periskop.livejournal.com 22.06.2016 16:05
Многострадальная Rail Baltica пытается выбраться из анабиозной камеры в своём прибалтийском звездолёте и предпринимает некие шевеления[1] . Наконец-то озвучен новый срок реализации скоростной линии: 2018 – начало стройки, 2025 – финиш.
Пока что, натужными усилиями Литвы и небольшими трансфертами ЕС за десятилетие получилось дотянуть 1435-мм линию до Каунаса, это порядка 70 км. На бизнес-форуме в Сочи говорили, что сообщение Белосток – Каунас (до Варшавы пока не смогли договориться) будет запущено вот-вот или даже уже.
В проект для вящей красоты внесена новая нотка: теперь "Рейл Балтика" планируется не только до Берлина, но и до Венеции :) Ну и конечно, тоннель до Бомбея Хельсинки под Индийским океаном Финским заливом тоже никуда не делся, он в планах остался.
Представители Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Финляндии, а также координаторы Балтийского транспортного коридора ЕС подписали совместную декларацию, подтвердив заинтересованность в активной реализации проекта железной дороги европейской колеи Rail Baltica. Документ был подписан во вторник в Роттердаме, сообщает Интерфакс со ссылкой на BNS.
В декларации подчеркивается стратегическое значение проекта для совершенствования транспортной сети, соединения стран Балтии с соседними странами и остальной Европой, содействия мобильности как жителей ЕС, так и внутренних и трансграничных товарных потоков. Стороны вновь подтвердили, что прокладка железнодорожной линии Таллинн-Пярну-Рига-Паневежис-Каунас-Варшава является общей целью всех участников проекта.
Ранее сообщалось, что Еврокомиссия (ЕК) решила выделить 202 млн евро на реализацию проекта железной дороги европейской колеи Rail Baltica. Литве ЕК решила выделить 190 млн евро, выдвинув при этом дополнительные условия, которые страна должна выполнить для получения средств. Эстония получит 10,9 млн евро. Размер финансовой поддержки Латвии не уточняется.
ЕК выдвинула Литве условия как можно быстрее договориться с Латвией и Эстонией об управлении компанией RB Rail (совместное предприятие трех балтийских стран, созданное для управления проектом Rail Baltica), поскольку ее правление до сих пор не сформировано из-за их разногласий.
Строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica планируется начать в 2018 году, завершить – в 2025-м. Общая стоимость проекта составляет по разным оценкам 3,7-5,2 млрд евро. Будущая магистраль соединит Хельсинки через Таллинн, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином. В перспективе возможно продления маршрута до Венеции. СП стран Балтии RB Rail было учреждено в ноябре 2014 года, в его задачи входит проектирование, строительство и маркетинговые работы.
Ну что... Посмотрим :)
Форум 1520, разная солянка: periskop
periskop.livejournal.com/1571710.html
2016-06-03 11:25:00
Итак, масса всякой разноплановой информации с сочинского "Форума 1520" – то, что я вынес из выступлений и мнений в кулуарах. Сразу предупреждаю, что информация под катом будет интересна только любителям транспорта – никакой общей палитеги и всяких не относящихся к нему сущностей там нет. Правда, нонче транспорт сам по себе геополитика, так что...
Много тут собралось стран и народов – и это очень удобно в том смысле, что сразу узнаёшь тенденции, что куда клонится и кто на ком стоит. Присутствовал наш Белозеров – глава РЖД, начальник Казахстан ТемирЖолы Аскар Мамин, шеф иранских ж.д. Мохсен Агайи, грузинской ж/д Мамука Бахтадзе, балтийские поблекшие тигры, поляки, белорусы, Улан-Баторская дорога (монголы), немцы из Сименса, большой выводок французов из SNCF, гендир финской VR Микаэл Аро, лощеные китайцы и другие. Украинцев, правда, не видно и не слышно – я так и не понял, были ли тут люди с УЗ. Если и были – то искусно маскировались среди русских до степени неотличимости, безо всякой жовто-блакитной самодеятельности.
1. Общий рефрен всего мероприятия – как устоять в этом сложном периоде. Мировой транспорт в принципе чувствует себя хреновенько – сейчас мы находимся в глобальной фазе стагнации и даже в чём-то и кризиса. Падает фрахт, не растут грузопотоки, разве что контейнерооборот растёт (но не у нас, увы). Железные дороги, как кровеносная система экономики, тоже эти перепады чувствует. Но как и везде – есть нюансы. Кто депрессирует и на печи лежит, а кто и возможности использует.
2. Наконец-то на самом высоком уровне признали коллапс международных пассажирских сообщений на пространстве 1520 – то, о чём я упорно пишу тут уже года два подряд. Об этом специально упомянул и Белозеров в своём выступлении. Падение только за 2015 год – 34%. А если сравнивать с 2012 годом – то аж в три раза! С 61,6 млн. чел. до 20,5 млн. Число поездов (маршрутов) в межгосе в 2007 было 280, сейчас ожидается 124. Конечно, отчасти тут повлиял украинский кризис – но не более чем на треть. Основная причина – жесткая привязка межгостарифов к швейцарскому франку. Неудачней валюты в нынешних условиях придумать было нельзя.
Я хотел было ещё прицепить инфы, но увидел в свежем спецвыпуске "Гудка-1520" прямо готовые цифры. Читайте:
3. Санкции и Россия. Выступал хранцуз из Альстома, жаловался, что санкции мешают сотрудничеству, но всё равно надо находить возможности. "Россию изолировать невозможно" и т.п. в таком духе. Точно так же выступали и Сименсы (немцев на мероприятии было много), что "курс на стратегическое партнёрство держим на много-много лет вперёд". Но постепенно ведётся работа по отвязке ТО подвижного состава от специалистов Сименса и сертификации отечественных предприятий на право таких работ. Также, локализация уральских "Ласточек" достигла 80%.
4. Вопрос приватизации кусков ж/д и внутриотраслевой конкуренции на форуме (во всяком случае в первый день работы) звучал очень глухо и эта тема особо не педалировалась. Я очень прислушивался к тенденциям в этой нехорошей сфере, но пока новых новостей нет.
Президент РЖД Белозеров, на переднем плане – замминистра транспорта Цыденов
5. Рулят, конечно, те, кто интенсивно строит новое – казахи, китайцы, иранцы. У наследников Ксеркса и вообще бенефис с января (когда ООН с них официально сняла санкции) - все вокруг их обхаживают. Иранцы успели за время санкций построить 5000 км новых железных дорог и граничных соединений, сейчас достраивают соединение с Ираком, короткое соединение на Астару, доводят до ума трассу на Бендер-Аббас к Персидскому заливу и проч. и проч. Короче – санкции животворящие, получается, двигатель инфраструктуры при желании :) Теперь возникло множество новых вариантов сообщения Север – Юг (Хельсинки – Тегеран, Гамбург – Бендер-Аббас и др. варианты).
Шеф Иранских ж.д. г-н Агайи
6. То же самое – возникновение множества новых возможностей – наблюдается и у казахов. КТЖ особенно активно работает по международным транзитным коридорам, и Казахстан далеко ушёл от советской конфигурации ж/д, достроив ряд соединений внутри страны. Всего построено 1700 км новых ж/д. Они также обзавелись терминалами в китайском порту Ляньюнган. В общем, у них быстро растёт доля международного транзита – в Китай, Россию, Иран, Зап. Европу. Всё идёт через Казахстан.
Вот, для примера, казахстанский слайд с международными ж/д коридорами через страну. Прямо-таки пуп Евразии!
Глава КТЖ Аскар Мамин и гендир финской VR Микаэ Аро
7. Финны (VR) чувствуют себя сложненько. Грузопотоки у них упали, также негативно на транспорт повлияли санкции (груза в Россию, особенно импорта, стало много меньше). Но держатся, он рассказывал про клиентоориентированность и всё то, о чём обычно говорят в такой ситуации :)
7а. В целом, импортные перевозки из ЕС в РФ упали на 41,3% за 2 года. Импорта стало сильно меньше. Так что я понимаю жалобы финнов.
8. Проект "Райл Балтика" в очередной раз меня насмешил – не зря я его воспринимаю в основном юмористически. По словам людей из LDz, многострадальную линию теперь будут вести на Ригу, так как до Каунаса дотянули, с горем пополам. И сколько, вы думаете, будут строить? Неизвестно. Проекта пока нет, и до 2019-го включительно прибалты будут неспешно заниматься... отчуждением земель и выкупом строений. А дальше? Дальше пока непонятно. Сначала надо земли выкупить. В общем, классическое "...то Таллинннна талеко-о-о..." :)
8а. Запускается движение по 1435мм Каунас – Белосток. "А почему не до Варшавы?" – "Пока не смогли договорится, но в будущем будет..."
9. Экспансия РЖД за рубежом (только часть данных).
а) участвует в ж/д строительстве, реконструкции сети и поставках техники в Индонезии, б) то же самое, в Сербии, в) ведутся переговоры о помощи Ирану в достройке короткого соединения от Тегерана на Астару (через Азербайджан) и участии в управлении этой линией и т.п.
10. (из выступления главы иранских ж/д) - вот так будет выглядеть прямой путь Север – Юг: Хельсинки/ Турку – СПб – Мск – Махачкала – Азербайджан – Иран – выход к Индийскому океану. Иранцы взялись очень резво за дело.
И планы по достройке у них наполеоновские:
11. Грузинский шеф ж/д Бахтадзе: тоже хотят откусить свой кусочек от международного транзита.
12. По части ВСМ, к сожалению, было немного содержательной новой информации. Единственно, на декабрь 2016 планируется открытый конкурс на поставку подвижного состава поездов ВСМ Мск – Казань. Тогда и выяснится, какие на трассе будет поезда и с чьим участием. Также звучали заверения, что минимальная локализация поездов будет не менее 70%, а лучше – 80%. Производство планируется в России. Размер состава – 12 вагонов, макс. скорость – 360 км/ч.
Прозвучали также расчёты, что максимальная скорость прибыльной эксплуатации поездов ВСМ – макс. 320 км/ч. Если скорость будет выше, затраты начинают расти в геометрической прогрессии.
13. Планируется ещё ускорить "Сапсаны": довести до ума полигон южней Чудово до полноценных 250 км/ч, примерно до Бологое. Сейчас ведётся реконструкция. На сколько в итоге будет сокращён маршрут (сейчас 3:45), пока не ясно.
У тренажёра виртуальной реальности "Сименса"
14. По экспансии двухэтажек на сети РЖД. Сейчас в эксплуатации 170 вагонов (до запуска поезда 036 СПб – Адлер).
Какие будут новые 2-этажные маршруты в ближней перспективе?
Москва – Екатеринбург (купе), Москва – Ярославль (сидячка, аналогичная воронежскому экспрессу).
Заказываются ещё 74 2-этажных вагона для линии СПб – Мск, тема пошла на ура.
15. Любопытный факт: транзит Японии через Россию в Европу по Транссибу вырос в 2015 г. в 9 раз (!), до полумиллиона тонн.
16. Ещё один интересный факт: 80% пассажиропотока России обеспечивают всего 150 направлений от столичных регионов (такие, как Москва – Екатеринбург, Петербург – Вологда, Москва – Северный Кавказ и т.п.). Ещё 260 направлений между облцентрами дают 15% трафика. И оставшиеся 5% пассажиропотока падает на оставшиеся 1450 направлений.
Пленарка, 1 день форума. Президент РЖД Белозеров (в середине) и замминистра транспорта Цыденов
(что там за колоритный чел за спиной Белозерова, кто скажет? такое ощущение, что я его неоднократно видел в РБК-ТВ)
PS. Пока всё, по возвращению сделаю ещё пост по Форуму, с нормальными слайдами.
Этот пост написан "с колёс", тут на месте. Так что могут быть невольные ошибки.
PPS. В 17.15 отбываю отсюда в Питер новым 2-этажным поездом №036 – протестирую новый 2-этажный маршрут.
Интересен он тем, что ускорен относительно традиционного "адлерского" аж на 12 часов – на полсуток (!!!). Идёт вместо 2 суток, как раньше, 37-38 часов.
|