ПравдаИнформ: Напечатать статью

С Рождеством Христовым!

Дата: 07.01.2017 17:23

Оглавление

С Рождеством Христовым!

Золотое Руно

С Праздником Благовещенья.


С Рождеством Христовым!

Прошедший год заканчивается весьма символично:
Именно на Православное Рождество Конгресс утвердил окончательную победу Дональда Трампа над Хиллари Клинтон, несомненно олицетворяющей антихристианские тенденции в современном мире. С чем и поздравляю всех христиан, в том числе и тех, кто христианами является на индивидуальном уровне, а не в силу Принадлежности к Православной Церкви. Всех, всех всех!!!

Лично для меня наиболее важным событием прошедшего года были слова Хиллари Клинтон на теледебатах, когда она, возражая Дональду Трампу, обещающему сделать Америку снова великой, сказала: "We a great because we are good" (Мы великие потому, что мы добро).
Словно яркая вспышка осветила мой ум, мучающийся несоответствием зверских жестокостей Альбигойского крестового похода и личности чуть ли не единственного крестоносца, отказавшегося участвовать в Четвертом Крестовом походе, как только выяснилось, что этот поход носит антиправославный характер. Услышав слова Хиллари Клинтон, я сразу понял наконец, почему трактовки Рождества в России и на Западе столь различны, и почему именно в теме Рождества как в точке фокуса сходятся все лучи, испускаемые разными менталитетами на Востоке и на Западе. Мгновенно сложились кусочки мозаики и появление в 1456 году адских дыр на "Рождестве" Робера Кампена, перекочевавшее в 1475 году на "Рождество" Сандро Ботчелли, объяснило связь гобеленов с Единорогом, ставших чуть ли не главной частью приданного Анны Бретонской – последней православной герцогини Западной Европы, с Англо-Ганзейская войной и присоединением Новгородской республики к Московскому княжеству, а также с венчанием в конце 1472 году Софьи Палеолог и Великого Князя Московского Ивана III, причем венчанию предшествовало перекрещивание невесты. И действительно, решение Папы Римского Павла II женить подопечную ему наследницу Византийских Императоров на будущем носителе титула "Государь всея Руси" как то напоминает решение Хиллари Клинтон использовать Дональда Трампа в качестве Росса Перо 2.0.

Дело в том, что католицизм в силу определенных причин очень озабочен интерпретацией девства Девы Марии, что особенно сильно проявилось в иконографии так называемого "мистического рождества". От обычного рождества в западной иконографии эту тему обычно отличает наличие двух повитух, одна из которых по имени Саломея сказала. что она поверит в девство роженицы только после того, как прикоснется к нему. И у нее тут же отсохла рука, которая восстановилась только после того. как она прикоснулась к младенцу Христу.

Об этом в википедии прекрасная статья[1], которую они передрали из академического словаря.[2]
Через "Мистическое Роджество" Ботичелли[3] эта тема раскрывает связь Фламандского Возрождения в кризисом Итальянского Возрождения получившего название "маньеризм", который можно считать первым художественным течением Нового Времени или если хотите модернизма. Возрождение все таки пограничное течение, которое одной ногой осталось в средних веках.

Кроме того, эта тема раскрывает историю развития Русской Православной традиции, так как в иконографии 16 века эта тема почти исчезает в связи с апокрифичностью упоминания о повитухах, а у Андрея Рублева они есть. Кроме того эта тема очень важна для понимания Византийского искусства. в котором эта тема раскрыта в рамках декоративно-прикладного, а не литургического искусства.

Но самое интересное это то, что через Мастера Хохенфурзского эта тема связана с темой Иосифа Обручника и c эпохой рыцарских орденов, о которой я писал в статье о самом загадочном произведении Робера Кампена – Благовещенье. (нидерл. Robert Campin) А если предположить, что Робер Кампен и Родриг ван дер Вейден это один и тот же человек, то сравнение этой картины Робера Кампена с каноническим Рождеством Родрига ван дер Вейдена проясняет то, что произошло с людьми в те критические 20 лет. когда практически одновременно закончилась Столетняя Война (вслед за Северными Крестовыми походами), распалась Золотая Орда, образовался Орден Золотого Руна, и перестала существовать Византия.

abrod.livejournal.com/1102246.html
07.01.2017, 07:19





Золотое Руно

Просматривая сегодня свою френд-ленту, наткнулся на пост о Святом Дмитрии Ростовском.
Автор недоумевает
ИМХО – разгадка кроется в обстоятельствах жизни его или не столь известных нам научных исследований святителя Димитрия. Дерзну предположить, что он докопался до какого-то крайне нестерпимого и болезненного нерва "тайны беззакония" и в простоте душевной этот нервишек очень изрядно потрепал и подергал, так что даже малейшая связь с его именем и вызывает в аду столь непонятную нам бурную реакцию.[4]

Не знаю как насчет простоты душевной – по моему святитель дергал за этот нерв вполне сознательно, – но сам этот нерв хорошо известен. Это сочинение о Руне Орошенном, так же известном как Гедеоново руно, оно же "Золотое руно". А Орден Золотого Руна это и сейчас ого-го-го, и кстати связан этот орден с цветными миропроектами самым непосредственным образом и следовательно с той борьбой за президентское кресло, которая сейчас разворачивается в США и в которой я, Слава Богу уже не участвую.

Дело в том, что того мира, который образовался после Четвертого Крестового похода, Альбигойского крестового похода и нашествия Чингиз-хана больше нет. А начинался этот мир с эпохи рыцарских орденов, образовавшихся вокруг тех или иных христианских святынь, похищенных крестоносцами в Православной Византии. И орден Золотого Руна, не самый последний из рыцарских орденов, тоже образовался вокруг такого сокровища, но помимо это сокровища у него была еще и своя легенда, связанная с этим сокровищем. И эта легенда и есть тот нерв, до которого докопался святой Дмитрий Ростовский и Федор Достоевский. Более того этот нерв проходит красной нитью через Альбигойский Крестовый поход и через Сицилианскую вечерю, которая была совместной операцией Английской и Византийской разведок против той самой секты, которая стоит за Хиллари Клинтон. Причем об этом достаточно откровенно пишет Джон Норич, а я хотел в пику ему написать, что эта операция была прообразом не только Антанты и Объединенных Наций, но и того союза Владимира Путина и Дональда Трампа, до которого мы с Божьей помощью доживем буквально через две недели.

Хотел я оставить комментарий об этих обстоятельствах в посте уважаемого орфеуса, в том числе дать ссылку на мой пост, связанный с этой темой, но выяснилось, что я у него превентивно забанен. И я уверен, что мою книгу о христианском искусстве, в которой я рассказываю об эпохе рыцарских орденов, в том числе и об ордене "Золотого Руна" ждет тот же прием в любом Православном издательстве в России. А то, что через пять лет именно эта тема станет основным способом доказать ущербность Русской Церкви в семье Православных Церквей, сейчас никого не волнует.

abrod.livejournal.com/1101516.html
05.01.2017, 15:15





С Праздником Благовещенья.

В этот замечательный праздник я хочу рассказать об одной из своих любимых икон "Благовещенье", или если хотите картин, моего любимого художника Роберта Кампена. Долгие годы я ходил смотреть на эту картину почти каждый день, вглядывался в эти лица, вслушивался в свои мысли, которые приходили в голову когда я глядел на мышеловку Святого Петра, и маленького ангела летящего к уху. Это было очень странное время, я жил тогда в 10 минутах ходьбы от Форт Траян Парк – единственного место в США, где я чувствовал себя дома, – мне очень удачно удалось составить расписание работы и занятий предпоследнего семестра в Пратте, я изучал средневековое искусство, писал курсовую работу по сакральной геометрии и считал дни когда я уже расплююсь, наконец, с преподаванием ненавистной физики. А летом меня ждала не работа, а мечта – лаборант в летней школе реставрации в филиале Бруклинского музея в Венеции. Мне во второй раз удавалось вылезти из той помойки, в которую меня сбросили мои американские родственники. Но странное дело, несмотря на то, что я не ничего не знал о той мине, которая уже тикала рядом со мной в этой помойке и после взрыва которой все мои блистательные планы унесло ветром неизвестно куда, я все ходил и ходил в Клойстерс и смотрел на эту икону, все лучше и лучше понимая, что надо креститься, потому, что дальше будет поздно.

Прежде всего должен сказать, что Робер Кампен очень известный художник, о нем осталось масса документов, в основном финансового характера, но нет ни одного произведения искусства, которое можно атрибутировать как принадлежащее его кисти, так что стиль Робера Кампена известен только из отзывов современников. Зато сегодня есть три картины, великолепные по своим художественным качествам, которые явно принадлежат одному мастеру, получившему условное имя "Флемальский мастер"[6] и которого по причинам о которых будет сказано позже идентифицировали как Робера Кампена.

Во вторых вопреки распространенному мнению Возрождений было три, а не два – Итальянское, Северное(Германское) и … внимание! Фламандское. (Если не считать Каролинговского и Юстиниановского возрождений которые были за много веков до этих трех Возрождений, случившихся практически одновременно.) Причем Фламандское Возрождение в отличие от Германского практически никак не связано с Возрождением Итальянским. Началось оно раньше Итальянского, и такое достижение эпохи Возрождения как масляная "реалистическая" живопись родилось именно во Фландрии, а не в Италии, так что итальянские художники позаимствовали эту технику вместе с умением изображать фактуры предметов у фламандцев, а не наоборот. Это особенно важно сегодня, так как в отличие от Итальянского и Германских Возрождений, Фламандское имело другие корни и даже другое направление движения. Если первые два были существенно антихристианскими и антивизантийскими по духу (достаточно вспомнить насмешки Вазари над "примитивным" византийским стилем), то Фламандское искусство вообще и Робер Кампен в частности шли не от анти-иконописной традиции фресок Джотто, а были результатом естественного развития техники кельтского и англо-саксонского иллюминированного манускрипта, которая сохранилась во Фландрии и Англии до 16 века, а в России даже до 18-го. Самый поверхностный анализ произведений Фламандского Возрождения заставляет признать, что художественная техника и художественная задача это разные вещи, и если мастерство "живописания" Флемальского мастера по крайней мере опережает мастерство его современников в Италии, весьма поспешно и вполне сознательно уходивших от византийской иконописи, то художественные задачи, которые он решает и отношение к самому процессу письма, конечно, соответствует скорее иконописи, а не религиозной живописи.

Дело в том что Фландрия была местом, где наступление западного цивилизационного христианства[7] встретило особо ожесточенное сопротивление галло-римского и кельтского Православия Святого Патрика, опиравшееся на датские связи и национально-освободительное движение белгов, которое существует по сей день в виде движения валлонов.

Фламандцы, потрясенные красотой Христа, изливали свою любовь к нему, придумывая всевозможные теологические и философско-эстетические концепции, становившиеся способом идентификации всевозможных гильдий. А гильдии были основой традиционного фламандского общества, несмотря на то, что их безуспешно пытались подавить или изменить всевозможные феодалы-завоеватели. И художественным выражением этих концепций, пускай иногда уходивших в гностицизм, но в отличии от Италии никогда не утрачивавших связи с христианством, как со своей основой, стало живопись художников Фламандского Возрождения, в частности Флемальского мастера. Вершиной его творчества является триптих Алтаря Мероде, написанный около 1425 г.ода, и те, кто знают английский, могут прочитать в Википедии весьма подробное и даже правдоподобное описание всевозможных гипотез Эрвина Панофски о символическом толковании композиции этой иконы, изображенных на ней предметах, и обстоятельствах ее написания.

При этом надо принимать во внимание, что современные искусствоведы изо всех сил пытаются отрицать христианскую символику произведений Фламандского возрождения, так как это разрушает сложившуюся схему интерпретации Возрождения как освобождения от Церковного порабощения античной культуры. В частности, человек у дверей на левой панели Алтаря Мероде, это конечно святой Петр, а не таинственный посланник к спонсорам написания этой картины. До смешного доходит – лет 30 назад весьма известный сотрудник дирекции музея Метрополитен для того, чтобы обосновать свои бредни о христианстве объявил о том, что лучшая работа Босха в этом музее[8], настоящий шедевр, каждый мазок которого кричит "Босх!", является позднейшей то ли подделкой, то ли "подражанием" Босху. И только сегодня я узнал, что оказывается новый директор музея Метрополитен начал процесс "реабилитации" этого шедевра. Вот радость то – а то ведь и табличка висела – "Подражание Босху". Бог его знает, что у них в головах щелкает, у этих экспертов.

Но об одной подробности я не могу не сказать – визуальным центром композиции центрального пано является восьмиконечная звезда образованная складками платья Богородицы, что связано с учением о миссии Христа как о восьмом дне Творения. А геометрическим, визуально скрытым центром композиции является необычайно тщательно выписанное ухо Богородицы, через которое она забеременела, услышав Благую Весть от Архангела Гавриила. Такое нетривиальное взаимодействие визуального и геометрического центра композиции не может быть случайными и перекликается не только с символическим значением правой панели, о котором будет сказано позже, но и с удивительным взаимодействием одноточечной перспективы трехмерного мира комнаты, и, обусловленного символикой, отказа от перспективы для изображения скамьи, а вернее трона Соломона слева от Богородицы. Особую важность этой композиции придает то, что одноточечная перспектива используется Флемальским мастером по крайней мере за два года до того как Мазаччо закончил свою Троицу в Санта-Мария Новелла, которая считается первым живописным произведением, использующим одноточечную перспективу, и за год до того как Брунелески, потрясая научностью искусства жителей Флоренции, стал демонстрировать эту перспективу с помощью силуэтов и продырявленного экрана на площади Дуомо.

Особого комментария требует композиция на правой панели Алтаря Мероде. Дело в том, что огромное влияние на фламандское Православие оказала теология Блаженного Августина, в частности его можно сказать поэтическая метафора:"Крест Господа Бога стал мышеловкой для дьявола». Христос на Кресте становится приманкой в мышеловке для Дьявола и Ада, и когда голодный Ад, место, или вернее состояние, абсолютного безбожия, торжествует победу, глядя на мертвого Христа, он вдруг чувствует в своем чреве присутствие самого Господа Бога!!! И несчастные рабы греха, никогда до этого не покидавшие Ада, выходят из раскрытого чрева и получают ту самую Волю, которая дана была человеку изначально для Богосотворчества и свободной синергии с Волей Божьей.

Именно эта метафора Блаженного Августина – ключ к понимаю композиции на правой панели, на которой изображен Святой Иосиф Обручник, смастеривший мышеловку и мастерящий приспособление для выжимки вина – символа Евхаристии. То, насколько этот образ был важен для европейцев эпохи Возрождения следует хотя бы из того, что через сто лет после Робера Кампена именно эту аллегорию увидели современники Шекспира в "Мышеловке" – названии пьесы внутри пьесы, которую Гамлет показывает Корнелиусу и Гертруде, стремясь "расколдовать" свою мать от чар убийцы своего отца. Кстати это показывает, в чем был символизм Гамлета для Шекспира и его современников.

То огромное впечатление, которое история, а вернее теология в красках Святого Иосифа Обручника, рассказанная Флемальским Мастером, связана с тем, что Европа и Ближний Восток того времени стали ареной борьбы могущественных рыцарских орденов, сделавших Иосифа Обручника, как защитника Святой Марии и Христа, небесным покровителем рыцарства вообще и рыцарских орденов в частности, таких например как орден рыцарей Храмовников или рыцарей Госпитальеров. Но в отличии от всей остальной Европы Флемальский мастер изображает символ рыцарства как частное лицо, отца семейства, а не закованного в латы "монаха, несущего благую весть на кончике копья" Это тем более важно в связи с тем, что то время было временем экстремальной популярности почитания Святого Иосифа Обручника во Фландрии и Франции благодаря проповедями канцлера Парижского Университета Жана Жерсона[9], который был духовником правителя Фландрии герцога Бургундского Филиппа Смелого, но отказался поддержать развязывание им гражданской войны и вынужден был бежать в Италию

Флемальский мастер идентифицируется сегодняшними экспертами как Робер Кампен в связи с интересом последнего к натюрмортам и живописанию предметов и фактур, но символизм Алтаря Мерде указывает скорее на Роже де ла Пастюр, в зрелые годы принявшего на себя имя Рогир Ван-дер Вейден. Смешно, конечно, читать как силятся эксперты втиснуть могучую фигуру гениального художника в заранее придуманную схему внимания в мелочам, в которую он патологически не влазит, и все это лишь бы не признать, что человек так писал предметы не во имя любви к вещам, а потому, что ему было важно их символическое значение, как способ выразить свою потрясенность красотой Христа.

С Праздником Благовещенья!

abrod.livejournal.com/132248.html
07.04.2012, 20:02




Ссылки

[1]

Саломея-повитуха — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Саломея-повитуха

[2]

Саломея-повитуха - это... Что такое Саломея-повитуха?

dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/412134

[3]

Мистическое Рождество — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Мистическое_Рождество

[4]

О "Православной догматике" митрополита Макария. - Православный японского обряда
Jan. 5th, 2017 at 2:56 PM

ortheos.livejournal.com/1232418.html

[5]

С Успением Пресвятой Богородицы! - abrod
Aug. 28th, 2016 at AM, 10:37

abrod.livejournal.com/1042072.html

[6]

Флемальский мастер — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Флемальский_мастер

[7]

Dennis Montjoie!: Западное Христианство - культура против цивилизации.
07.2011

forboch.blogspot.com/2011/07/blog-post_6751.html

[8]

Hieronymus Bosch | The Adoration of the Magi | The Met

www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/110000157

[9]

Краткий обзор развития почитания св. Иосифа Обручника в Римско-Католической Церкви : Портал Богослов.Ru

www.bogoslov.ru/text/1336448.html#_edn5

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru