ПравдаИнформ: Напечатать статью

Советские фильмы и ложь

Дата: 08.06.2015 18:49

Сейчас можно услышать от самых разных деятелей типа Млечина, Сванидзе, всевозможных кино и теле режиссёров, среди которых полно никому неизвестных и всеми признанный Никита Михалков, что, мол, Советское кино было ложью, уводящей людей от ужасной действительности. Мне, человеку, прожившему большую часть жизни в СССР, и всегда очень любившему советские фильмы, слышать подобный зловредный бред невозможно. В 90-е годы я стала собирать кассеты с советскими фильмами, чтобы сохранить их для своих детей и внуков. К 2001 году у меня их было уже около 400. В 2001 году мою квартиру обокрали, воры унесли и почти все фильмы. Позже милиция задержала торговцев моими фильмами молодых парней и изъяла у них мои кассеты, но, увы, их осталось только 17 штук, остальные фильмы парни уже продали. Сейчас в 2014 году у меня вновь более 400 кинокартин советского времени. Поэтому я не только по памяти 20-летней давности могу судить о том, что было такое советское кино, но и наслаждаюсь этими фильмами почти ежедневно.

Перед выборами в Думу, а особенно перед президентскими выборами, каких только гадостей не распространяли СМИ и особенно телевидение о советском времени, чтобы не дать людям вспомнить, как им светло жилось в СССР. Даже перед юбилеем Любови Орловой, показывая фильмы с её участием, ведущие предупреждали зрителей, что все они - сказки.

Вот мне и хочется поговорить о правде и лжи в советских «киношках», начав с фильмов Александрова и Орловой. Самый казалось бы политизированный, агитационный фильм-комедия «Светлый путь». Там и, правда, деревенская «Золушка» превратилась в Члена правительства. Возможно ли, это было в жизни?

Вот начало фильма: деревенская девушка ходит в школу для взрослых, где она проходит «ликбез». Одновременно она работает няней у богатых людей. Что здесь неправда? Всё - правда. Потом, поссорившись с хозяйкой, она устроилась работать на фабрике уборщицей. Туда её определила женщина-парторг фабрики. Повстречались они случайно, но таких случайностей в жизни полно. Работая на фабрике, она стала осваивать профессию ткачихи. Нормальное явление. Жила девушка в это время в общежитии при фабрике. Молодая, здоровая, неглупая, естественно, стала неплохой ткачихой, тем более, что она в это время уже полюбила инженера той же фабрики. Ей хотелось ему соответствовать. Чисто женская психология. В стране разрасталось стахановское движение и понятно, что она примкнула к этому движению. Стала стахановкой. Получила за это орден, квартиру. Всё – правда! Да, фильм агитировал за то, чтобы зрители старались дать Родине больше продукции, независимо оттого, где они работали сами. И что в этом плохого? Где ложь?

Весёлые ребята

Прочие комедии Александрова с Орловой, например: «Весёлые ребята», «Волга – Волга», «Цирк», «Весна» - все рассказывали главным образом, о том, как талантлив наш народ! А он и, правда, очень талантлив! Здесь немного выбивается «Цирк» из общего ряда, но и в нём русские циркачи сделали пушку лучше, чем американская пушка. Опять-таки речь о таланте и гордости советского человека! А какой трогательный момент с негрятёнком- малышом! Как великолепно показаны народности СССР: русские, украинцы, грузины, евреи, калмыки! Все укачивают малыша и поют свою колыбельную. Все народы дружны и не может быть в советской стране презрения к человеку, в связи с цветом его кожи! Это - чистая правда!

Да, были моменты в жизни огромного многонационального государства в 1937-39 годах, а потом во время Великой Отечественной войны, когда был перекос в отношении некоторых национальностей. Но партия сама осудила это явление и приняла меры, чтобы подобное не повторялось. Я, прожившая свою сознательную жизнь после войны, никогда не сталкивалась с тем, чтобы на государственном уровне одна национальность выпячивалась, а другая принижалась. Даже на бытовом уровне, хоть в МГУ, хоть в АНСССР, где я работала после университета - это встречалось крайне редко. Только к началу 90-ых « проклюнулись» поползновения национальных разборок, потом, как гром среди ясного неба, распад СССР! И уже снежным комом стали разрастаться национальные претензии. Теперь ни о каком национальном единстве нет речи, даже не верится, что в 50-80-ые годы мы все жили дружно и счастливо в одном огромном СССР!

Чапаев

<:CAPTION:>

Я очень боюсь, что международная обстановка так сложится, что моим детям и внукам придётся пережить войну. Вот, если завтра война, кто пойдёт защищать Родину? Миллиардеры, миллионеры и прочие богатеи? Нет! Простые смертные? А ради чего им умирать? В моей жизни все рвались защищать Советскую Родину от врагов, потому что такой страны больше нигде на земном шаре не существовало! Это только вдуматься: Родина свободного труда, страна, где власть принадлежит народу! И о том же были фильмы. «Чапаев», например! Все, кому больше 30- 35 лет видели его и не просто видели, а по сто раз. Крылатые фразы из него до сих пор можно услышать. Что в нём сказка? Всё - правда! А фильмы по произведениям Шолохова? «Поднятая целина», «Тихий дон» и др. Всё - жизнь казаков, которых прекрасно знал Шолохов. Они завоевали и отстояли право счастливо трудиться для Родины, а тем самым и для себя. Замечательные фильмы!

Во время войны и после неё ещё долго вся страна смотрела военные фильмы. В них прославлялся подвиг и героизм молодых, преданность партии и Родине всех поколений, даже детей. Вспомним хоть детские фильмы: «Сын полка», «Счастливого плавания», «Тимур и его команда», «Девочка ищет отца», «Васёк Трубачёв и его товарищи» и многие другие. Сколько детей стали такими же сыновьями полка, сколько сирот оказалось в Суворовских и Нахимовских училищах, как удивительно заботилась Советская Страна о своих осиротевших за войну детях! А сколько пионеров стало героями Советского Союза! Не перечесть! Ни одной ленты о войне нет фальшивой. Это не современное кино о легендарном маршале Жукове, который по версии новых «деятелей культуры» не воевал, а занимался дамами, точнее бабами, вместо того, чтобы фронтами командовать! Это же возмутительная ложь на героя войны! И как только у съёмочной группы совести хватило такое создать?!

О войне удивительный фильм Пырьева «6 часов вечера после войны». Он настолько верил, что Победа будет за нами, что в Ама-Ата сделал фильм в 1943 году, в котором герои встречаются в 6 часов вечера после войны, т.е в мае 1945года! Вот до какой степени режиссёр знал свой народ и верил в него!

А что за безобразие сейчас фильмы о войне? Даже форма на солдатах не похожа на ту, что носили наши отцы и деды, а уж смысл вообще ужасный, не хочется и пересказывать…

Кубанские казаки

Лучше вернёмся к фильмам советской поры. Тот же Пырьев сделал киноленту «Кубанские казаки». Этот фильм до сих пор смотрится с удовольствием, а какая замечательная там музыка! А какой актёрский ансамбль! Великолепный! Ещё в советское время говорили, что мол – это не жизнь современная, а лубочная картинка дана в фильме. Безусловно, в «Кубанских казаках» много чего приукрашено. Но ведь это легко объяснимо. Только что закончилась война, люди наголодались, намучались, так хотелось мирной, счастливой жизни. Вот Иван Пырьев и показал, какой должна теперь стать наша жизнь, к чему надо стремиться. Советские фильмы были тем хороши, что не было в них грязи, уголовных каждодневных разборок, предательств и откровенного, пахабного натурализма, если показывались отношения мужчины и женщины. Наоборот, воспитывалась молодёжь на искренности, настоящей любви, чистоте помыслов. Примеров можно привести множество: «Аттестат зрелости», «Разные судьбы», «Люди на мосту», «Семь невест ефрейтора Збруева» и ещё, и ещё. А какие дивные экранизации прекрасных произведений мировой классики! Молодёжь воспитывали уважать классическую литературу, как русскую, советскую, так и зарубежную. Вспомним удивительный фильм Бондарчука «Война и мир» или прекрасный фильм «Воскресенье» тоже по Л.Н. Толстому. «Шинель», «Белые ночи», «Бег» - опять-таки замечательные советские фильмы! И такие прекрасные экранизации можно называть без конца.

Сейчас в современных комедиях весь, так называемый юмор, концентрируется в положениях и шутках ниже пояса. У советского кинематографа были прекрасные комедиографы, начиная с Александрова, Пырьева, которые продолжили такие мастера, как Гайдай, Данелия, Рязанов. Они брали простую жизненную ситуацию и умели посмеяться над людскими недостатками остроумно, весело, умно, по-доброму. Вот хоть фильм «Афоня», появившийся на экранах в 1975 году. Как великолепно издевается над халтурщиком и мздоимцем Афоней Данелия, какие настоящие удивительные типажи его друзей, одного из которых играет Леонов, а другого Брондуков. Прекрасно смеётся автор и над общим собранием, превратившим нормального рабочего в пьяницу и бездельника своим равнодушием. Каждая реплика в фильме из жизни, всё узнаваемо. А, поиздевавшись над недостатками своего героя, Данелия возвращает его в тот мир, где он в детстве был счастлив и любим. Афоня узнаёт, что, гоняясь за «халтурой», он потерял любимую тётку, вырастившую его, как сына. Разменивая себя по глупым танцам с малознакомыми людьми, он чуть не потерял настоящую любовь. Этот фильм добрый, умный, весёлый, как большинство советских комедий. Этому же он и учит зрителя.

Или взять фильм тоже комедийный, но сделанный Михаилом Козаковым, режиссёром вроде бы серьёзным, далёким от комедии. Фильм «Покровские ворота». Удивительно добрый, смешной фильм, в нём яркая издёвка над московской «коммуналкой». Там всё – правда, насколько сатира вообще может быть правдой. Какие типажи выведены Козаковым! Что ни герой, то самобытный характер. Вот главная героиня, её играет Инна Ульянова, она и женственна, и умна, и коварна. Она любит сразу двух мужчин и не знает, как ей их обоих удержать. Один – Лев Евгеньевич ( его играет Равикович) слабохарактерный, но как она говорит «ярко окрашенный». Он помнит множество стихов разных поэтов наизусть, многих из них он переводил, так как «на всех языках поёт», как отзывается о нём другой её муж. Другой( его играет Борцов) приехал с фронта с кучей слов-сорняков на немецком языке и по любому поводу вставляет «натюрлих», «зер гут», «фюнф минут» и т.д. Его руки всё время что-то ремонтируют, он себя плохо чувствует, если не работает на точильном станке или не пользуется дрелью, но интеллектуальную жену свою он, конечно же, не может духовно удовлетворить. Вот она и мечется меж двух огней ( между настоящим и бывшим мужем ). А какая тонкая блестящая сатира на Мосэстраду! Броневой, Крачковская и Моргунов играют типичных «деятелей искусств» разговорного жанра. Весь фильм пронизан юмором, доброй насмешкой над нашими недостатками. И при этом сатира на жизнь общества по принципу, который так точно выражен словами Маяковского: «Мы хотим, чтоб не в бровь, а в глаз критика грязь косила. Это лучшее из доказательств – нашей чистоты и силы!» Фильм, безусловно, талантливый, так как его авторы Зорин и Козаков и актёры, занятые в нём и песни Окуджавы и Утёсова, звучащие за кадром – всё выполнено высоко художественно и мастерски! И невольно напрашивается аналогия с морем бесцветных постсоветских картин, где не помнишь ни о чем фильм, кто что играет и не понятно, что авторы хотели им выразить.

Сейчас антикоммунисты, вспоминая советское время, твердят лишь о Гулагах и гонении на церковь. Будто и не было ничего другого в СССР за 70 лет. В этой связи мне хочется вспомнить фильм «Всё остаётся людям». Он о человеческой доброте, нравственности, о преемственности поколений, о высокой духовности советского Человека. Кстати, там выводится оппонентом академика Дронова( его играет Николай Черкасов) в споре о духовности со священнослужителем, которого прекрасно играет Андрей Попов. Какой замечательный диалог этих двух немолодых людей о том, ради чего живёт человек и кому нужна церковь, а кому нет!

В наше страшное время, когда деньги затмили разум многим людям, хочется убежать в другой мир, где люди работали радостно, бескорыстно, старики не боялись, что станут бомжами, беспризорных детей советское государство собирало, чтобы обуть, одеть, накормить и научить какой-нибудь специальности. Всё это можно найти в фильмах «Весна на Заречной улице», «И жизнь, и слёзы, и любовь», «Педагогическая поэма», «Путёвка в жизнь», «Дело было в Пенькове», «Карьера Димы Горина», «Мужики», «Республика «Шкид» и как всегда список таких фильмов можно продолжать и продолжать.

И что характерно – непрерывно пишут, говорят по любому ТВ каналу и радио о том, как ужасно жилось в СССР, при коммунистах. Но в любой современный государственный праздник или хоть сколько-то значимый для страны день, все каналы заполнены советской кино продукцией. Вот в день 70 летия Победы по Первому каналу показывали : «Они сражались за Родину», «Весна на Заречной улице», «Москва слезам не верит» , по Второму: «Мужики», «Вылет задерживается», по ТВ Центр «Нежданно-негаданно», «Ночное происшествие», «По семейным обстоятельствам», «Ты- мне, я – тебе» По Культуре: «Сказание о земле Сибирской», «Пятнадцатилетний капитан», «Объяснение в любви». Я уж не стала писать о прочих каналах. Ведь сейчас их более 40. Первые два смотрит вся Россия и ближняя заграница. ТВЦ – смотрит вся Москва и Подмосковье. Культуру любят все, кого раздражает реклама – это один из немногих каналов, где её нет. Почему же такое внимание к советской кино продукции? Уверена, дело в том, что эти фильмы рождают радость, доброту в людях. А в дни выборов, например, надо умерить эмоции людей, недовольных существующими порядками. Посмотрит человек хороший, добрый фильм, размякнет душой, понадеется на русский авось и не пойдёт бить физиономию тем, кто довёл страну до безобразия. А зря, лучше бы пошёл!

Ханутина

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru