого реального основания. Это утопия.
«Раз мы признаем, пишет В.С. Соловьев, существенное и реальное единство человеческого рода… раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения, очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию во вселенской жизни, вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога».
Вместе с тем на протяжении последних десятилетий ведутся ожесточённые споры о содержании национальной идеи, её значении для социального развития российского общества. Несмотря на полное отсутствие результатов многочисленных дискуссий и интеллектуальных поисков по этому поводу, эта виртуальная национальная идея продолжает владеть умами и сердцами людей, упорно пытающихся найти хоть какой-либо намёк на наличие этой самой идеи в нашей жизни.
В общем виде всю совокупность существующих общепризнанных подходов к определению национальной идеи можно свести к следующим:
1. Консолидирующая идея граждан, которые её разделяют и придают самоидентификационный смысл.
2. Идея конкретной нации.
3. Индивидуальная особенность национального организма и сознания.
4. Национальный идеал и миссия бытия.
5. Национальное благо и условия его реализации.
Отсюда следует, что назначение национальной идеи напрямую связано с жизнедеятельностью исторически сложившейся устойчивой этнической общности людей, основанной на общности языка, территории, экономической жизни, культуры, т.е. с жизнью конкретной нации. Это в своё время послужило основанием для появления понятия «титульной нации», как доминирующей этнической группы, язык и культура которой становятся основой для образовательной системы страны. А наличие такой этнической группы определяет название данного государства.
Сам факт выделения титульной нации означает её противопоставление национальным меньшинствам и этническим диаспорам, проживающим на одной территории с представителями титульной нации. Более того, национальные меньшинства и этнические диаспоры должны демонстрировать свою лояльность по отношению к государству титульной нации, что указывает на силу государства. Такое доминирование распространяется и на экономические отношения, в частности, отношения собственности. Считается, что большая часть национального богатства должна принадлежать именно представителям титульной нации, а не какой-либо другой.
К примеру, с точки зрения представителей украинских националистов современная национальная идея заключена в очень коротком девизе: «Свій до свого по своє», то есть она включает защиту всего национального. При этом интересы других национальностей в учёт не принимаются, в лучшем случае, это делается на словах в популистских целях. Всё это является благодатной почвой для различного рода противоречий на национальной почве, что уже само по себе создаёт предпосылки для роста социальной напряжённости в обществе, которая и приводит к его расколу, в первую очередь, по национальному и ментальному признакам.
Говоря о титульном статусе нации, следует отметить, что такое положение в сфере межнациональных отношений на одной территории имеет право на существование. Более того, оно обосновано объективной необходимостью в таком выделении с точки зрения идентификации страны в международном сообществе. Однако справедливости ради следует подчеркнуть, что быть по-настоящему, а не в понимании националистов, титульной нацией – занятие не из лёгких. В обществе должна выделиться нация-лидер, которая своим примером самоотверженного созидания жизни должна вдохновлять представителей других национальностей на внесение своего посильного вклада в построение социального благополучия в стране. Именно это и придаёт представителям других национальностей ощущение жизни в родных стенах и сопричастности ко всему происходящему.
Поэтому доминирование, которое предполагает статус титульной нации, несёт в себе груз большой ответственности перед национальными меньшинствами и национальными диаспорами за социальное благополучие людей, их образующих. Ведь экономические успехи страны мировое сообщество будет воспринимать как успехи, прежде всего, представителей титульной нации, наличие которой и закреплено в названии страны. Равно как и провалы в социальном развитии будут отнесены также на счёт всё той же титульной нации. По большому счёту титульная нация и несёт на себе весь груз моральных издержек социальной трансформации общества, частью которого она является сама. А это, согласитесь, весьма неблагодарное занятие в условиях несовершенного мира, в котором господствуют деньги и связанная с неправильным отношением к ним моральная деградация общества. Так что здесь нужно очень хорошо подумать, а стоит ли так бездумно стремиться к статусу титульной нации, чтобы подчеркнуть своё преимущество над остальными нациями, как хозяина страны, которая является единым домом для проживающих на этой же территории представителей различных национальностей.
«А зачем же тогда вообще в мире существует деление на нации?» – возразят некоторые. Национальная самоидентификация и самоопределение является важнейшим условием конкурентоспособности страны и социального благополучия её населения. Ведь именно с обособления на отдельной территории групп по этническому признаку и начиналось в своё время формирование современных обществ и государств. Именно в этом и состоит сущность закона целостности и роли призвания каждой нации в реализации этого закона. В формулировке В.С. Соловьева он звучит так: «Призвание, или та особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа – индивида или нации – и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, – эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места».
Принцип целостности предписывает части целого, с одной стороны, быть равнозначной целому, но, с другой стороны, знать свое место в этом целом. С одной стороны, призвание – это задание, стоящее перед нацией, но которое имеет значение для всего общества. С другой стороны, призвание – ограничено пределами своей нации, и навязывать его другим нациям, на танках или в подарочных упаковках, значит обрекать другие нации на неисполнение их собственного призвания. Именно исполнение нацией своего призвания во многом способствует росту конкурентоспособности страны и благополучию всего общества.
Несмотря на деградацию в определённой степени моральных устоев, недостаточно высокий уровень жизни, политическую и экономическую нестабильность, разницу в понимании путей достижения экономического успеха, в России имеет место общее стремление некоторой части граждан к справедливости, порядочности, благосостоянию, политическим, экономическим и социальным успехам, то есть конкурентоспособности страны. И обеспечить всеобщность этого стремления может только идеология. Она является консолидирующим началом общественных устремлений подобного рода.
«…Каковы мысли в душе его (человека), таков и он…» – провозглашается в библейской книге Притч, 23:7. В мыслях находит своё отражение мировосприятие, образ мышления, духовная настроенность, т.е. менталитет, присущие как отдельному человеку, так и обществу в целом. Библия даёт чёткое указание на единомыслие, как важнейшее условие достижения жизненного успеха: „…Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны…” (Послание к Филиппийцам 2:2). С этой формулой успеха общего дела трудно не согласиться.
Необходимость единства в мышлении и действиях людей хорошо выразил в своей известной басне И. А. Крылов „Лебедь, Щука и Рак”:
„Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука”.
„…Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там”.
Эти слова очень точно отображают сегодняшнюю ситуацию, в которой находится Россия в результате следования принципам демократии и либерализма. Под воздействием демократических и либеральных ценностей в стране выросло целое поколение, активно пополняющее ряды «пятой колонны». К сожалению, часть этих либерально настроенных людей уже потеряны для российского общества, ибо они по определению не способны созидать. Либералы инфантильны, зациклены на материальных ценностях, в силу чего неспособны радоваться жизни. Виной всему, по их мнению – советское прошлое и бедное настоящее. Они всегда стремятся выглядеть лучше, нежели они есть на самом деле, пытаясь противопоставить себя этим окружающим. Главной чертой типичного либерала является обеспокоенность собственной безопасностью, неумение самостоятельно принимать решение и настороженное отношение к изменениям, что указывает на их неуверенность в завтрашнем дне.
Для человека, не отягощённого либеральными взглядами, неуверенность в завтрашнем дне – понятие временное, связанное с житейскими трудностями, которые он испытывает время от времени. Либералу в этом плане намного тяжелее, поскольку неуверенность в завтрашнем дне для него – уже не ситуативное явление, а диагноз. Для осознания собственной способности либералу необходимо богатство. Он закрыт для изменений. При этом либерал постоянно требует изменений от других, возлагая вину на государство за переживаемые неприятности из-за отсутствия умения и желания адаптироваться в условиях динамично меняющейся реальности. Вместе с тем, находясь в глубоком противоречии с самим собой, он глубоко убеждён в том, что государство должно минимизировать своё присутствие в экономике. Большая часть либерально настроенных людей, рьяно выступая за верховенство законов, при этом считают нормальным явлением в случае осознанной необходимости покупку таких вещей, как решение суда, депутатского мандата, освобождение от криминальной ответственности, а также жизнь и свободу другого человека.
Либералы со знанием дела предают свою Родину, продавая при этом остатки своей совести. Они мыслят шаблонами, которые внесли в их сознание демократия и либерализм, не задумываясь о печальных последствиях своей деструктивной и антиобщественной деятельности. Процесс, запущенный Западом в общественном сознании, создаёт вполне осязаемые угрозы для России.
Сегодня перед лицом угроз, исходящих от Запада, назрела крайняя необходимость в общественной консолидации. Положение осложняется тем, что Россия – это многомиллионная и многонациональная страна. И Запад сделал ставку именно на её расчленение и деление путём разжигания межнациональных конфликтов. Самым действенным инструментом консолидации общества является социальная идеология. Сначала должны перестроиться мозги, измениться социальная культура (сознание, знания и мышление), а уже потом можно ожидать „социального прорыва” и „российского экономического чуда”, о котором так любят говорить политики, не имея представления о том, как это должно произойти на практике.
К сожалению, в России дело так и не дошло до разработки концептуальной идеологической модели социального развития общества. Роль идеологии в социальном развитии незаслуженно обделена вниманием политиков и экономистов. Сегодня учёные и политики озабочены поиском национальной идеи. Однако жизнь общества является достаточно разносторонней и динамично меняющейся, для того чтобы на неё можно было радикально повлиять посредством реализации какой-либо одной, пусть даже самой гениальной идеи, касающейся социального развития. Представляется, что для обеспечения реального социального благополучия необходимо иметь не одну идею, а целостную систему идей, воплощённых в социальной идеологии и направленной на решение конкретных задач социальной значимости.
Говоря о значимости идеологии для жизнедеятельности общества, следует разделить понятия «государственная идеология» и «социальная идеология». Каждый из этих терминов несёт собственную смысловую нагрузку, имеет своё конкретное приложение и соответствующие этому результаты.
Государственная идеология представляет собой это комплекс установок, внешней и внутренней политики, направленной на достижение определенных целей. В данном случае речь идёт о влиянии на общественное сознание в масштабах органов государственной власти.
Социальная идеология является социально-философской категорией, обозначающей уровень социального сознания и представляющей собой систему политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.
С этой точки зрения социальная идеология – гораздо более широкое понятие, включающее в себя и государственную идеологию. Поэтому целесообразнее вести разговор именно о социальной идеологии, влияние которой охватывает материальную и духовную сферы жизни во всех их проявлениях. В данном случае речь идёт об идеологии социального детерминизма.
Социальный детерминизм является социально-философской категорией, отражающей уровень общественного сознания и представляющей собой систему социальных идеалов, норм и ценностей, на основе которых формируются взаимосвязанные и взаимообусловленные гуманитарные, рыночные, финансовые, правовые и производственные стимулы для обеспечения роста социальной справедливости и социального благополучия всех слоёв общества.
Идеология социального детерминизма понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, дающее ответы на возникающие у человека вопросы относительно социальных отношений, социальной справедливости, социального благополучия, исторических перспектив общества, в котором он живет, и т.д. Её влияние на жизнедеятельность проявляется в совокупном воздействии экономической и общественной идеологий. Данный дуализм обусловлен наличием материальной и духовной сфер жизни человека, что естественным образом вызывает необходимость их учёта и выработки соответствующего влияния на процессы, протекающие в этих сферах.
Общественная идеология, идеалы которой образуют принципиальную основу гуманитарной политики государства, способствует формированию самодостаточного человека, обладающего адекватным мировоззрением и гибким менталитетом. Но этих качеств недостаточно для построения успешного общества. Кроме этого общество должно уметь достигать положительного результата своей жизнедеятельности наиболее эффективным путём (минимум затрат, максимум результата). Такую способность обществу обеспечивает экономическая идеология, идеалы которой положены в основу экономической политики государства. Именно воплощение идеалов в гуманитарной и экономической политике государства создаёт условия для реального осуществления взаимообусловленного и взаимосвязанного влияния общественной и экономической идеологии на общественную жизнь. Синергетический эффект данного идеологического воздействия проявляется в формировании установок в социальном сознании на реализацию социальной справедливости и социального благополучия.
Однако эти установки могут быть реализованы только при наличии соответствующих изменений в Конституции Российской Федерации, касающихся роли идеологии в общественной жизнедеятельности. Кроме того необходимо изменить концепцию социального развития общества, государственного регулирования экономики, деятельности Национального Банка России и изменить экономическую систему.
В связи с этим введение в действие идеологии социального детерминизма требует принятия целого комплекса мер, главными из которых являются следующие:
1. Изменение Статьи 1 и пункта 2 Статьи 13 Конституции Российской Федерации. Предлагается следующая их редакция:
Статья 1
1. Российская Федерация – Россия есть федеративное правовое государство с республиканской формой правления, функционирование которого направлено на создание необходимых условий для обеспечения стабильного роста социальной справедливости и социального благополучия всех слоёв населения.
Вместо:
Статья 1
1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 13
2. Доминирующей идеологией провозглашается социальный детерминизм.
Вместо:
Статья 13
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Принятие общегосударственной концепции управления социальным развитием общества, направленной на обеспечение гармоничного взаимосвязанного развития социальной культуры и общества в процессе преобразования социальной экономики, результатом чего является рост социальной справедливости и социального благополучия общества. Использование модели управления социальным развитием общества позволит перейти от реформирования экономики, осуществляемого в случаях ухудшения экономической динамики, к обеспечению стабильного и динамичного развития посредством постоянного контроля над показателями социального развития, своевременного выявления проблем и оперативного устранения причин их вызывающих.
3. Переход на систему государственного стимулирующего регулирования экономики, функционирование основных составляющих элементов которой (экономическая политика, государственное управление и экономическая стратегия) направлено на реализацию социальных (экономических и общественных) идеалов, норм и ценностей. Данная система выступает в качестве механизма реализации управляющего воздействия государства на социальное развитие общества
4. Национализация Центрального Банка России с целью вывода его деятельности из-под контроля Федеральной резервной системы США и влияния мировой финансовой конъюнктуры, а также обеспечения реального контроля над финансовыми потоками в российской экономике. Тем самым устраняется финансовый механизм воздействия демократии и либерализма на сознание общества.
5. Переход от экономической системы, стимулирующей избыточное потребление, к экономической системе, активизирующей инновационную активность общества (инновационная экономика) и обеспечивающей гармоничный рост уровня заработной платы наряду с одновременным с ростом уровня производительности труда. Это создаст реальные материальные предпосылки для стабильного роста социального благополучия населения страны.
Тем самым мы очертили лишь общие контуры всего массива преобразований, в которых так нуждается российское общество, разрывающееся между либерально-демократическими и общечеловеческими ценностями. Следование последним всегда приводило общество к социальному успеху.
Время доказало необходимость объединяющей общество идеологической доктрины. С этой точки зрения идеология социального детерминизма как нельзя лучше подходит для преодоления разрыва между дореволюционной, советской и новой Россией, вселяет надежду на преодоление затянувшегося спора о способах общественной консолидации и путях достижения социальной справедливости и социального благополучия.
|