ПравдаИнформ: Напечатать статью

К 50-летию легендарного фестиваля в Костерёве

Дата: 17.10.2016 14:17

К 50-летию легендарного фестиваля в Костерёве

Изгиб гитары жёлтой…

15 октября этого года на межрегиональной ежегодной 19-й встрече авторов-исполнителей в Доме пейзажа Левитановского творческого центра д. Елисейково было решено: торжественно отметить на территории Елисейково, в конце мая 2017 г., 50-летие Всесоюзного семинара-фестиваля с участием известных бардов советской эпохи.

Слёт в Костерёво май 1967

Слёт в Костерёво май 1967

Знаменательное событие состоялось 19-22 мая 1967 г. на территории охотничьего хозяйства Костерёво с участием Александра Галича, Юлия Кима, Юрия Кукина, Ады Якушевой, Виктора Луферова, Виктора Берковского и других. Фестиваль был организован московским Клубом самодеятельной песни. Выступления бардов на форуме авторов-исполнителей записывала радиостанция «Юность».

По мнению многих людей, причастных к истории бардовского движения, начало теоретическому осмыслению авторской песни в России положило выступление искусствоведа Владимира Фрумкина. Именно на этой первой конференции-семинаре в Костерёве впервые обозначена центральная проблема понимания авторской песни. Участники события свидетельствуют, что там было много народу, барды из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Минска…

Слёт в Костерёво весна 1967

Слёт в Костерёво весна 1967

Владимир Фрумкин вспоминает: "Это был один из причудливых последних даров угасавшей хрущевской оттепели. Стояла необычная для весны удушающая жара. „Помните, Володя, – любил вспоминать потом известный советский сценарист, драматург, прозаик, автор-исполнитель Александр Аркадьевич Галич, – какие там летали комары? Вот такие, как утки!“ Среди юношей и девушек с гитарами и без гитар, среди палаточного быта странно было видеть элегантного, маститого Галича. Резко выделялся он и среди нахлынувших в костеревскую глушь московских литераторов и журналистов — артистизмом, изяществом, аристократической осанкой…".

Известный организатор творческого центра им. И. Левитана в д. Елисейково Владимир Иванович Косярумов также подтвердил, что в Костерёве до сих пор живут охотники, хорошо помнящие фестиваль и его участников.

Из довольно-таки известной книги Михаила Аронова «Александр Галич. Полная биография» (2012 г.) можно узнать немало интересных фактов. Привожу их почти дословно.

А. Галич в Костерёво, май 1967

А. Галич в Костерёво, май 1967

Помимо бардов на «Костерёвский» семинар в мае 1967 г. приезжали в большом количестве и литературные критики, музыковеды, социологи, фольклористы и руководители песенных клубов – всего 75 человек. На большом автобусе на территорию охотничьего хозяйства прибыли и сотрудники радиостанции «Юность» – все происходящее записывалось на магнитофон.

Инициатором проведения семинара всесоюзного масштаба в Петушинском районе был 23-летний Сергей Валерианович Чесноков (сейчас ему 73 года). Учёный, математик и социолог, культуролог и музыкант, большой поклонник авторской песни. Он еще в 1963 – 1966 годах участвовал в создании Московского клуба самодеятельной песни (КСП). Этот клуб и организовал семинар в Петушках, разослав приглашения по всей стране. В начале 1967 года Чесноков познакомился с Галичем и персонально пригласил его принять участие в семинаре.

Костерёво 1967. Барды

Костерёво 1967. Барды

Слет бардовской песни в Костерёве, как и все мероприятия КСП, проводился под эгидой ЦК ВЛКСМ…
Из рассказа Юлия Кима известно, что они с Галичем опоздали на один день (все остальные участники прибыли 19 мая) и приехали не на автобусе, а на машине «Москвич», которую раздобыл Галич и которую вел кто-то из его знакомых. Приехав на «Москвиче», знаменитые барды сразу оказались на лесной полянке… На семинар было отведено всего три дня, расписание его было очень плотным: каждый день читалось по нескольку докладов, затем шло их обсуждение, и после этого уже начинали выступать сами барды.

Среди важнейших теоретических вопросов, обсуждавшихся в Костерёво, был такой: а как же, собственно, называть эту песню? Участники семинара стремились противопоставить бардовскую песню песне профессиональной, эстрадной, которая у всех уже навязла в зубах, и предлагали самые разные варианты: «гитарная песня», «любительская песня», «походная песня», «туристская песня», «массовая песня» и другие. Слово взял Галич и предложил свой вариант: "Любительская… ну да, так может быть, но очень напоминает любительскую колбасу. А вот самодеятельная песня – это «сам делаю»: сам сочиняю и сам исполняю".

В итоге после продолжительного диспута все участники пришли к выводу, что «самодеятельная песня» – это самое правильное и самое емкое название, а за аббревиатурой КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни» (до этого она расшифровывалась как «Конкурс студенческой песни»). Впоследствии, однако, применительно к творчеству Высоцкого, Окуджавы, Галича и Кима станет использоваться термин «авторская песня»…

Хотя семинар на территории Петушинского района проходил в мае – стояла 30-градусная жара.

По словам Владимира Фрумкина, все участники семинара «жили в бараках», то есть в охотничьих домиках. Московский бард Сергей Крылов считает иначе: "Лежали мы там на травке, в охотничьем хозяйстве. Какие там домики – я не знаю. В палатке мы там жили. А домик там только один был – строился большой такой сруб, в котором дверь уже сделали, а все остальное – нет. И вот однажды вечером был концерт Галича. Мы собрались внутри этого сруба. Он пустой был – только лавки такие стояли из одной доски по всем стенам, и в стенах горели лучины. И вот в этой темноте, в колеблющемся свете лучин, вошел Галич и стал петь. Он пел очень мощно. И когда он стал петь в этой темноте, как будто все стены исчезли, как будто мы в космосе находимся".

Вообще песни тогда пели с утра до ночи. "Это были ночные бдения, – рассказывал Валерий Меньшиков, «министр песни» новосибирского клуба «Под интегралом». – Начинал, допустим, петь Юля Ким. Тут же подхватывал тему или оттенял – Галич. Потом Юра Кукин с шуточками своими замечательными выходил. И вот это было непрерывное действо. Просто уже под утро надо было выползать только на свежий воздух".

Кульминацией семинара в Костерёве стал парный концерт Александр Галич – Юлий Ким, который состоялся вечером 21 мая. Тогда они действительно спели почти все свои острые песни, а Ким еще и чередовал лирические песни с политическими. Аудитория была потрясена смелостью обоих бардов. Игорь Михалев так описывал свое впечатление от песен Галича: "Я не был привычен к такому – откровенно вывернутому наизнанку, написанному, как казалось, на одном дыхании, без усилий, пауз, пота и крови". Сходные чувства испытывали и другие зрители, не привыкшие к жесткой, «проблемной» поэзии. Но многим из них такие песни просто не нравились. "Когда Галич пел, – вспоминает Туриянский, – на него набрасывалась куча критиков, авторов песен типа „Едут новоселы по земле целинной“. Были всякие дискуссии. Он пел свои песни „Мы похоронены где-то под Нарвой“, „Памяти Пастернака“… Они говорили: „Да как Вы можете?!“, а он отвечал: „Ну, вот так я к этому отношусь“".

Выступление Александра Галича в Петушинском районе прошло с большим успехом и без эксцессов…

Петушинский район богат культурными традициями. А проведение юбилейного фестиваля авторской песни в мае 2017 г. может привлечь туристов со всей России.

В Петушках и его окрестностях живёт немало талантливых поэтов, авторов-исполнителей. Хочется надеяться, что они продолжат славные традиции незабываемого фестиваля, состоявшегося на территории Костерёвского охотничьего хозяйства.

Слава Богу, живы ещё именитые участники памятного весеннего слёта 1967 года под Покровом: Юлий Ким, Владимир Туриянский, Владимир Бережков, Игорь Михалев… Их, наверное, тоже можно пригласить в качестве почётных гостей и спеть с ними общую песню: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!…»


Евгений Голоднов, краевед


На фото из архива движения авторской песни: выступления бардов в Костерёве 19-22 мая 1967 г.

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru